Найти тему
Книжная аптека

Как жили, писали, отдыхали, эмигрировали и умирали советские писатели. О книге А. Васькина «Повседневная жизнь советских писателей...»

А вы знали, что к началу перестройки в Союзе писателей СССР официально числилось почти 10 000 литераторов: поэты, прозаики, драматурги, сценаристы, переводчики, критики. Все они имели членскую книжку и полное официальное право не ходить на службу, хотя, кажется, к концу 80-х статья о тунеядстве уже не применялась так строго.

Еще у писателей было несколько домов творчества (прибалтийский в Дубултах, подмосковный в Голицыно, крымский в Коктебеле), был ЦДЛ, был Литфонд, который строил дома и распределял квартиры, путевки и другие блага. В конце концов были съезды писателей, где кроме официальных речей было бурное неформальное общение. Время коллективизма во всех смыслах, даже для литераторов, для которых быть индивидуальной независимой личностью одно из важнейших условий творчества.

Совсем недавно (ЗДЕСЬ) мы с вами размышляли и спорили о том, насколько для читателя важна или не важна при восприятии художественного произведения личность автора. Так вот, книга А. Васькина "Повседневная жизнь советских писателей от оттепели до перестройки" из серии «Живая история. Повседневная жизнь человечества» издательства «Молодая гвардия» еще раз даст вам повод очароваться или разочароваться в ком-то из писателей эпохи 60-80 –х или взвешенно и отстраненно оставаться в золотой середине)

Чтобы написать эту книгу, Александр Васькин - российский писатель, журналист, историк, москвовед, автор и ведущий программ на радио «Орфей», член Союза писателей Москвы – прочитал более 200 дневников, мемуаров, материалов писательских съездов (речей и постановлений). И изучение этого списка литературы в конце книги на десяти страницах дает еще одну дополнительную пользу для тех, кто хочет сам окунуться глубже в писательский мир от Шолохова до Окуджавы. Кстати, всеми уважаемый подписчик Сан Саныч в своих комментариях к моему посту с упоминанием книги А. Васькина предостерегает тех единичных читателей, кто УЖЕ прочитал большинство этих мемуаров. Для них в книге будет довольно много известных фактов. А для остальных - много открытий и удивлений.

Например, для меня стал открытием факт о широком распространении в тот период труда «литературных негров». Конечно, я понимала и раньше, что книгу «Малая земля» написал не сам Леонид Ильич. Но думалось, что это такие единичные, особенные случаи. Оказалось – нет! Малоизвестным литераторам предлагали не только писать книги за героев войны, за писателей-чиновников из руководящих органов СП, за руководителей разных предприятий и учреждений, но даже покупали (!) стихи, переводы, тексты песен (которые станут очень популярными). И среди этих «покупателей» есть очень известные фамилии. Но автор книги их не называет. Вообще хочу отметить: книга о личной, бытовой жизни писателей, их взаимоотношениях (не всегда приятельских). Но Александр Васькин об этом рассказывает корректно и без эмоциональных субъективных оценок. А там, где он комментирует приведенные куски из мемуаров, ваше право согласиться с трактовкой автора или составить свое мнение о прочитанных цитатах.

Назову еще бесспорные достоинства книги А. Васькина.

  • Автор рассказывает обо всех слоях советского писательского сообщества. Это, во-первых, чиновники из Союза писателей и приближенная к ним группа «правильных» писателей, строго придерживающихся в своих книгах принципов соцреализма. Большинство этих имен забыто, их книги, бывшие, по сути, агитационной литературой, утратили свое значение и для истории литературы, и для читателя.

Во-вторых, это 200-300 имен крупных, талантливых и значимых авторов, книги которых мы читаем и сегодня. Они в основном были лояльны к Советской власти, хотя нередко и от них цензура требовала изменить тексты повестей и романов, убрать слишком «очерняющие» (читай: правдивые) эпизоды. Часто с этим сталкивались писатели «лейтенантской прозы»: Г. Бакланов, В. Быков и другие авторы.

Самая большая часть Союза писателей – это около 9 000 авторов, выпустивших за свою жизнь одну-две небольшие книжечки в региональных или республиканских издательствах. Имена их даже тогда были не на слуху. Но и о них упоминает в своей книге А. Васькин, приводит цитаты из статей или дневников малоизвестных авторов.

И последняя группа товарищей, «которая нам совсем не товарищи», как говорилось в анекдоте – это писатели, чье творчество не вписывалось в рамки соцреализма. Те, кто описывал в своих книгах все стороны советской жизни: раскулачивание и трудную жизнь крестьян, репрессии, военные будни в их трагическом реализме, а не лакированном патриотизме. Многие из них с большим трудом пробивались к читателю, в основном благодаря А.Т.Твардовскому и «Новому миру». Кого-то не печатали совсем, и они вынуждены были передавать свои произведения для печати в европейские страны. Большинство этих писателей стали эмигрантами: кто-то по своей воле, кто-то под нажимом власти. Кроме А.И.Солженицына, это И. Бродский, Н. Коржавин, Л. Копелев, С. Довлатов, В. Аксенов, В.Войнович и другие.

  • То есть автор «Повседневной жизни писателей» не делит писателей на правых и левых, партийцев и диссидентов, он рассказывает обо всех, кто был писателем, обо всем, что происходило в этом сообществе.
  • Из книги мы узнаем очень много бытовых, повседневных подробностей и особенностей закрытой для обычных людей писательской жизни. Как отдыхали и работали в домах творчества и на дачах, кто, как, какими путями и почему получали квартиры и Госпремии, куда тратили гонорары, как проходила закулисная жизнь на съездах писателей, и даже как хоронили, что ели и пили писатели).

Но автору удается не переходить ту тонкую черту, которая отделяет корректность и уважение к чужой частной жизни от копания в чужом белье. А я в этом вопросе довольно щепетильна и даже немного побаивалась читать книгу. Ненавижу все эти обмусоливания тем про дочку Цветаевой, семейную жизнь Толстого, игроманию Достоевского и т.д. по списку. Может быть, всего пару раз чуть-чуть как-то царапнуло упоминание каких-то деталей, но во-первых, для пятисот страниц это немного, а во-вторых, повторюсь, что я вообще для таких тем создание нежное и чувствительное)))

  • И еще важно, что «бытовое» в книге уравновешено литературоведческим. То есть автор по ходу текста напоминает нам важные даты для развития всего литературного процесса, значение творчества того или другого писателя и его главные книги, говорит о течениях и направлениях в литературе 60-80-х гг.
  • В книге несколько вкладок с фотографиями. Часть из них почти хрестоматийные, но есть и очень интересные – особенно коллективные. Например, В.Аксенов и А.Гладилин (оба будущие эмигранты) с К.Симоновым. Ф.Абрамов с К. Райкиным и другие.

О минусах книги.

Если для кого-то насыщенность книги фактами, именами, датами и событиями может быть недостатком, то он явно в книге есть. У меня ушел блок стикеров для того, чтобы отметить важное/ интересное/ о чем еще надо прочитать/ какую книгу воспоминаний найти или заказать и т.д.

Но если вы любите и читаете книги советских писателей, вам интересно, что происходило в тот период в стране и в писательском сообществе, если вы вообще любите книги этой серии в «Молодой гвардии» – то книгу вам от души рекомендую.

-6

Дам несколько ссылок на эту прочитанную мной книгу и другие новинки издательства «Молодая гвардия»:

«Повседневная жизнь советских писателей от оттепели до перестройки» (А. Васькин, 2022)

«Повседневная жизнь Пушкиногорья: Сельцо Михайловское и его обитатели. От Александра Сергеевича до Семена Степановича» (А. Сергеева-Клятис, 2022 )

«Повседневная жизнь русского провинциального города в XIX веке: пореформенный период» (А. Митрофанов, 2022)

Хотелось бы прочитать эту книгу о писателях? Интересна вам вообще эта серия о повседневной жизни?

Если понравилась статья, подписывайтесь на канал! Будем говорить о книгах т литературе! А ваши лайки всегда радуют автора)