В этом году Def Leppard отыграли гастрольный тур, который, по словам Джо Эллиотта, стал самым большим турне в их карьере, а признание журналом Classic Rock нового диска группы «Лучшим альбомом 2022 года» выглядит настоящей вишенкой на торте. И они заслужили все это.
В 2022 году Def Leppard отпраздновали свое 45-летие выпуском блестящего нового альбома Diamond Star Halos. Потом начался The Stadium Tour по США, в котором они выступали со-хедлайнерами с Mötley Crüe. Для вокалиста «леппардов» Джо Эллиотта еще одним ярким событием стало исполнение классического гимна группы Photograph вместе с поп-суперзвездой Майли Сайрус в гитарном сопровождении двух бывших участников Nirvana.
— Для Def Leppard 2022 год оказался, как когда-то пел Фрэнк Синатра, «очень хорошим годом».
— Это еще слабо сказано. Ведь мы смогли продвигать новый альбом, гастролируя по стадионам, что мало кому удается, если только вы не U2.
— Diamond Star Halos стал альбомом года по версии журнала Classic Rock.
— Что ж, мы не из тех групп, которые покупают критикам выпивку после того, как прочитают хорошую рецензию, или идут вешаться, если получают плохие отзывы, но всегда приятно, когда тебя ценят. К тому же я искренне считаю, что это один из лучших альбомов, которые мы когда-либо записывали. Конкурирует ли он с Hysteria? Конечно, нет — та пластинка уже навечно прописалась в ДНК каждого рокера. Но я думаю, что для группы, которая существует так долго, как мы, это здорово, что возникает желание сделать что-то экстраординарное и отклониться от заезженного музыкального стиля. В качестве ориентиров мы двигались от Элтона Джона к Led Zeppelin III и глэм-року. Вбирали в себя все то, что вызывало у нас непреодолимое желание играть в группе, когда мы были детьми, и это чувство придает альбому дух семидесятых.
— Одна из лучших песен на альбоме — This Guitar, твой кантри-роковый дуэт с Элисон Краусс.
— Я записал вокал для этой песни на этом самом ноутбуке, через который сейчас разговариваю с тобой. Я вообще записывал на нем все вокальные треки. Кое-какие из них пришлось перезаписывать, но партия для This Guitar и так звучала великолепно, поэтому Элисон делала наложение на нее. И все это отлично отражает общий дух этой записи. Поскольку мы записывались удаленно, мы использовали технологии -дцатой степени продвинутости, но старались оставаться на человеческом уровне, если что-то звучало правильно, это оставляли в окончательном миксе, даже если оно за версту отдавало лоу-фаем.
— Открывающий трек пластинки Take What You Want также был песней, с которой вы начинали концерты в ходе The Stadium Tour. Она несет в себе какое-то важное послание?
— О, да! Песня заявляет о цели нашей миссии, это наш способ сказать, что все происходящее — это не круг почета с лавровым венком на шее. Мы все еще на пути к главным победам. Вообще во время исполнения первой песни концерта адреналин в крови обычно зашкаливает. Это просто какое-то чудо! Надо быть на моем месте, чтобы по-настоящему ощутить, на что это похоже. И вот мы завели толпу, это момент вроде «Привет, мы вернулись! А это наша новая песня!» Это нечто особенное. В начале турне мы исполняли четыре новые песни за вечер, но потом поняли, что это слишком много. На ошибках учатся. Три за девяносто минут — достаточно. Концерт на стадионе — это не вечер стендап-комедии. Стадионы похожи на церкви — туда приходят, чтобы в едином порыве сливаться душой с другими. Так что там стараешься играть, как это делают Rolling Stones или Пол МакКартни. Жмешь со старта, а когда выходишь на финишную прямую, начинаются сплошные хиты – бах, бах, бах! И этот тур был таким успешным, именно потому, что он был похож на огромный музыкальный автомат с человеческой душой. Джоан Джетт — легенда! У нее отличный каталог. Затем выходит Poison, и вы знаете, что из себя представляет [вокалист] Брет Майклс — этот маниакальный хозяин цирка, доводящий всех до исступления. А потом вас еще остаемся мы и Mötley Crue, кто бы из нас не вышел на сцену первым. Порой, кстати, я слышал мнение, что выходить третьим лучше всего, потому что публика еще не такая уставшая!
— За пределами сцены вы тусовались все вместе?
— Разве что совсем чуть-чуть. Самым надежным способом сохранить это шоу для нас было просто избегать людей, насколько это было возможно. Я подхватил ковид дома перед самым началом гастролей. Он все еще не ушел. Так что все мы в Def Leppard путешествовали по отдельности, что было самым разумным решением из тех, что мы приняли за время гастролей. Я не останавливался в отелях. Я жил в полной изоляции в автобусе — только я и Дейл, мой водитель. Такова цена успешного бизнеса в 2022 году. Если, например, отменить концерт на стадионе в Арлингтоне, штат Техас, за несколько часов до его начала, то люди будут недовольны, потому что понапрасну проехали сотни километров и потратили сотни долларов, чтобы добраться туда. Так что мы избегали контактов, сдавали тесты каждый день, и это сработало. Мы не отменили ни одного концерта.
— То есть этот гастрольный тур не был одной бесконечной рок-н-ролльной вечеринкой, как это происходило в 80-х?
— Вы знаете, мы ведем себя как дети на сцене, но на самом деле мы довольно ответственные люди, когда это надо для дела. Единственным парнем, с которым я много общался, был Никки [Sixx, басист Mötley Crüe]. Однажды вечером в Денвере мы пошли поесть суши и говорили обо всем, кроме музыки. Это было забавно, и мы не знали, что Томми [Ли, барабанщик Mötley Crüe] был в том же ресторане, пока не услышали его голос! Знаете ли, он достаточно громко разговаривает. Я спросил Никки, что он собирается делать, когда у нас будет перерыв в туре, и он ответил: «Я поеду на рыбалку». Никогда бы не подумал, что услышу такое из уст Никки Сикса! Но он был единственным, с кем я проводил много времени. Мы очень тесно знакомы с ребятами из Poison, но на протяжении всего турне я ни разу не видел [басиста] Бобби Долла. И еще мне несколько раз удалось увидеть Джоан, когда мы проезжали в противоположных направлениях по коридору между гримерками и сценой на этих мини-карах для гольфа, так что мы только приветствовали друг другу взмахом руки.
— Что еще можешь рассказать о гастролях — какие-нибудь смешные моменты в стиле Spinal Tap?
— Ничего такого чересчур уж безумного. Конечно, Томми умудрился сломать себе ребра, и первые пару недель выходил на сцену через раз. Единственной настоящей проблемой для нас стал перелом руки Фила [Коллена, гитариста], который случился, когда тот выделывал ветряную мельницу а-ля Пит Тауншенд, так что последние две недели гастролей у него два пальца были примотаны друг к другу — к счастью, он повредил руку, которой держит медиатор, так что это не повлияло на его игру. Хотя ему было очень больно. Самым важным для меня было то, что я не потерял голос и ни разу не навернулся на сцене мордой об пол. Поскольку теперь все можно найти на YouTube, приходится держать марку постоянно. Ведь если ты вокалист и облажался, все об этом моментально узнают, а когда отлично выполняешь свою работу, об этом не знает никто. Люди наперегонки спешат выложить видосы в сеть, когда ты обосрался. А мне удалось этого избежать, так что считай, для меня гастроли прошли с бешеным успехом!
Вскоре после завершения The Stadium Tour ты, Фил Коллен и басист Рик Сэвидж выступили на концерте памяти Тэйлора Хокинса в Лос-Анджелесе, где исполнили две свои классические песни Photograph и Rock Of Ages вместе с участниками группы Foo Fighters и барабанщиком Weezer Патриком Уилсон. С вами выступала даже Майли Сайрус, которая спела на Photograph.
Для нас стало невероятно огромной честью выступить на этом концерте памяти Тэйлора. Рик [Аллен, барабанщик Leppard] остался дома, а Вивиан [Кэмпбелл, гитарист] возился со своим проектом Last In Line, так что группу представляли мы втроем. Было очень прикольно наблюдать такое перекрестное опыление между группами, которые в другой жизни, возможно, не очень-то симпатизировали бы друг другу. Эти парни говорили, что ненавидели нас, когда слушали нашу музыку в 1992 году. Но то, что мы делали на Pyromania и High 'N' Dry, им всем очень даже нравилось. И было так здорово видеть улыбки на лицах Дэйва Грола и Пэта Смира, когда во время гитарного соло в Rock Of Ages они сыграли фразу из Nirvana, чтобы посмотреть, заметят ли это их товарищи из Soundgarden и Rage Against The Machine. Майли Сайрус тоже очень крутая. Она опубликовала в сети голосовое сообщение от Тэйлора Хокинса, в котором он говорят: «Я слушаю леппардовский Photograph. Ты могла бы ох…но сделать эту песню!» Вот почему она хотела спеть ее с нами».
— Это был довольно сюрреалистический опыт?
— Абсолютно! Мы, «фузы» и Weezer исполняем песни «леппардов» с Майли Сайрус! В параллельной Вселенной вы бы сказали, что этого не произойдет никогда. Но это произошло, потому что Тэйлор собрал вместе так много людей. И в тот вечер за кулисами царила отличная атмосфера. Я не видел Ларса Ульриха тридцать лет, и он был в отличной форме, просто прелесть! И с нами были Томми, Никки и Джоан, так что казалось, что тур все еще продолжается. Это был праздник любви.
— Посещал ли ты какие-нибудь хорошие концерты в этом году помимо вашего турне?
— Roxy Music в лос-анджелесском «Форуме» были великолепны. Там был американский сетлист, поэтому мы не услышали Virginia Plain или Street Life, но зато звучали The Bogus Man и In Every Dream Home A Heartache, что немного смутило всех тех американцев, которые дружно ждали Avalon. И там я наткнулся на своего приятеля Джона Тэйлора из Duran Duran. Я также повстречал там Бека, отец которого — Дэвид Кэмпбелл — сделал аранжировку для струнных в [нашей] песне When Love And Hate Collide. Мир тесен, не правда ли?
— Какой альбом ты считаешь лучшим в 2022 году?
— Их несколько: Earthling Эдди Веддера, альбом The White Lies [As I Try Not To Fall Apart], альбом the Von Hertzen Brothers [Red Alert In The Blue Forest]… и — какой ужас! все в шоке! — мне понравился альбом Jethro Tull [The Zealot Gene]. Но из всего, что я слушал в этом году, сильнее всех звучит альбом Деми Ловато Holy Fvck. Риффы там просто фантастические, а ее пение вообще за гранью всего!
— Произошли ли в этом году какие-то знаменательные события в твоей личной жизни?
— У меня не было в этом году личной жизни! Я был далеко от дома большую часть времени. Важным событием я бы посчитал, если бы мои дети стали безразличны к звонкам своего папы по FaceTime, и цедили сквозь зубы «Привет, папа!», не отрываясь от своих айпэдов и продолжая как ни в чем ни бывало смотреть какой-нибудь «Энканто» или «Зверопой-2».
— Как будешь встречать Новый год?
— Как и прошлый Новый год. Мы устроим вечеринку у меня дома в Дублине с [продюсером Def Leppard] Ронаном МакХью и его кланом, и до двух часов ночи будем плохо себя вести. И нам есть, что отпраздновать. Мы только что отыграли самый большой тур, который мы когда-либо делали. Я не хочу говорить о самом большом, что мы когда-либо сделаем, потому что дальше планка будет только подниматься выше. Ощущать за спиной карьеру в сорок пять лет — это прекрасно.
Текст: Пол Эллиотт. Перевод: Алексей Демин
Оригинал: Classic Rock 309 (январь 2023)