Найти в Дзене
Право

Проблемы обеспечения защиты прав потребителей в жилищной сфере

ВВЕДЕНИЕ Жилищное право – это отрасль права, регулирующая однородные общественные отношения, возникающие в сфере владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями, в которой объединены нормы и правовые институты различных отраслей права: гражданского, административного, финансового, семейного и других. Актуальность. Жилищная сфера законодательства РФ представляет для населения особую сложность. Многие специалисты в данной сфере не могут довести правдивую информацию до граждан в связи с их правовой безграмотностью и недоверием, которое складывается в сознании народа еще в школьные годы. Отсутствие правового просвещении в данной сфере негативно сказывается не только на собственниках жилых помещений и на их представляющих организациях, но и на надзорных и исполнительных органах в виду необоснованных жалоб о правонарушениях в сфере ЖКУ. Цель– поиск решения проблем обеспечения защиты прав потребителей в жилищной сфере. Задачи: 1) узнать, какие НПА регламентируют деятельность жилищной

ВВЕДЕНИЕ

Жилищное право – это отрасль права, регулирующая однородные общественные отношения, возникающие в сфере владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями, в которой объединены нормы и правовые институты различных отраслей права: гражданского, административного, финансового, семейного и других.

Актуальность. Жилищная сфера законодательства РФ представляет для населения особую сложность. Многие специалисты в данной сфере не могут довести правдивую информацию до граждан в связи с их правовой безграмотностью и недоверием, которое складывается в сознании народа еще в школьные годы. Отсутствие правового просвещении в данной сфере негативно сказывается не только на собственниках жилых помещений и на их представляющих организациях, но и на надзорных и исполнительных органах в виду необоснованных жалоб о правонарушениях в сфере ЖКУ.

Цель– поиск решения проблем обеспечения защиты прав потребителей в жилищной сфере.

Задачи:

1) узнать, какие НПА регламентируют деятельность жилищной сферы;

2) выявить проблемы, связанные с защитой прав потребителей в жилищной сфере;

3) найти пути решения проблем защиты прав потребителей в жилищной сфере;

4) обозначить органы, которые занимаются урегулированием споров в жилищной сфере.

Объект исследования – отношения, возникающие в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий в жилищной сфере. Это жилищно-коммунальное хозяйство, рассматриваемое как отрасль экономики. Жилищно-коммунальное хозяйство включает в себя: лиц, осуществляющих деятельность в данной сфере; объекты, в отношении которых указанными лицами осуществляется соответствующая деятельность; государственные органы власти, регулирующие и управляющие данной сферой в пределах своих полномочий; лиц, являющихся потребителями жилищно-коммунальных услуг.

Предмет исследования– правоотношения объектов исследования между собой, проблемы защиты прав потребителей, которые в них возникают, способы их урегулирования и реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Методология исследованиябазируется на общих положениях экономической теории, основных положениях теории права, законодательстве Российской Федерации и региональной нормативно-правовой базе, актах органов местного самоуправления, которые обосновывают проблемы жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, были учтены такие приемы и методы, как правовой и формально-юридический.

Нормативно-правовые акты в жилищной сфере

Согласно Конституции РФ, главный закон гласит, что в число основных прав и свобод человека и гражданина входит право на жилище, которое принадлежит каждому гражданину Российской федерации от рождения: «Каждый имеет право на жилище». Также главным законом федерации устанавливаются и гарантии охраны данного права: «Никто не может быть произвольно лишен жилища», «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». Кроме того, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны поощрять жилищное строительство и создавать всевозможные условия для осуществления данного права граждан РФ на жилище.

Сказанное означает, что, в первую очередь, государство гарантирует каждому гражданину возможность пользования тем жилым помещением, которое у него имеется на данный момент по тем или иным правовым основаниям (собственность на различных основаниях, аренда, субаренда и так далее), а во-вторых, государство принимает на себя обязательство содействовать тому, чтобы каждый гражданин России имел возможность в течение жизни реализовать право на приобретение собственного жилья.

Общие положения Конституции РФ о праве на жилище конкретизируются и раскрываются не только в нормах жилищного, но и других отраслей законодательства страны, устанавливающих соответствующий данному праву механизм, на основании которого обеспечивается реализация конституционных прав человека.

Российское жилищное законодательство включает в себя такие нормативно-правовые акты, как Жилищный кодекс РФ, различные федеральные законы и указы Президента РФ, а также постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, субъектов Федерации и нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Жилищное законодательство имеет главной своей целью урегулирование жилищных вопросов между исполнителями и потребителями в данной отрасли правоотношений.

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №188-ФЗ является ключевым нормативно-правовым актом жилищного законодательства в нашей стране. Он вступил в законную силу 1 марта 2005 г. Все иные нормативно-правовые акты не должны противоречить его нормам. Однако все жилищные отношения, которые включают в себя ремонт и перепланировку жилых помещений, использование инженерного оборудования, предоставление коммунальных услуг, внесение за них соответствующей платы согласно расходам жильцов, регулируются нормами соответствующего законодательства, но обязательно с учетом требований Жилищного кодекса РФ. Законодательный массив Жилищного кодекса РФ состоит из 14 глав и 8 разделов, разбитых на 165 статей соответственно. Эти нормы охватывают как часть материального права, так и процессуального.

Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие такие нормы, которые регулируют жилищные отношения, на основании Жилищного кодекса РФ и других федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации. Непосредственно в самом только тексте Жилищного кодекса более 10 ссылок на постановления Правительства Российской Федерации, которыми регулируются жилищные отношения.

Важно сказать, что акты жилищного законодательства по общему правилу не имеют обратной силы, то есть применяются к жилищным отношениям, возникшим после вступления актов в законную силу. Соответственно, например, жилищные споры, возникшие до 1 марта 2005 г., должны разрешаться согласно правовых норм Жилищного кодекса РСФСР, который действовал с 1983 г.

Обеспечение защиты прав потребителей в жилищной сфере

В многоквартирном доме избирается способ управления (ст. 161 ЖК):

Важно учитывать, что собственники жилья могут обращаться с претензиями по вопросам обмана потребителя по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и правильности их начисления не только в органы жилищного надзора, но и в Роспотребнадзор.

Виды управления

Достоинства

Недостатки

Собственники жилья

Целесообразно выбирать в небольших многоквартирных домах.

1) Отсутствие права на получение бюджетных средств для проведения капитального ремонта;

2) сложно найти ответственного за обслуживание внутридомовых инженерных систем.

Управляющая организация

1) Возможность привлечения средств на модернизацию дома и ресурсосбережение;

2) контроль жителями организации (по договору);

3) в договорные отношения с ресурсоснабжающими и подрядными организациями вступает управляющая организация, а не жильцы;

4) каждый отвечает за оплату сам;

5) сбор обязательных платежей включен в КУ;

6) профессиональные кадры.

Отсутствие у собственников возможности воздействия на принятие решений организацией.

Товарищество собственников жилья

Свобода выбора организаций-поставщиков КУ.

За предоставление КУ отвечают сами жильцы.

Последствия потребительской безграмотности

Одним из серьёзных последствий жилищной безграмотности считается непонимание собственниками квартир самого факта владения своим помещением и необходимости содержания не только его, но и общедомового имущества. Разумеется, это приводит к иждивенческому отношению как минимум к общему имуществу и к снижению платёжной дисциплины.

Потребности в просвещении и реализация обучения

Потребность в жилищном просвещении потребителей жилищно-коммунальных услуг уже в целом признана всеми: в том числе, органами власти всех уровней – от муниципальных до федеральных, всеми участниками жилищных отношений, исполнителями КУ и потребителями.

Думаю, что просвещение населения должно начинаться еще со школьной скамьи. Не надо рассказывать детям, как оплачивать коммунальные услуги и как все высчитывать, в данном случае представляется реальным провести 2-3 урока обществознания, где разберутся основные положения в сфере жилищного законодательства РФ, и обозначить орган, который защитит потребителей от незаконных действий представителей собственников.

.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цели и задачи, поставленные в работе, выполнены.

Таким образом, анализ материалов позволяет сделать следующие выводы:

1) необходимо назначить большее количество специалистов, которые будут заниматься просвещением населения в жилищной сфере. Некоторые моменты из данной сферы включить в школьную программу по предмету обществознание;

2) прежде чем выбирать способ управления многоквартирным домом, необходимо изучить все достоинства и все возможные риски, в том числе, кто, за что и в какой ситуации несет ответственность;

3) к кадрам, избирающимся на должности в управление многоквартирными домами, необходимо предъявлять определенные требования: наличие специального образования, проверка знаний (тесты, устные и письменные экзамены и т.п.).

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Нормативно-правовые акты

· Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 01.07.2020).

· Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 02.07.2013) // «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, № 3, ст. 140.

· Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322 «Об утверждении положения о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» // «Собрание законодательства РФ», 12.07.2004, № 28, ст. 2899.

· Постановление Правительства от 26 сентября 1994 г. № 1086 «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 23, ст. 2566.

· Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 689 «Об утверждении правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю» // «Собрание законодательства РФ», 31.08.2009, № 35, ст. 4241.

Литература

· Белозеров С. А. Модернизация сферы ЖКХ как фактор повышения уровня жизни населения России / С. А. Белозеров, А. Э. Ващук // Уровень жизни населения регионов России. - 2017. - № 12.

· Иванов А. П. Состояние коммунального комплекса - социальная проблема России // Жилищно-коммунальное хозяйство. - 2016. - № 7.