Все последние дни перед премьерой на НТВ фильма «Пётр I: Последний царь и первый император» его реклама убеждала телезрителей, что этот «исторический» фильм стал первым «документальным» фильмом, собравшим в прокате рекордные денежные сборы.
Меня это не только заинтересовало, но и насторожило, поскольку о какой документалистике может идти речь, если в фильме заняты актёры, играющие роли исторических личностей, если их диалоги, монологи, реплики придуманы сценаристами?
После просмотра моё мнение укрепилось.
Фильм и близко не относится к документальным – этакая смесь игрового постановочного действа, с анимацией в стиле комиксов, и всё это разбавлено вставками приглашённых в фильм якобы экспертов, высказывающих своё мнение о событиях более чем трёхсотлетней давности, словно истину в последней инстанции. Причём в подборе этих «экспертов» явно заметен либеральный уклон, посему и оценки деятельности царя ими даются соответствующие.
Что касается профессионализма «экспертов», то, скажите на милость, что об эпохе Петра и его деяниях знают доселе неведомое зрителям, люди, далёкие от истории, как науки? Какую оценку можно ожидать, к примеру, от экономиста Александра Аузана, от музейщика Бориса Пиотровского, ещё от одного экономиста, преподающего в ВШЭ, от Сергея Шойгу или от представителя церкви в рясе и с крестом на груди, который, как и все остальные «эксперты», занятые в фильме, исключительно комплиментарно отзывается о реформах царя Петра (в том числе церковных), если в самом фильме жившие в ту пору церковники, как и большинство их прихожан, называют царя Антихристом.
Так какими же откровениями, доселе нам неведомыми, с нами поделились авторы фильма и «эксперты»?
Повествование начинается со стрелецкого бунта, спровоцированного старшей сестрой (по отцу) царевичей Ивана и Петра Софьей.
Это не откровение, в прежних фильмах о детстве будущего императора рассказывается об этом эпизоде, после которого у Петра всю жизнь случались припадки.
Но здесь интересен показ разъярённых стрельцов, после убийства родственников царицы Натальи Кирилловны, чуть ли не в лицо тычущих алебардами и саблями самой царице и царевичам, спрятавшимся под какой-то лавкой. Впечатляет!
Хорошо ещё не показали рубку на куски тел царских родственников.
Далее нам рассказали о борьбе Софьи за престол с подрастающим Петрушей.
Это в прежних фильмах Сергея Герасимова мать решила женить Петрушу исключительно для того, чтобы остепенить его, а ещё, чтобы отбить охоту к поездкам в Немецкую слободу.
Здесь же цель одна – через женитьбу признание царя совершеннолетним, устранение от престола регентши Софьи.
Но, благодаря фильму, что-то новое о царе Петре я всё же узнал. То, о чём прежде не догадывался.
Оказывается, молодой царь, женившись, устранив Софью, целых 5 лет посвятил не реформам, не потешному войску и строительству потешного флота на Плещеевом озере, а, в основном, своим развлечениям, что называется, загулял.
Я-то думал, что, Пётр учредил «Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор», вернувшись из Европы.
Ан, нет. Если верить авторам фильма, на колеснице, запряжённой свиньями, царь с собутыльниками раскатывал по улицам Москвы в те самые 5 лет.
Про Анну Монс, и о причинах ссылки в монастырь законной, венчанной жены, царицы Евдокии Лопухиной, авторы «документального» фильма зрителям, похоже, поведать забыли.
После смерти матушки, став полноправным царём, Пётр со своими потешными и стрельцами дважды брал Азов. Со второй попытки взял. Победа была одержана, во многом благодаря русскому галерному (гребному) флоту. Но это нам и без этого «киношедевра» было ведомо.
А ещё, благодаря фильму 1981 года «Россия молодая», мы знали, что за несколько столетий до реформ Петра, во времена князя Олега – того, «вещего», о котором писал Пушкин – к Константинополю дружинники князя пришли на двух тысячах(!) лодий! Как вам такой галерный флот?
Весной следующего, 1697 года, царь Пётр отправился в Европу с Великим посольством.
Как нам разъяснили авторы фильма и «эксперты» целью Петра было заручиться поддержкой европейских государств в войне с Турцией, но главное – познакомиться с Европой, перенять достижения и опыт европейцев.
Создатели фильма поведали телезрителям о блеске и расцвете Европы – даже имена неведомых двух поэтов назвали - и о варварстве, дикости, необразованности и захудалости России той поры.
Как заметил один из «экспертов» фильма: «в России даже своей бумаги не было».
Я, извините за мой светский, прибалдел даже.
Тут же подумалось: а на чём же первопечатник Иван Федоров, которому памятник в Москве поставлен, свою первую книгу «Апостол» в 1564 году печатал? На папирусе или бересте что ли? И русские летописи на бересте писаны, и «Слово…»?
Проверил в инете. Нет же, была и бумага! Итальянец Рафаэль Барберини в том же 1564 году про москвичей писал: «…затеяли они также ввести делание бумаги и даже делают…».
Напомню, примерно за полтораста лет до посольства Петра писано.
Да и торговали, общались с Европой с давних пор. Царь Иван – тот, что Грозный – даже, рассказывают, за англицкую королеву Елизавету I сватался.
Зачем же Пётр ездил, оставив государство на полтора года без царя?
Знакомился с европейской цивилизацией, расширял кругозор после поездок на Кукуй, заодно безуспешно искал союзников против турок, а ещё осваивал ремёсла. В фильме перечислили таковых пять. Среди них – ремесло плотника на амстердамской судоверфи (ему даже диплом выдали) и зубодёра (не считать же за дантиста человека, умеющего рвать зубы клещами?). Вырванные царём зубы – среди них и здоровые – и те клещи зрителям показали.
Вот что действительно ценного из-за рубежа привёз царь в Россию, так это специалистов в различных областях для службы в России, числом в 1000 человек.
Не менее ценным были закупки вооружения, приборов, снаряжения.
Но это моё, зрительское мнение.
Домой царь вернулся, когда ему сообщили, что дома стрельцы снова бунт подняли. Бунт подавили без Петра. Наказали бунтовщиков. Но деятельному царю-реформатору этого показалось мало. Приехав, он ещё 972 человека казнил. Причём, по фильму, даже боярам приказывал рубить головы стрельцам. Насильно одному – по фильму – в руки топор давал, хотя тот упирался, боясь согрешить – наверное, хорошо помнил библейское: «ни убий».
А ведь единокровный (по отцу) старший брат Петра, царь Фёдор, занявший престол в 15 лет – кстати, правивший всего чуть более 5-ти лет, столько Пётр «гулял» - преступников ссылал навечно в Сибирь, заселял новые земли.
И тут мы узнаём, что, вернувшись домой, Пётр занялся внутренними реформами. Нам сообщили о трёх: о резании бород – иллюстрировали игровыми кинокадрами, о замене русской одежды на европейскую (обошлись анимацией) и о переносе нового года с сентября на 1 января, отсчёт начался с 1700 год.
Мощные реформы! Побрил бороду и жизнь в стране изменилась. Виват государю!
Хотя всё при том же царе Фёдоре в придворную моду начало входить бритьё и замена долгополой одежды на более удобную, по типу восточноевропейской: польской, венгерской. Правда, без петровского насилия.
К слову, через полтораста лет сами русские цари носили бороды, а старообрядцы, создававшие русскую промышленность – поголовно все.
Боярскую одёжу безусловно следовало подрезать, но одевать всех – в том числе, армию - в чулки, штаны до колен и ботиночки при русских-то зимах и морозах, до этого надо было додуматься. Да ещё в плащишки и всесезонные треуголки на солдатиков нацепили. Для этого мудрость Петра нужна была.
Парики - отдельная тема. Без этой реформы Руси было, ну, никак.
Что касается согласования отечественного календаря с европейским, то дело, на нынешний взгляд, нужное, но особого ума и труда это дело не потребовало. Царь указ издал, народ исполняй. Проблема решена.
Что-то похожее мы проходили не так давно, при одном современном российском правителе. Но у современного, в отличие от Петра, не получилось. Не та фигура.
Большие куски фильма авторы посвятили Нарвской и Полтавской битвам.
Киношники и «эксперты» попытались объяснить, почему русские были наголову разбиты 18-тилетним шведским королём Карлом XII под Нарвой.
Нас убеждают, что ещё петровские реформы не прошли. Понадобилось поражение, чтобы их начать.
Интересно получается: с 12-ти лет будущий царь занимался созданием армии – пусть и потешной. 28-летний царь, у которого за плечами были два азовских похода, привёл под стены Нарвы 40-катысячное войско, артиллерию. Сам, правда, переложил командование на иностранцев и отправился в Новгород за подкреплением. Разведка, как я понимаю, отсутствовала напрочь – не знали, что у Карла всего 8 тысяч солдат.
Карл наголову разбил русских.
Захватил 20 000 мушкетов, всю русскую артиллерию, царскую казну в 32 000 рублей, а также 210 знамён.
Людские потери у шведов исчисляются сотнями, у русских – тысячами.
С экрана нам сообщают, что русская армия ещё не была готова к сражению с лучшей европейской армией, нужны были реформы.
Но напрашивается вопрос: чего ж тогда лезли под Нарву?
Нам ещё рассказали о том, что шведы были вооружены более современными ружьями, у которых были и штыки.
Следует следующий вопрос: а как же то, что привезли Великим посольством, чего ж из Европы не привезли образцы самых новых образцов оружия? Купили бы, украли, наконец. Скопировали бы, начали выпуск. Демидовы помогли бы.
Чем занимались наши обыкновенные – не Великие - посольства в Европе, военные агенты?
Зато под Полтавой царь Пётр и русские войска победили. Разгромили Карла наголову.
Но окончание полтавского сражения меня слегка шокирует. И даже не слегка.
Пётр не только возвратил шпагу пленённому шведскому командующему, но и усадил шведов-«учителей» за стол пировать победу.
А ведь за три года до Полтавы тот самый шведский генерал приказал перебить полтысячи русских пленных.
Бедолаг по его приказу окружили со всех сторон и перестреляли, и перерезали, как овец.
Вам это ничего не напоминает из современности?
Но царь Пётр пирует с убийцами русских людей, пьёт за «учителей» и за «брата Карла».
Позже, через несколько лет, когда узнаёт о гибели Карла, плачет и объявляет трёхдневный траур.
Как тут не вспомнить маршала Жукова, который после подписания капитуляции немецким фельдмаршалом Кейтелем, выставил того за дверь, и только тогда союзники сели за стол отмечать победу.
Удивили киношники и «эксперты» и сюжетной линией Марты-Екатерины.
Приходит царь к любезному другу Меншикову. Прекрасно зная, что тот – главный российский вор, по-нынешнему коррупционер – одобрительно отзывается о его дворце (не спросил: откуда деньги, Алексашка?) – потом лупит бывшего своего денщика знаменитой дубинкой.
И тут нам показывают эпизод знакомства царя с живущей у Меншикова и с Меншиковым Мартой. Та застывает в книксене, давая возможность Петру налюбоваться чуть ли не вываливающимися из декольте аппетитными (силикона в ту пору не было, но это ж современное кино) грудями. Выпивают по стопочке водки, царь по-немецки предлагает Марте посветить свечой в спальне (в меншиковской спальне, замечу).
Надо отметить простоту царских нравов.
А голос за кадром нам сообщает, что царь Пётр встретил свою настоящую любовь.
Нам рассказали, проиллюстрировав кинокадрами, о бурной переписке между Петром и Екатериной, напомнив, что царь подолгу отсутствовал, не сидел на месте.
Оставляю в стороне безобразный, нечитаемый почерк малообразованного царя (в детстве не до него было), но нам же давно и упорно твердили, что Екатерина I (она же Марта) только ближе к кончине научилась лишь писать своё имя, оставаясь всю жизнь неграмотной.
Господа киношники, вы б хоть разобрались со своими коллегами. Кому верить? Об «экспертах» речь не веду, они – не консультанты, ответственности не несут, зато могут нести любую околесицу.
Этот совет относится и к рассказу об измене Катеньки с молодым Монсом, братом бывшей «Кукуйской царицы».
Нам авторы поведали, что вроде бы и не было амурной измены со стороны Екатерины (навет недоброжелателей), ставшей к тому времени императрицей, в комнату которой сам император принёс банку с отрубленной головой Монса. Слышим: «это легенда».
Не знаю, как другие, видевшие этот фильм, но я не понял, что сочли легендой киношники. Факт измены или банку с головой?
Разбираться с правотой или враньём авторов не имею желания, пусть с ними разбираются создатели сериала «Завещание», в котором подробно рассказано о последней любовнице (или «метресске») царя Петра - Марии Кантемир и об амурных приключениях Монса и Екатерины («настоящей любви Петра»).
Замечу лишь, что Виллиму Монсу было 36, а Петру – 52 и он нечасто бывал дома. Екатерину-Марту, у которой и до Петра было несколько мужиков, согласитесь, можно понять.
Про Петербург (Парадиз, «рай» Петров) тоже рассказали немало.
Замечу лишь, что нам напомнили: в 1703 году Нева разлилась так, что анимационные Пётр и Меншиков сидят на крыше домика Петра.
Хорош Парадиз, стоЯщий на болоте и костях строителей.
И ещё коротко о хвалимых «экспертами» петровских реформах.
Он, оказывается, освободил женщин. Указом установил возраст вступления в брак для женщин – 17 лет, вместо 12, с которого по традиции отдавали девочек замуж.
Замечательно. Но вспомнилась няня Татьяны Лариной, которую отдали замуж в 13 лет. На дворе стоял, кстати, 19 век.
Правда, та свобода – с питьём хмельного, распущенностью с мужеским полом – превратилась во вседозволенность. Речь веду о высших кругах, о дворянстве, барстве.
А ещё в заслугу царю-императору поставили развитие образования в России.
Я слегка удивился: Михайло Ломоносов лишь благодаря своему великому упорству и тяге к знаниям попал в Славяно-греко-латинскую академию, куда не принимали простолюдинов – хотя он крепостным не был. Для крепостных вообще путь к образованию был закрыт.
А саму Академию создали по воле всё того же царя Фёдора Алексеевича.
Пиотровский отметил выдающуюся роль Петра в создании в России музеев, музейного дела. Как же, тот приказал Кунст-камеру создать. В ней поместили диковинки со всего света, например, заспиртованных уродцев в банках.
Если кого и благодарить за музеи, то немку Екатерину II.
И, наконец, о наследовании престола, который по царёву указу от 1722 года, переходил к тому, на кого укажет государь.
На мой взгляд, разумный указ.
Но сам Пётр не удосужился за три года подобрать и назначить своего наследника.
И только на смертном одре, по воле авторов фильма, попытался призвать к себе свою дочь Анну. Уж что он хотел сказать ей, неизвестно.
Но, думаю, лучшей кандидатуры не было. Была ж на Руси княгиня Ольга, в Грузии – царица Тамара, в Англии – королева Елизавета, а уже в петрову эпоху – королева Анна.
Одно то, что, умирая, просила похоронить её рядом с отцом, говорит о многом. Елизавета не пришла даже встретить гроб с сестрой, спешила на очередной бал. Об образованности Анны нечего и говорить.
Но реформатор Пётр о важнейшем деле не подумал.
Резюме этой большой статьи: незачем было снимать очередной панегирик царю Петру.
Даже на деньги «Газпрома», эмблема которого перед каждой частью и надолго появлялась на экране. Деньги, по сути, народные.
В заключение: подлинно документальным фильмом стал тот, что был показан на канале «Матч!», а затем на Первом в программе - "Валерий Харламов. На высокой скорости". К 75-летию Легенды №17. В нём только документальные кинокадры, выступления людей, близких или коллег великого хоккеиста.
А наибольшая аудитория была у подлинно документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой».
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.