Разберем отрывок из Поэмы А.С. Пушкина "Домик в Коломне". Поймем, что поэзия поэта - это альтернативная библейской концепция глобального развития.
" Тогда блажен, кто крепко слово правит
И держит мысль на привязи свою,
Кто в сердце усыпляет или давит
Мгновенно прошипевшую змию;
Но кто болтлив, того молва прославит
Вмиг извергом…
Я воды Леты пью,
Мне доктором запрещена унылость;
Оставим это — сделайте мне милость!»
В этих нескольких строках упакован гигантский объем информации.
Пушкин пишет:
«…блажен, кто крепко слово правит И держит мысль на привязи свою".
Что касается выражения «…блажен, кто крепко слово правит" то тут Пушкин говорит о том, что человек самостоятельно подбирает и правит слово, чтобы оно выражало сущность предмета, явления, процесса. Хотя сейчас много слов вывесок типа "банкир", которые не выражают сущность данного явления. Но если мы вместо банкира употребляем слово "ростовщик", то все становится ясно, и мы понимаем с кем имеем дело.
Я считаю, что мысль как таковая и слово (лексика), её выражающее, — объективно различные явления в жизни. Мысль приходит в нашу голову в виде образа, музыки, ощущения. Она как мозаика, ее можно масштабировать, приближая или удаляя выбранные объекты. Свойство мысли таково, что при ее появлении, мы понимаем, что это за мысль и что или о чем она нам расскажет и куда поведет.
Некоторые мысли подобны ящику Пандоры. Мы понимаем, что их лучше не трогать, но наше любопытство, безответственность и наша низкая нравственность искушают нас. Открыв его, мы погружаемся во все тяжкие и не замечаем, как наша воля испаряется и мы становимся пассивными наблюдателями, того куда и как нас заведет эта мысль. Хорошо, если последствия ограничиваются больной головой и потерей психической энергии, но в некоторых случаях навязчивые мысли доводят людей до самоубийства или убийства.
Слово является кодом явления, предмета, процесса. Но чтобы описать тот образ, он всегда конкретный нам понадобиться масса слов, чтобы с наименьшими искажениями донести его до читателя, но он все равно не сформирует в голове тот образ, который мы описывали. А еще если у другого человека этим кодом закодировано совсем другой предмет, явление, процесс, у него в голове может быть сформировано бог знает что. Так, что русский язык точный предмет. Но его искажают, чтобы люди не понимали друг друга и мироздание не могло откликнуться на их мечты и чаяния.
Пушкин пишет:
"Кто в сердце усыпляет или давит
Мгновенно прошипевшую змию;"
Здесь нам Пушкин говорит, что надо аккуратно относиться не только к мыслям, которые мы выпускаем в мир, но и к мыслям, которые мы впускаем в свой внутренний мир, так как мысли имеют свойство воплощаться в жизнь. А от того, какие мысли мы впустили зависят и испускаемые нами мысли. Но самое главное нужно обладать хорошо развитой волей, чтобы тебя любая вошедшая в голову мысль не вовлекла во все тяжкие, и не потащила туда куда ей нужно.
А.С. Пушкин в предложении «давит мгновенно», с акцентом на «мгновенно» высказывает мысль, что человек должен быть властен над собственным внутренним монологом (или гвалтом — у кого как), тем более он способен воспринимать объективную информацию извне (в том числе и понимать изустные речи и тексты других людей).
Пушкин пишет:
"Но кто болтлив, того молва прославит
Вмиг извергом…"
Да, по жизни это действительно так: следствием болтливости является несовпадение слов (деклараций о благих намерениях) и последующих за словами дел. В жизни обществ это один из источников бедствий. Один господин обещал лечь на рельсы, если цены поднимутся, но вместо этого бросил Россию на рельсы.
Пушкин пишет:
"Я воды Лета пью,
Мне доктором запрещена унылость;
· Унылость — неприятие Вседержительности в форме отрицательных эмоций, в состоянии упадка духа. «В беде не унывай, на Бога уповай», — русская поговорка.
· Ле́та — река из мифов древних греков; испивший её воды приобщается к вечности, забыв своекорыстие и суету земной жизни и таким образом освободившись от их власти над собой.
Здесь он говорит о "камертоне", по которому задаётся эмоционально-смысловой строй психики личности. Я это понимаю так: Человек остается человеком только в том случае, когда он понимает, что то что происходит во круг, происходит наилучшим образом исходя из той нравственности, которая свойственна большинству людей. Т.е. Бог не будет делать того, что люди могут сделать сами.
Пушкин пишет:
" Оставим это — сделайте мне милость!"
В этом предложении А.С. Пушкин предлагает остановить болтливость в себе самом и вдумчиво читать “Домик в Коломне” в соответствующем настроении, т.е. приведя себя к заданному самим А.С.Пушкиным эмоционально-смысловому строю.
Читая А.С. Пушкина и другие интересные и толстые книги, начинаешь принимать больше информации, чем есть в книге. Ощущение такое, что автор начинает говорить персонально с тобой, и отвечать на твои вопросы в последующем тексте. Так что больше читайте А.С. Пушкина, он больше чем поэт, он наше ВСЕ!