Найти в Дзене
Загадки истории

РЫЦАРИ И БОГАТЫРИ#4.3Во имя прекрасной дамы#3.Последний рыцарь Старого Света

Во имя прекрасной дамы Последний рыцарь Старого Света Дон Жуана, пожалуй, знают все. Даже те, кто не читал «Каменного гостя» Пушкина или «Дон Жуана» Байрона, не раз слыша­ли это имя, ставшее нарицательным для обозначения легкомысленных мужчин, любой ценой добивающихся любви жен­щин. Многие считают его литературным вымыслом, хотя этот человек существо­вал в реальности... Считается, что «настоящим» Дон Жуаном был дон Хуан Тенорио, севильский распутник. Но кроме севильского прототипа был и другой дон Хуан (Жуан в англоязычной интерпретации), памятник которому возвышается на одной из площадей древнего баварского Регенсбурга. Рождение героя Баварский дон Жуан был внебрачным сыном императора Свя­щенной Римской империи Карла V.
В годы его правления империя достигла своего наивысшего мо­гущества. В 1546 году Карл, находясь в Регенсбурге в связи с заседа­нием рейхстага, знакомится с молодой и привлекательной дочерью местного бургомистра Барбарой Бломберг. Императору — всего 46, он вдо
Оглавление

Во имя прекрасной дамы

Последний рыцарь Старого Света

Дон Жуана, пожалуй, знают все. Даже те, кто не читал «Каменного гостя» Пушкина или «Дон Жуана» Байрона, не раз слыша­ли это имя, ставшее нарицательным для обозначения легкомысленных мужчин, любой ценой добивающихся любви жен­щин. Многие считают его литературным вымыслом, хотя этот человек существо­вал в реальности...

Считается, что «настоящим» Дон Жуаном был дон Хуан Тенорио, севильский распутник. Но кроме севильского прототипа был и другой дон Хуан (Жуан в англоязычной интерпретации), памятник которому возвышается на одной из площадей древнего баварского Регенсбурга.

Личный герб Хуана Австрийского
Личный герб Хуана Австрийского

Рождение героя

Баварский дон Жуан был внебрачным сыном императора Свя­щенной Римской империи Карла V.
В годы его правления империя достигла своего наивысшего мо­гущества. В 1546 году Карл, находясь в Регенсбурге в связи с заседа­нием рейхстага, знакомится с молодой и привлекательной дочерью местного бургомистра Барбарой Бломберг. Императору — всего 46, он вдов и свободен. В результате пылкого романа на свет появляется мальчик, нареченный Иеронимом. Карл не признал его, но распоря­дился отдать мальчика на воспитание в семью своего старого друга, которого со временем поселил в своем испанском дворце, где и про­шло детство Иеронима.
В 1556 году Карл неожиданно для всех отрекся от императорской короны, поселился в том же дворце и впервые встретился с сыном, которому было уже 9 лет. Хорошо воспитанный, тихий и славный мальчик понравился Карлу. Он прочил Иерониму духовную карье­ру, так и не открыв ему тайну своего отцовства. Это сделал за Кар­ла его законный сын Филипп, унаследовавший от отца испанское королевство. В завещании Карл признался в существовании регенсбургского сына Иеронима и предлагал Филиппу «оказывать своему сводному брату подобающую по рождению честь». И тот оказывал: в дальнейшем мальчик воспитывался в королевском окружении, учился в университете вместе с сыном Филиппа, доном Карлосом, с которым, будучи почти ровесником, подружился. Филипп обращал­ся с ним очень любезно, каждый раз со словами «мой дорогой и лю­бимый брат». На различных церемониях Иероним стоял позади королевской четы, но впереди всей остальной знати. В память о своем законном брате, умершем в младенчестве, Филипп стал называть его Хуаном Австрийским. Однако духовная стезя Хуана не привлекала, он мечтал о военной карьере. Тогда Филипп стал привлекать его к военным делам. В 18 лет он участвовал в походе испанских кораблей для оказания помощи Мальте, истекавшей кровью в борьбе с турка­ми. Вскоре он получил чин генерал-капитана моря и командовал га­лерным флотом на Средиземном море, где успешно провел ряд опе­раций по уничтожению пиратов.

Битва при Лепанто стала звездным часом Хуана Австрийского
Битва при Лепанто стала звездным часом Хуана Австрийского

Дела семейные

К этому времени относится его невольное участие в драме, разы­гравшейся в королевской семье. Наследник престола дон Карлос, повзрослев, превратился в ярого противника своего отца. Толчком по­служила женитьба Филиппа на Елизавете (Изабелле), юной дочери французского короля: король жестоко унизил родного сына, так как до этого с Елизаветой был обручен Карлос. Подверженный с детства психическим расстройствам, Карлос после женитьбы отца време­нами становился совершенно невменяемым. Образовался опасный треугольник: Филипп — король, отец и нелюбимый муж, Елизаве­та, ранее засватанная за Карлоса, его ровесница, и сам Карлос, не­навидящий отца и любящий его жену, свою бывшую невесту. До добра эта геометрическая фигура довести не могла, тем более что рядом невольно оказался Хуан, их ровесник. Ко всему проче­му, помимо личной вражды к отцу, Карлос имел совершенно другие взгляды на отношения с восставшими Нидерландами. Однажды он решил покинуть дворец и примкнуть к восстав­шим.
Хотя Хуан тоже был против притеснений голландских про­тестантов, он пытался отгово­рить Карлоса от сотрудничества с ними, тем более от бегства в их лагерь — это уже походило на измену. Желая предотвратить трагедию, Хуан обо всем рассказал Филиппу.
Ярость короля была безмерна. Филипп заключил сына в тюрь­му, где тот через пол года был найден мертвым. Народная молва при­писала его смерть Филиппу. Через два с половиной месяца умерла после очередных неудачных родов юная королева. Хуан тяжело пе­реживал смерть своих друзей, но вскоре новые обязанности не оста­вили ему времени для тоски — он был назначен главнокомандующим объединенным флотом для боевых действий против турок.

Дон Карлос, инфант испанский
Дон Карлос, инфант испанский

Битва при Лепанто

В середине XVI века Османская империя была не менее мощным государством, чем Священная Римская империя. Турки захватили весь Балканский полуостров, Ближний Восток, Северную Африку, имели своими вассалами Крым, Причерноморье, Северный Кавказ и продолжали теснить западноевропейские государства. Захватив все важнейшие острова Средиземноморья, они перекрыли Западу традиционные торговые пути. Тогда Испания, Венеция, Генуя и ряд других государств, объединившись в Священную Лигу, собрали про­тив турок громадный флот. На посту главнокомандующего Хуан Ав­стрийский проявил себя выдающимся военачальником: правильно выбрал место сражения, удачно расположил подчиненные ему эска­дры, обеспечил суда всем необходимым. Используя возможности артиллерии и большую маневренность своих кораблей, дон Хуан 7 октября 1571 года нанес туркам сокрушительное поражение в бит­ве при Лепанто. Из 276 кораблей турки потеряли 224, причем боль­шая часть из них была не потоплена, а взята в плен, вместе с 20 тыся­чами солдат, находившихся на судах, помимо экипажей. Священная лига потеряла лишь 15 кораблей и 8 тысяч воинов. Были освобожде­ны 12 тысяч христианских рабов, находившихся на турецких судах в качестве гребцов. Битва, ставшая последним крупным сражением гребных судов, явилась поворотным пунктом в истории Европы. Средиземное море перестало быть «внутренним» морем мусульман, как они его называли. После этой победы дон Хуан разгромил турок в Северной Африке и захватил Тунис. Теперь молодой и честолюби­вый адмирал императорских кровей очень хотел где-нибудь править сам, хотя бы в том же Тунисе, но Филипп этому воспротивился.

Памятник победителю при Лепанто в немецком Регенсбурге
Памятник победителю при Лепанто в немецком Регенсбурге

Правитель Нидерландов

Однако вскоре Филипп назначил Хуана правителем Нидерлан­дов, входивших в тот момент в состав испанского королевства. Вме­сте с престижным назначением Хуану достались и многочисленные проблемы.
Экономика Нидерландов, в отличие от испанской, развивалась очень динамично. Подавляющее большинство населения здесь было протестантами, требовавшими религиозной и политической незави­симости. Дон Хуан оказался дальновидным политиком: сумел пода­вить восстание в южных провинциях Брабант и Фландрия, отделив их от продолжавших бушевать северных районов и тем самым закре­пив их для испанской короны. Одновременно он проводил перего­воры с северянами и, остудив религиозный фанатизм инквизиции, добился уважения всех противоборствующих сторон. Успехи Хуана вызвали большие опасения у Филиппа — многие стали рассматривать Хуана как возможного претендента на престол. Филипп перестал до­верять ему, сократил отправку денег, задерживал с подкреплениями. Положение испанцев в Нидерландах осложнилось. Здоровье Хуана тем временем значительно ухудшилось, вскоре он заболел тифом и скоропостижно скончался 1 октября 1578 года. В народе распростра­нился слух, что его отравили по приказу Филиппа, почувствовавше­го угрозу своей короне. Армия устроила своему полководцу, побе­дителю при Лепанто, торжественные похороны. Особенно чествовал его шотландский полк — шотландцы знали о его намерении выса­диться в Англии, освободить находившуюся в то время в английском плену Марию Стюарт, жениться на ней и стать королем Шотландии. Деяния дона Хуана из Регенсбурга легли в основу многих произведе­ний, в том числе поэмы англичанина Честертона «Лепанто», герой которой по праву назван «последним рыцарем Европы». Прекрас­ный памятник дону Хуану установили в 1572 году жители итальян­ской Мессины в знак признательности за освобождение от турецко­го владычества. Позже его копия украсила Регенсбург.

Надгробие легендарного военачальника и цареводца
Надгробие легендарного военачальника и цареводца

ПОДПИШИСЬ, ПОСТАВЬ ЛАЙК И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ!