Столько было вылито воды по поводу необходимости электрификации участка Ожерелье-Елец различными железнодорожными чиновниками приводились цифры по затратам на электрификацию, будущая экономия и выгода, плюсы ускорения пассажирских поездов от этой электрификации, но как обычно выяснилось, что говорить и делать - это две большие разницы.
Сегодня стало известно, что РЖД перенесли электрификацию участка Ожерелье – Узловая – Елец (25 кВ 50 гц) на 2026 – 2031 годы. По ранее озвученным планам работы должны были завершиться в 2025 году, когда это озвучивали, казалось, что времени много и точно успеем.
По имеющейся в настоящее время информации проектная документация по проекту проходит ведомственную экспертизу. Это достаточно скромные результаты, при условии ранее озвученных дат. Изначально планы по реконструкции направления были более масштабные:
1. электрификация участка Ожерелье-Елец
2. спрямление этого участка - повышение скоростей движения
3. строительство новой линии Елец-Воронеж, точнее Елец-воронежский ход минуя Липецк, то есть маршрут должен был проходить аналогично автомобильной трассе М4 "Дон". При этом сократилось бы расстояние по железной дороге от Москвы до Воронежа до ~ 550 км.
*Сегодня кратчайшее расстояние по железной дороге это Москва-Казанская - Рязань - Воронеж и Москва-Павелецкая - Узуново - Мичуринск - Воронеж составляет 586/585 км, по автодороге М4 "Дон" это 517 км.
Именно в таком виде ход Москва-Павелецкая/Москва-Курская - Ожерелье - Елец - Воронеж способен был решить множество задач:
1. Разгрузка рязанского хода от пассажирских поездов, павелецкий ход после реконструкции становился бы более коротким и более быстрым.
2. Существенное сокращение времени в пути пассажирских всех поездов на участке Москва-Воронеж, чего нельзя достичь при следовании рязанским ходом из-за его высокой загрузки.
3. Ускорение пассажирских поездов на участка Москва-Рязань, ввиду снижения общего количества пассажирских на участке.
4. Назначение дополнительных грузовых поездов на участке Воскресенск-Рыбное и пригородных Москва-Шиферная-Голутвин-Рязань.
5. Отсутствие сверхдолгих маршрутов пассажирских поездов типо Москва-Киевская-Калуга-Тула-Елец-Воронеж.
В настоящее время участок Ожерелье-Узловая-Елец имеет достаточно скромные размеры движения ввиду его "тепловозности" и низкой технической оснащенности.
Размеры движения 17 пар пассажирских, около 12 пар грузовых и 4 пары пригородных, поэтому перевод дополнительных 27 пар пассажирских поездов (именно эта цифра озвучена в долгосрочной программе развития) сделал бы ход ещё более пассажирским, но не сильно загруженным.
Планы электрифицировать участок до 2025 года было прописано в долгосрочной программе развития железных дорог до 2030 года. Ожидаемым результатом реализации проекта должно было стать переключение 27 пар пассажирских поездов в основном с рязанского направления и увеличение пропускной способности по пассажирским поездам на участке Узловая – Елец до 65 пар.
Но в настоящее время никаких видимых работ на участке не проводится.