Найти в Дзене
ENCORE

Хуки в песнях: ко дню рождения Величайшего

Али никогда не скрывал, что сам о себе думает. Публика с ним не спорила
Али никогда не скрывал, что сам о себе думает. Публика с ним не спорила

17 января 1942 года в Луисвилле, штат Кентукки, родился человек, который впоследствии приватизирует целый вид спорта и станет иконой для нескольких поколений американцев (да и не только американцев). Кассиус Марселлус Клей-младший превратил профессиональный бокс в шоу имени себя буквально с первого же появления на ринге. В атлета влюбилась вся Америка (затем стала ненавидеть, потом снова влюбилась); сам же Клей влюбился в Советский Союз (потом разлюбил), стал олицетворением трэш-тока (достижение сомнительное), а также самым узнаваемым спортсменом страны (достижение безусловное). Где-то по пути боксёр разочаровался в своём имени, происхождении и даже вере. Все пункты весьма расстроили его родителей (особенно маму), которые были более чем довольны и первым и вторым и третьим. Ещё бы, когда ты мама по имени Одесса, как тут не гордиться. Ростовчане точно поймут. А вот у Кассиуса были свой путь и своя история, в которую он вписал себя как Мухаммед Али. Если вы никогда не слышали это имя, вам либо два года отроду, либо вы живете в резервациях индейцев Амазонки (то есть, интернета у вас тоже нет и вы все равно не читаете этот материал). Мы в редакции ENCORE (ну, ок, половина редакции) свято чтим бокс, но никакого смысла рассказывать вам о достижениях атлета, скромно называвшего самого себя величайшим, не видим. Вы и так все знаете. А мы вообще канал про музыку. Хоть и (ок, половина из нас) любим бокс. Поэтому и расскажем про музыку. Ведь Мухаммед Али ещё и пел (кстати, вот этого не знают не только двухлетние и индейцы). В честь именинника мы собрали наш персональный топ профессиональных боксёров, которые ещё и профессионально пели. И начнём, разумеется, с Али.

Первый рэпер
Первый рэпер

Если вы смотрели байопик Майкла Манна про Али (отличное кино) с Уиллом Смитом в главной роли (блистательное исполнение), то, возможно, обратили внимание, что фильм начинается с концерта в клубе. А именно, с великого выступления легенды соула Сэма Кука в Harlem Square Club (артиста сыграл вокалист и бывший офицер полиции, а по совместительству и сын певицы Дайон Уорвик, Дэвид Эллиотт).

Мухаммед был в отличных отношениях с Сэмом Куком и нередко заглядывал к нему на студию. Здесь cтоит сказать, что между миром музыки и миром профессионального бокса всегда была тесная связь. Мало кто так обожал кулачные бои, как их любили артисты всех мастей, и не только мужчины. Мы обязательно как-нибудь об этом подробно расскажем. Дружба же Али с Куком вдохновила спортсмена на то, чтобы самому встать перед микрофоном.

- Сэм, я величайший певец всех времён!
- Да-да, разумеется
- Сэм, я величайший певец всех времён! - Да-да, разумеется

В 1963-м году Мухаммед (который на тот момент был Кассиус и еще не обзавёлся мировым титулом) выпустил альбом, который иначе, как дуракавалянием и не назовёшь. Но, надо заметить, дуракаваляние было высокопрофессиональное — пластинку продюссировал Сэм Кук, а релиз был оформлен усилиями Columbia Records. Более того, работу и вовсе можно объявить новаторской. Артист зачитывает о своём превосходстве, диссит все и всех вокруг и купается в самолюбовании. Ничего не напоминает? Кассиус Клей выпустил хип-хоп пластинку. В августе 1963-го года.

Юмористический альбом (именно так издание преподносил лейбл) и правда напоминает стендап-выступление. Большую часть времени Кассиус расхваливает себя любимого под овации публики и минимальный аккомпанемент инструментов, унижает будущего соперника Сонни Листона (именно у него Клей отнимет пояс) и практикуется в рифмах и панчах. Тем не менее, запись, как мы уже говорили, продюссировал Сэм Кук, и петь он боксера заставил. Например, на пластинке вышел кавер на культовую песню Бена Кинга Stand by Me.

Рифмы панчами, а Али, как оказалось, действительно мог петь. Да, его не назовёшь выдающимся вокалистом, однако звучит запись совершенно не стыдно. Для эпохи, в которой люди понятия не имели, что такое автотюн (а если артист говорил, что умеет петь, значит так оно и было), подобное исполнение можно занести боксеру в биографию исключительно под знаком «плюс». Впрочем, как мы писали вначале, Мухаммед никогда не воспринимал занятие музыкой как нечто серьёзное. Он высокопрофессионально валял дурака. Вот Джо… Джо это совсем другое дело.

Дым из ушей

Сынок, и это по-твоему флоу?
Сынок, и это по-твоему флоу?

Вы не можете знать про Мухаммеда Али и, при этом, никогда не слышать о Джо Фрейзере. «Дымящегося» Джо, в целом, можно назвать главным соперником в карьере Али. Во вселенной бокса их противостояние гораздо более популярно, чем противостояние MARVEL и DC во вселенной комиксов. Серьезно, это величайшая трилогия в спорте. Но мы же про музыку сейчас, поэтому про грандиозные баталии тяжеловесов рассказывать не будем. Сами все знаете. А вот чего вы, возможно, не знаете, так это того, что Джо был певцом. И как мы сказали ранее, кое-что его сильно отличало от Али в этом направлении. Дело не в том, что «Дымящийся» был выдающимся исполнителем. Не был. Но вот относился он к музыке максимально серьезно. Джо не расставался со своей гитарой в тренировочных лагерях, а выступить в клубе со своей группой «Нокауты» мог едва душ успев принять после боя. Джо Фрейзер обожал музыку.

Али: Не, сейчас я не могу петь. Раньше мой голос был лучше. Сейчас уже не то. А вот Джо, кстати, петь может!

Джо ездил на гастроли, издавался на лейблах Motown и Capitol Records. Уровень, согласитесь. Однако, его карьера музыканта особенно не сложилась. «Дымящийся» поставил себе в мировом боксе памятник нерукотворный, и по праву считается одним из лучших бойцов всех времен (и любимым тяжеловесом половины нашей редакции). А вот о том, что Джо пел, практически никто не вспомнит даже в Америке. И вовсе не потому, что Джо плохо пел. Нормально он пел. Просто полез Фрейзер туда, где тягаться было тяжелее, чем провести еще 15 раундов с Али. 1970-е годы были расцветом соула, гении жанра один за другим выпускали свои величайшие работы и находились в зените своих карьер. Сценой правили Марвин Гэй, Ал Грин, Стиви Уандер, Кертис Мейфилд, Слай Стоун со своей «семьей». Вернее сказать, они не столько правили, сколько попросту меняли всю индустрию.

Тягаться с ними на их же поле было невозможно. Особенно, когда в качестве своих «козырных» метафор ты, например, сравниваешь в тексте любовь к женщине с пропущенным по печени ударом от стокилограммового мужика. Ясное дело, шансов на хит-парады у Фрейзера не было никаких. Тем не менее, Джо музыку не бросал и отдавался ей с не меньшей страстью, чем боксу. А это очень большая страсть, вас ведь не назовут «дымящимся» просто так. Где бы ни появлялся Фрейзер – на ринге или на сцене – искрило там во все стороны.

Моя любовь как динамит, детка. Если не веришь – приходи и проверишь!
Моя любовь как динамит, детка. Если не веришь – приходи и проверишь!

Золотой мальчик

Если глядя на эту фотографию вы думаете, что видите поп-певца, то на самом деле вы смотрите на многократного чемпиона мира по профессиональному боксу, некогда лидера списка «Лучшие боксеры мира вне зависимости от весовой категории» и одного из самых богатых спортсменов планеты. А, ну, да. Еще вы смотрите на поп-певца
Если глядя на эту фотографию вы думаете, что видите поп-певца, то на самом деле вы смотрите на многократного чемпиона мира по профессиональному боксу, некогда лидера списка «Лучшие боксеры мира вне зависимости от весовой категории» и одного из самых богатых спортсменов планеты. А, ну, да. Еще вы смотрите на поп-певца

Оскар Де Ла Хойя, «золотой мальчик». Золотой во всех смыслах: выиграл Олимпийские игры, взял титулы в шести весовых категориях, стал первым профессиональным боксером, чьи гонорары за поединки переваливали за десятки миллионов долларов, а также первым бойцом, чья мировая популярность могла соперничать со звездами футбола. Да его даже зовут как ту самую золотую статуэтку, ради которой Леонардо Дикаприо был готов есть сырое мясо по уши в снегу. Секс-символ индустрии, идеальный семьянин, рекламная мечта любого бренда. Впрочем, в какой-то момент Оскар решил сам себе все испортить, утопив золото в алкоголе, предварительно закопав в белом порошке для надежности. Но, с кем не бывает мы не об этом. Де Ла Хойя любил не только бить людей за восьмизначные суммы, он также любил петь.

В 2000-м году Оскар издал полноценный двуязычный (англо-испанский) поп-альбом. Получилось почти так же, как выходило со всем остальным на пике карьеры. Пластинка была номинирована на Grammy, а сингл Ven A Mi возглавил чарт Billboard в категории Latin. И хоть с самой престижной наградой в музыке знаменитый фокус Оскара (все вокруг превращать в золото) не сработал, боксер перевыполнил норму на продажах, сделав альбом «платиновым». На этом Де Ла Хойя решил и остановиться. Но даже с одним альбомом в арсенале его по праву можно назвать самым успешным музыкантом среди профессиональных боксеров. Да и среди многих музыкантов тоже. «Платины» и номинации на Grammy есть далеко не у всех.

Я РУССКИЙ

Я ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ
Я ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ

Рой Джонс-младший совершил в боксе невероятное. Он поднялся из среднего веса в супертяжелый, по пути захватив пояса во всех категориях. То, что вытворял на ринге Рой, до сих пор пересматривают на YouTube все любители этого спорта, про себя думая, что это, все же, видеомонтаж. Не монтаж, все так и было. Джонс был неуловим, был быстрее, техничнее и изобретательнее всех. Многие его поединки выглядели натуральным издевательством над соперниками. Казалось, что каких-то новичков зачем-то бросили под каток. Но это были профессионалы и топы дивизионов. Просто Рой был недосягаем. Джонс мог остаться в истории мирового бокса как атлет с совершенным рекордом, да одна беда. Рой не только фантастически одаренный боксер, но и фантастический раздолбай. Он стал проигрывать поединки, выходя на последние после вечеринок и утреннего баскетбола с корешами; промотал заработанные миллионы и под конец спасался от американской налоговой в широте и необъятности земли русской. На все это, говоря откровенно, смотреть было если не больно, то как минимум очень грустно. Тем не менее, редакцию ENCORE (ок, половину редакции) невозможно переубедить в том, что Рой Джонс-младший является одним из величайших боксеров в мире. Да что там в мире... в России! И вообще, не про бокс мы сегодня вовсе. Джонс-младший начал карьеру рэпера параллельно спортивной и, в целом, вполне в ней преуспел. Зачитывает Рой совсем не так изящно, как боксирует (хоть и зачитывает он, в основном, как раз про то, как машет кулаками). Тем не менее, вокруг рэпера Роя собралась лояльная фанбаза, обеспечивающая ему более чем приличные показатели на стриминговых платформах, а его треки и до до чартов добирались.

С боксом чемпион уже завязал, а вот релизы продолжает дропать, хоть и не очень активно. Помимо этого, Рой временами залетает в кинематограф (например, даже мелькнул в третьей части «Матрицы»), а также очень недурно реализовал себя в роли спортивного комментатора. Талантливый парень, что говорить.

У меня, кстати, тоже день рождения. Ну, вчера был. Наверное, вы были заняты
У меня, кстати, тоже день рождения. Ну, вчера был. Наверное, вы были заняты

Сахар

Sugar, ah honey honey
Sugar, ah honey honey

Если Мухаммед Али провозгласил себя величайшим самостоятельно (с чем, впрочем, особенно никто и не спорил), то большая часть критиков и журналистов, пишущих о боксе, на вершину списка лучших из лучших воинов ринга ставит Рэя Робинсона. «Сахарок» действительно разделил эпохи развития бокса на две части: до Рэя и после Рэя. А еще он был единственной причиной, почему великий музыкант Рэй Чарльз не подписывался своей фамилией (Робинсон). Неважно насколько ты хорош в своем деле, невозможно быть вторым Рэем Робинсоном в мире, где уже есть «Сахарок». Ну, и к слову о музыке: Рэй (который боксер) сделал паузу в спортивной карьере, чтобы... Играть джаз. И еще танцевать степ.

Блистательной карьеры в музыке у Робинсона не сложилось, однако мало кто так повлиял на развитие джаза, как повлиял «Сахарок». Этого достаточно, чтобы Рэй был в любом топе лучших музыкантов среди атлетов. И нет, он не писал гениальных композиций и не давал феерических концертов. Он спас Майлза Дэвиса от наркотического самоуничтожения. Дэвис, который был тесно связан с боксом, отличался взрывным нравом и полном отсутствием авторитетов в жизни. Вернее сказать, почти полном. Майлз боготворил Рэя Робинсона. Слушал его, а главное — слышал. Поэтому когда великий трубач достиг дна, за шиворот его оттуда вытащил великий боксёр. Отобрал всю дурь и загнал в зал. Майлз не спорил и не сопротивлялся.

Pac-Man

Выборы, выборы, все кандидаты…
Выборы, выборы, все кандидаты…

Завершим мы наш сегодняшний список рекордсменом по количеству чемпионств в весовых категориях. Мэнни Пакьяо поднялся с самых низов, провёл множество эпохальных боев и застолбил за собой статус одного из самых выдающихся и высокооплачиваемых боксёров поколения. В процессе карьеры он умудрялся совмещать поединки с работой сенатора на Филиппинах, а также записывать музыку. Мэнни издал два полноформатных альбома, набил им «платиновые» статусы на родине, а также перепел песни классиков. Не можем сказать, что мы большие поклонники вокальных экспериментов вероятно будущего президента Филиппин, но поющий Пакьяо неизменно вызывает улыбку и поднимает настроение. А это, согласитесь, талант истинного артиста.

Мир профессионального спорта идёт об руку с миром музыки, а бокс и вовсе последнюю обнимает за талию. Мы обязательно, как и обещали, однажды расскажем вам ещё больше занимательных историй переходов атлетов в музыкальные дисциплины, как и музыкантов в спортивные. Поверьте, там есть, от чего рот открыть. Но это потом, время жалить ещё не пришло. Сегодня порхайте как бабочки…

-11

Ali bomaye!