Когда в 00-е по телевизору показывали фильм "Брат ", я уходила из комнаты. Я не могла смотреть эту черную муть. Я не фанатела от "губастенького" Данилы. Меня, девчонку -подростка, засасывало странное ощущение страха, грусти и безнадеги.
И только в 30 я поняла, о чем на самом деле это фильм. Моё видение в этой статье.
Первые кадры: светская жизнь, съёмки клипа и будто из под земли, как черт из табакерки, выпрыгивает наш герой Багров.
В комуфляжной куртке, с лицом, полным непонимания. Так режиссер противопоставляет главного героя миру. Он будто только что родился и ещё не понимает, что происходит.
В нем есть и детская наивность, и простота, и первобытная агрессия.
Фамилия у героя говорящая – Багров. Багряный, обагрить–лично у меня такие ассоциации. Кровь. Вот что приходит на ум. Кровь, которая проливается, физиологическая жидкость; и кровь как синоним "родной", "свой".
–Это кровь твоя, —говорит Дане мать, показывая фотографии старшего брата.
Данила только что из горячей точки. Там на войне было понятно, кто свой, кто чужой. Либо ты, либо тебя.
А здесь...
—Не брат ты мне, гнида чер..ожопая,–очень показательная стычка в автобусе. И если это ещё можно хоть как-то объяснить кавказскими войнами, то что насчёт остального?
Проявление национализма на бытовом уровне показано очень ярко. Это и "я евреев не очень", "скоро всей вашей Америке кирдык". Зачем эта провокация Балабанову?
В интервью режиссер говорил, что не множит национализм, а снимает кино. Быть проявлениям национализма или нет-решает народ.
И тогда обратимся к себе. А разве вот эти фразочки не проскакивают в реальной жизни? Мы же их все с вами знаем.
Герой Бодрова говорит то, что слышал от своего окружения. Он это слышал много раз и сделал своей установкой, как дети, которые повторяют плохие слова за родителями, не понимая значения. А мы помним, что перед нами дитя эпохи.
И вспомним ещё один показательный диалог:
— Тебя как звать-то?
— Гофман.
— Еврей что ли?
— Немец.
— А! А то я евреев как-то не очень.
— А немцев?
— Немцев? Нормально.
— А в чём разница-то?
— Ну чего ты пристал?
Ну чего ты пристал?"-отвечает Данила. Просто потому что сказать нечего.
Вообще, заметьте, Данила в фильме мало говорит. Все реплики его сухие, короткие, по делу. Но зато какие? Ушли в народ.
О себе он ничего не рассказывает. Он подтверждает делом.
Итак, к событиям фильма. Череда разборок с Данилой в начале фильма не случайна- он вклинивается в них с наилучшими мотивами, потому что не может терпеть несправедливость. И так, как его инструментарий–кулаки, он действует жёстко. Таким образом он знакомится с новым миром.
Дальше парень вступает на плохую дорожку, ведётся на манипуляцию брата, движимый чувством родства и желанием помочь, он идёт на убийство.
После него приходит понимание, что что-то не так. Сцена, когда брат рассчитывается деньгами с Данилой.
–Все, теперь только русские торговать будут.
–А немцы?
–Какие немцы?
–Ну немцы?
Здесь видно, что в Даниле начинает что-то переворачиваться. Но до осознания ещё далеко.
В новой реальности все говорят о деньгах. Все вертится вокруг них. Данила решает после предательства брата начать новую жизнь на кровавые деньги.
С полными карманами долларов Данила идёт к Свете.
Сцена со Светой, ее мужем и Данилой красноречиво говорит о том, что не все решается деньгами.
Обратите внимание, когда Света кричит: "Уходи, я тебя не люблю!", Данила буквально сворачивается, втягивает голову в плечи и как ребенок, прячется за дверь.
Хотя когда зашёл в комнату, встал во весь рост, закрыв проем двери, в карманах – деньги, в руках – оружие.
Светлана здесь как образ изнасилованной бандитами Родины. Она отказалась от нашего героя. Оторванный листок, человек без Родины– вот кто здесь Данила. И мы видим, как уверенность его исчезает, как перед нами оказывается ребёнок в теле взрослого мужчины. Его выдают мимика, глаза, поза.
Ребёнок, чей отец умер на зоне. Ребёнок, который оказался на войне, прошел жёсткую школу жизни, был предан братом. И ему очень сложно в новом мире, он ищет поддержку, ищет "своих" людей.
Своих людей он находит во второй части, но не надолго. Об этом потом поговорим.
Данила идёт дальше. Немец отказывается принимать деньги, зная, каким трудом они заработаны.
Между ними состоялся диалог про силу города. В чем его смысл? Почему Немец считает, что город съел Данилу? Потому что по сути Данила бандит.
Дальше Данил ищет Кэт. Тусовщица, которая даже и не помнит его имени, как последняя надежда на принятие. Но у той ломка. На серьезный, осмысленный вопрос "что будешь делать?" Она отвечает: "до вечера рано".
Вообще, мне кажется, что этот вопрос Данила задал как бы себе самому, но через призму восприятия Кэт хотел получить ответ.
На фразу "я уезжаю" она реагирует без малейшей заинтересованности.
–Ну пока.
Выходит, и здесь он не находит тепла, участия.
Дальше Данил идёт по полю, укрытому первым снегом. Все вокруг бело, он в черном пальто. Мир для него обнулился, но не он сам.
Сцена с дальнобойщиком очень интересная.
–А кем быть-то хочешь? –спрашивает водитель.
Вопрос экзистенциальный.
–Да не знаю,– говорит Данила, – шофером.
И дорога.
Так о чем эта картина? О каждом из нас. О поиске себя в новом мире, о попытках в него вписаться. О поиске "своих" людей, о правде, о силе и бессилии. О России.