Как маркетолог могу сказать что маркетинг и осознанное потребление это почти антонимы. Задача маркетинга — продвигать и продавать, и маркетинговые уловки очень активно используют именно в тех магазинах, где ежедневно бывают тысячи посетителей. А именно в супермаркетах. Про несколько неочевидных уловок рассказывают в этой статье 👇
Большие тележки 📌
Фактически выбора у посетителей супермаркетов и нет. Или огромная тележка, или неудобная пластиковая корзина, которую нужно таскать в руках, сгибаясь под тяжестью. Конечно, большинство берет тележки. А что происходит дальше? — А дальше при виде упаковки молока и батона, которые сиротливо болтаются на дне тележки, нам психологически становится… неудобно. И мы кладем в тележку побольше всего, иногда даже то, чего изначально покупать не собирались.
Именно для такой мягкой и незаметной стимуляции дополнительных покупок и задуман огромный объем тележек. Исследования показывают, что покупатели с тележками покупают до 40% больше, чем те, кто решил все-таки без нее обойтись.
Это совершенно не значит, что все должны таскать покупки в руках. Просто нужно помнить, почему эти тележки такие большие.
Детские тележки 📌
Детские тележки — вообще отдельная тема. И они придуманы тоже не только и не столько для удобства покупателей с детьми. Суть в том, что ребенок, которому доверили везти тележку, чувствует себя взрослым, ему это нравится, и он, играя во взрослого, набивает свою тележку разными сладостями, вкусностями, детскими журналами и товарами, которые сегодня есть в каждом супермаркете.
Ну, а родители потом за это расплачиваются в прямом финансовом смысле этого слова.
Извилистый маршрут 📌
Наверняка вы замечали, что самые ходовые товары — хлеб, молоко, яйца — размещаются в самой глубине супермаркетов, далеко от входа. И это не случайность, а тактика: проходя через весь торговый зал вы почти наверняка что-нибудь прихватите, даже если изначально пришли только за хлебом.
Для всех, кто ходит в магазин без списка покупок, извилистый маршрут к нужному товару — дополнительное искушение.
Собственная пекарня 📌
Почему супермаркеты так любят открывать собственные пекарни, и располагать их как можно ближе к торговому залу, а то и прямо в нем? Потому, что запах свежевыпеченного хлеба и булок пробуждает аппетит, что тоже способствует увеличению числа покупок. Ведь общеизвестно, что в магазин лучше ходить сытым — так ниже риск набрать лишнего.
«Комплектная» выкладка 📌
Мясо, а рядом с ним соус. Молоко, а рядом с ним мюсли. Чай, а рядом с ним конфеты. Все это примеры комплектной выкладки товаров. Это называется кросс-маркетинг.
Обычно в качестве комплектных товаров-дополнений (соуса, конфет, мюсли) выкладывают не самые дешевые позиции. ТО есть если дойти до тематического раздела с конфетами или соусом, то там при более широком выборе вы сможете найти и менее дорогие варианты. Но многие торопятся, поэтому берут то, что предлагаем им хитрый кросс-маркетинг.
Особенно хорошо эта уловка работает после очередных изменений в торговом зале, когда все отделы меняют местами, и покупатели еще не знают, что и где искать.
Призрак дефицита 📌
Достаточно вспомнить начало весны 2022 года, когда в магазинах пропал или почти пропал сахар. Прекрасно помню, как в магазине Spar увидела на полке два одиноко лежащих пакета сахара — и, конечно, сразу же их взяла, ведь товар кончается, его потом может не быть. И это при том, что я не очень хорошо поддаюсь маркетинговым уловкам, и в принципе сахар всегда покупаю только по 1 кг.
Ну и, как мы помним, дефицита никакого и не было, сахар появился на полках и стал падать в цене уже месяц спустя. Но призрак дефицита работает! Особенно на людей 50+, которые помнят лихие 90-е.
Отсутствие окон 📌
Если в небольших «Магнитах» или «Пятерочках» в зале встречаются окна (правда, поближе к ним стараются разместить полки, чтобы частично перекрыть обзор), то в крупных гипермаркетов окон нет — обратите внимание, если раньше не обращали. Думаете, это случайно? — Нет. Это еще одна хитрость. Чтобы человек не смотрел в окно, не замечал, что уже темнеет, и не отдавал себе отчета в том, сколько времени он уже бродит по магазину. Таким образом увеличивается количество спонтанных незапланированных покупок.
✅Обращали ли вы внимание на такие мелочи? Расскажите, интересно!✅
Еще полезное про экономные покупки👇
✅ Подписывайтесь на мой канал здесь, читайте и комментируйте — буду рада вас видеть в следующих публикациях!