Недавно появившийся термин "общие закупки газа" вызвал много вопросов у политиков и экономистов и мне стало интересно, почему на этот инструмент в Европе возлагают большие надежды.
Конечно желание ЕС сократить расходы на энергоресурсы не является открытием - это новая тенденция, которая отныне там всегда актуальна. На мой взгляд, стремление уменьшить стоимость газа - это и есть главная причина изобретения "совместных закупок".
Рассказы про "сбалансированность энергопоставок" конечно можно долго слушать, но между строк читается банальное желание меньше платить. У политиков в Европе сложилось мнение, что чем меньше европейские республики будут между собой конкурировать за доступ к газу, тем меньше будет создаваться ажиотаж и это благотворно повлияет на стоимость сырья.
С одной стороны может это действительно эффективное решение, но в действии этот механизм пока никто не видел и нужно будет сделать выводы после того, как он заработает, а это произойдёт совсем скоро, ведь многие вопросы уже согласованы.
Вместе с тем совместные закупки газа являются возвращением к системе длительных контрактов, пусть даже косвенным образом, но это так. То есть несколько европейских стран смогут заключать договор о фиксированной цене, где будут оговорены объёмы закупок и кому сколько достанется топлива в какие периоды времени.
Смешно смотреть, как в Европе сперва отказывались от выгодных длительных контрактов с Россией, а теперь всяческими лазейками пытаются к ним вернуться через "общие добровольные закупки". Но самым смешным на мой взгляд фактом здесь является то, что от долгосрочных договоров отказывались одни, а убытки получили совершенно другие группы Евросоюза.
Вторым главным результатом, которого хотят добиться при помощи нового инструмента закупок - это безусловное заполнение газовых хранилищ. Считается, что если они будут полными, то и цена на газ будет снижаться и данное сырьё как-бы становится невостребованным на некоторое время.
Вместе с тем обсуждается вопрос создания "общих резервов", то есть несколько стран будут договариваться между собой о том, что например немецкие газовые хранилища должны обеспечивать не только немецкую промышленность, но и болгарскую, румынскую, польскую, испанскую, то есть резервировать для них объёмы в своих емкостях и это придаст некоторую стабильность индустриальной экономике.
В Бельгии сразу назвали идею совместных закупок не самым лучшим способом добиться снижения цены на газ. Если разобраться, то всё намного сложнее, транзит из немецких хранилищ допустим в Польшу будет забирать дополнительные финансовые средства на работу газоперекачивающего оборудования, соответственно цена на газ у этих двух республик никак не может быть одинаковой.
Бельгийские терминалы по регазификации СПГ тоже затратны и брать на себя убытки ради того, чтобы сделать чужие расходы более сбалансированными - там точно не намерены. Введение совместных закупок означает, что Европе приходится придумывать способы как нивелировать последствия своей собственной энергетической политики.
Я понимаю, что новый механизм позволит использовать инструменты давления на продавцов, например Россия продаёт Венгрии газ со скидкой, а при формировании совместной заявки Венгрии и Польши - уже нужно делать выбор: или поднять стоимость газа для Венгрии, или дать доступ к недорогой цене для Польши.
В общем новый механизм будет очень противоречивым как и всё, что в Европе делают в последнее время вокруг газовой тематики. А Россия в это время перенаправляет топливо в другие страны и формирует мощности по производству СПГ, чтобы европейский вектор не создавал проблемы для российской газоэкспортной системы.