В Эрмитаже проходит выставка «Русский авангард. Искусство для нового мира».
Появление авангарда в России относится к началу XX века. Революционные и социальные потрясения изменили жизнь людей, создавалось новое общество, новый человек, новый быт, новая художественная среда. Страна переживала бум в искусстве. Слово «авангард» означало «передовой отряд». Художники искали непознанные формы выражения настроений того времени. Возникло искусство — новое, экспериментальное, но привлекающее по сей день.
На выставке 500 экспонатов: графика, живопись, фарфор, ткани, книги, костюмы. Представлены главные имена русского авангарда: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Кузьма Петров-Водкин, Натан Альтман, Александр Родченко и другие. Вся экспозиция — своеобразная мини-энциклопедия русского авангарда.
Естественно, выделяются основные символы авангарда — хрестоматийный «Черный квадрат» Малевича, а также его чайник из прямоугольных блоков и получашки с резкими углами и изящными полусферами. Этот фарфоровый сервиз в быту неудобен, но принес в мировой дизайн неожиданные формы и красоту лаконизма.
Много экспонатов из коллекции Императорского фарфорового завода.
Интересно разглядывать фарфоровые фигурки. Миниатюрные скульптуры с характером, каждая со своей историей на злобу дня и соответствующим названием. Например, «Хулиган», «Женщина-НЭП», «Рабочий контроль».
Впечатляют вазы с росписью в честь достижений науки и техники: «Заполярная гидростанция», «Северный морской путь», «Вперед за социализм!», «Ситчик».
Никого не оставляет равнодушным фарфоровый сервиз «жгтрификация» и «Пишущая машинка». Посетители говорят, что хотели бы иметь такой у себя дома.
Великолепен агитационный авангардный фарфор. Лозунги на тарелках можно читать и читать: «Кто работает, тот и ест», «Дерзай еще раз и всегда», «Благословен труд свободный». «Горела бы душа к работе, и все снова возродится».
Ткани — также агитационные и авангардные. Фабрики выпускали фланель «Полет аэропланов» и «Тракторы», ситец «Подвижной состав» и «Электрификация». Цвет яркий, рисунок — шестеренки и колоски, орнамент абстрактный, узор — ребус.
Тема костюма представлена платьями из керамики и невзрачной с современной точки зрения, но по мнению авангардистов — функциональной и практичной спецодеждой для рабочих разных профессий.
В авангардном стиле был сделан в 1918 году даже проект праздничного оформления площади Урицкого (ныне Дворцовой).
Русский авангард хотел не только удивить, но и переделать жизнь. Достижениями этого стиля пользуются по сей день. Энергия авангарда подпитывает искусство, архитектуру, дизайн.
Экспозиция открыта до 26 марта 2023 года.