Сегодня у нас будет пост с познавательным контентом об одном архитектурном строении, но не отписывайтесь, история стоит себя.
Ради таких историй и заведён данный канал.
Итак, Дворец Советов!
Идею строительства в столице Дворца Советов впервые озвучил в 1922 году Сергей Киров на Первом Всесоюзном съезде Советов проходившем в здании Большого театра:
Я думаю, что скоро потребуется для наших собраний, для наших исключительных парламентов более просторное, более широкое помещение. Я думаю, скоро мы почувствуем, что под этим куполом уже не умещаются звуки «Интернационала». <…> О нас много говорят, нас характеризуют тем, что мы с быстротою молнии стираем с лица земли дворцы банкиров, помещиков и царей. Это верно. Воздвигнем же на месте их новый дворец рабочих и трудящихся крестьян, соберём всё, чем богаты советские страны, вложим всё наше рабоче-крестьянское творчество в этот памятник и покажем нашим друзьям и недругам, что мы, «полуазиаты», мы, на которых до сих пор продолжают смотреть сверху вниз, способны украшать грешную землю такими памятниками, которые нашим врагам и не снились.
Ради постройки Дворца Советов разрушили и взорвали Храм Христа Спасителя
Торжественное начало стройки в 1930ые годы.
Товарищ Сталин захотел построить крупнейшее, красивейшее и технологичнейшее здание в мире.
"Вавилонскую башню" собирались построить на месте крупнейшей церкви Москвы Храма Христа Спасителя, да в добавок снести исторический квартал вокруг неё.
И это была бы новая "церковь" коммунизма. Там были бы гигантские купала залов внутри, прямо как у церквей, а в голове статуи Ленина планировалась библиотека коммунистических книг (что вполне возможно, голова вышла бы с 5-ти этажное здание).
Памятник Ленину на вершине была бы крупнейшей в мире.
В прочем, как всё в том дворце.
Для постройки такой махины разрабатывались новые технологии: Рассчитывалась масса башни (14000 тон), закладывался уникальный фундамент который спасёт башню от просадки (огромный монолит и ныне там, ниже уровня Москвы реки), рассчитывалась аэродинамика потоков ветра, а чтобы она сама себя держала сделали новую марку стали - ДС.
К примеру:
В местах перелома колонн, т. е, перехода из вертикального положения в наклонное (и наоборот), ставились бы так называемые распорные кольца из этой стали. Поверхность распорного кольца образовывало бы своеобразный круговой проспект длиной в полкилометра. Ширина этого проспекта составила бы 15 метров.
(ниже советская иллюстрация, как из этого кольца получился бы проспект)
ниже фото 1940х, возведение каркаса
Фасады дворца хотели облицевать шлифованным гранитом и украсить скульптурой. Для внутренней отделки планировалось использовать такие средства живописи как фрески, майолика, витражи, мозаика. Для орнаментального украшения интерьеров — камень, дерево, металлопластик.
Большой зал проектировался в качестве главного зала заседаний, и мог также использоваться для театральных постановок и массовых демонстраций. Диаметр зала был равен 140 м, высота — порядка 100 м. Его сцена составляла 42 м в диаметре и была отделена от зрительных рядов подъёмником. Места для зрителей планировалось выполнить из стали и покрыть кожей; а с помощью особого расположения кресел предполагалось осуществлять вентиляцию помещения. Зал отличался конструктивными особенностями подвесного купола, обработанного каннелюрами и оснащённого осветительной техникой, он освещал пространство за счёт отражения света, что должно было создавать у зрителей иллюзию открытого неба. Купол должна была венчать светящаяся пятиконечная звезда.
Дворец должен был быть не пустой громадиной, а наполненным зданием с кучей малых и крупных залов, расписанных по последнему слову.
В общей сложности для оформления дворца необходимо было изготовить 72 крупные скульптуры, 650 бюстов и 19 скульптурных групп. Помимо Ленина, снаружи здания решено было установить памятники Марксу, Энгельсу и соцциалистам-утопистам. Внутренние и наружные барельефы занимали порядка 11 тыс. м², ещё около 20 тыс. отводилось на художественную роспись. Залы дворца должны были украшать портреты и бюсты выдающихся советских людей. По задумке проектировщиков, «монументальная живопись Дворца Советов должна выявить в своих творческих решениях всю идеологическую мощность этого памятника великой Ленинско-Сталинской эпохи».
Немецкая аэрофотосъёмка, флажком отмечена стройка дворца советов. Судя по теням, успели возвести конструкцию высотой в 9 этажей.
Однако грянула война, и постройку пришлось отложить.
Металл из собранного каркаса сначала пускали на противотанковые ежи, а потом, когда нужда в ежах отпала, использовали в качестве материала для мостов (металл не ржавел и был прочен, благодаря чему отлично подходил).
После войны силы строить такую постройку начали иссякать, хотя полит бюро настолько отказывалось признавать отказ от грандиозного проекта, что спустя 5 лет после войны (карта 1950го года), указывалась стройка, хотя на деле был лишь котлован заливаемый дождевой водой.
Хотя это не мудрено, ради Дворца Советов до войны работали десятки предприятий. Не будет сказать преувеличением, что работали целые области.
Котлован под Дворцом Советов.
В 1958—1960 годах в фундаменте первого Дворца Советов был создан самый большой в мире открытый зимний плавательный бассейн «Москва».
Почему первого? Читайте далее.
Самое время для увлекательной истории. Все вы, наверное, знаете, что под Москвой есть "море". Находится оно на глубинах 1000 – 1400 м. Так вот, когда строили знаменитый бассейн Москвы была идея заполнять бассейн этой морской водой, но по каким-то причинам этого не случилось.
Опыт бурения скважин к морю у Москвы есть. Скважины для добычи древней морской воды пробурены рабочими Промбурвод Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР. Одна из скважин — на Московском мясокомбинате, что на улице Талалихина. На этой улице есть еще одна скважина — при бальнеологической лечебнице. Пробурены скважины и в ряде подмосковных санаториев — «Дорохово», «Монино», «Архангельское» и другие. В военное время из этих вод добывали соль, когда путь к исконным соледобывающим районам был отрезан врагом.
Рассказ очевидца:
"Прослышав про это, директор бассейна Москва И.С.Стопани, на свой страх и риск, начал буровые работы в том месте, где сейчас стоит памятник царю. Долбёжным станком прошли 70 метров. И как ни пройдешь мимо, из-за ограды буровой стоит сплошной мат. Интересуюсь - в чем дело? Буровики говорят, что крышка долбяка постоянно забивается чем-то и не даёт работать, приходится поднимать инструмент на поверхность. Взял это «что-то» в руки, оказалось куском металла неправильной формы с характерным блеском на спиле. Скорее всего, это был сплав свинца и олова, заливаемого в скважины при работах по возведению Храма в 1839 году. Ничего себе фундамент, элементы которого уходили на 70 метров.
Но вернёмся к буровым работам современности. Настал тот день, когда долбёжный станок должны были заменить на буровой, чтобы пройти ещё приблизительно 1650 метров. За проделанную работу буровики выставили Спорткомитету Москвы счёт, равный чуть ли его не годовому бюджету. И дело зависло в разбирательствах. Кончилось тем, что скважину заглушили в соответствии с положенными нормами."
Инициированная Никитой Хрущёвым компания по борьбе с архитектурными излишествами делала невозможной реализацию старого проекта Иофана. Его работа была раскритикована и обвинена в «бессмысленной гигантомании», «фантастическом забвении реальных жизненных масштабов и потребностей», «сверхмонументальности форм». В журнале «Архитектура СССР» за 1958 год отмечалось, что высотная форма здания негативно повлияла на внутреннюю организацию. Огромные пространства ярусов вызывали неудобное расположение помещений и затрудняли оснащение здания и передвижение в нём людей. Затраты труда и материалов на строительство и использование здания-постамента были названы неоправданными. Особым пунктом критики стало то, что проект Иофана не учитывал окружающей исторической застройки, дворец подавлял другие сооружения. По мнению специалистов, «композиция Дворца не отвечала в полной мере ни требованиям того времени, когда она была задумана, ни тем более изменившимся требованиям последующих лет»
Были попытки возвести новый дворец советов, без излишеств. Он должен был стоять на Юго-Западе Москвы, в дали от центра, рядом с МГУ.
Был открыт конкурс. Несмотря на множество интересных проектных предложений, результаты конкурса вновь оказались неудовлетворительными. Жюри так и не удалось выявить проект, который можно было бы взять за основу строительства нового Дворца Советов. В 1960 году было организовано Управление по проектированию Дворца Советов, деятельность которого также не увенчалась успехом. В 1963 году управление было расформировано, а идея строительства Дворца Советов так и осталась нереализованной.
Однако, один элемент этой титанической постройки всё-таки увидел свет и это... "кремлёвская" автозаправка на Волхонке. Величественно, ничего не скажешь.
Центральный плавательный бассейн "Москва" прекратил свою деятельность за четыре года до его сноса. В 1991 году цены на горячую, холодную воду и электроэнергию взлетели неимоверно, стоимость обслуживания стала нерентабельной. Более 3-х лет чаша бассейна стояла без воды, что привело к деформации температурных швов. Трубопроводная сеть сильно корродировала.
Даже подобная конструкция оказалась не по карману, хотя она не более чем надстройка на фундаменте настоящего дворца.
Рассказ очевидца:
"Когда очистили бетонное основание Дворца Советов, то пригнали малый бурой станок для исследования подстилающего грунта. И когда вынули буровой инструмент, из отверстия ударил фонтан воды на высоту 10-15 см. Когда я в тот день пришёл на стройку, отверстие было заткнуто деревянной пробкой. И так в нескольких местах. Ещё до начала строительства мы прогнозировали сильный подпор фундамента грунтовыми водами, это не только подрусловый сток загнанного в трубу ручья Черторый (именно подрусловый, т.е. не вошедший в коллектор). Но регистрировалось ещё одно направление – со стороны Музея изобразительных искусств на Волхонке. /---/ Ранее я считал, что пройти бетон будет очень трудно, ведь для него разработан был цемент марки «ДС». Но инструмент бурового станка с лёгкость прошил массив основания. На высказанное моё удивление, главный инженер стройки ответил, что бетон может быть и хорош, но вот качество песка оставляло желать лучшего…"
На историческом месте возвели Храм Христа Спасителя, визуально идентичный оригиналу. История завершила круг.
Мораль из сей басни выведите сами, но я считаю её очень символичной. И чем больше вы будете в ней копаться, тем больше подтверждающих это фактов вы найдёте.
Всем спасибо за просмотр,крепкого чая и кофе Вам)