Найти тему
Диалоги о Востоке

Актуализация традиции ковроткачества в современном Азербайджане

На кофейной гуще можно гадать на будущее, а на коврах…читать о прошлом! А точнее, о древних тюркских верованиях.

В нашей новой статье Mari Jazz рассказывает о ковре как посреднике в передаче визуального «кода» в азербайджанской культуре. А еще о том, как молодое поколение азербайджанских художников экспериментирует в орнаментике, чтобы популяризировать свою культуру в мире.

Приятного прочтения!

С уважением,

Команда "Диалогов о Востоке"

Ковровые произведения в современное время создаются на основе канонических орнаментов, сформировавшихся в течение веков и в которых превалируют архаические знаки и символы, относящиеся по большей части к духовным представлениям древних тюрок. Ковровый орнамент и символику в этой связи можно рассматривать как идентификационный код-символ зашифрованных традиций и ритуальных обрядов, как код-хранитель тайны древней национальной культуры от «чужих», сохраняющий историю для «своих». В настоящее время проводятся просветительские семинары, выставки и проекты, которые стимулируют молодое поколение понимать и «читать» ковровую письменность.

В то же время, сохранение и развитие данной традиции этим не ограничивается. Молодое поколение художников, используя новые художественные средства и современные технологии, расширило границы представления о месте и роли ковра в азербайджанской культуре. Работы Фарида Расулова, Фаига Ахмеда, Эльшана Ибрагимова, Чингиза Бабаева, Бутунай Хагвердиева и других доказывают то, что традиция может быть актуализирована и быть гармоничной частью современной жизни, стиля и дизайна.

Творчество Фарида Расулова
Творчество Фарида Расулова
«Актуальная традиция» Фаига Ахмеда
«Актуальная традиция» Фаига Ахмеда
Творчество Фаига Ахмеда
Творчество Фаига Ахмеда
Творчество Фаига Ахмеда
Творчество Фаига Ахмеда
Одна из работ Вугара Мурадова
Одна из работ Вугара Мурадова
«Ковро-игры» художника и дизайнера Эльшана Ирагимова
«Ковро-игры» художника и дизайнера Эльшана Ирагимова

За последние два десятилетия некоторые ковровые орнаменты вошли в сферу сувенирной продукции, украшений, современных арт-объектов, предметов интерьера и даже архитектуры.

Примером может послужить высотное здание Государственной нефтяной компании Азербайджана – Sofaz Tower, интерьеры которой разработаны с включением элементов орнаментов всех ковровых школ Азербайджана.

Мозаичный ковер Аредбиль в фойе
Мозаичный ковер Аредбиль в фойе
В оформлении Зимнего сада использованы элементы ковра Гобустан
В оформлении Зимнего сада использованы элементы ковра Гобустан
Мотивы Газахской ковровой школы в одном из залов для переговоров
Мотивы Газахской ковровой школы в одном из залов для переговоров

Другим примером архитектурной интерпретации ковра является вход в станцию метро «Ичери шехер» (2009 г.)

Вход станции метро "Ичери шехер"
Вход станции метро "Ичери шехер"

Открытое в 2014 году новое здание Музея ковра подчеркивает особую значимость ковра в культуре современного Азербайджана. Дизайн фасада представляет собой разворачивающийся рулон ковра, а расположение богатой экспозиции ковров на изогнутых стенах дает возможность рассмотреть их с наилучшего ракурса.

Здание Азербайджанского национального музея ковра
Здание Азербайджанского национального музея ковра

Появились авторские бренды, творческие мастерские, магазины, в которых обретают новое измерение наиболее популярные, эстетически привлекательные элементы азербайджанских художественных традиций. Знаковая система в современное время имеет больше декоративный характер, а определенные сочетания красок и орнаментов являются некоторым легкоузнаваемым «визуальным кодом» того или иного региона Азербайджана.

Среди авторских дизайнерских коллекций и отдельных компаний можно отметить дизайнерский бренд «Chelebi», созданный азербайджанскими художниками Аидой Махмудовой и Фаридом Расуловым в 2013 году. В магазине представлена мебель и декор для интерьера с ограниченным выпуском – керамические статуи, абажуры, вазы, покрывала и наволочки, чайники, подносы и т.д. – с привнесенными национальными ковровыми узорами, мифологическими, сказочными паттернами и мотивами азербайджанских музыкальных инструментов.

Продукция компании "Челеби"
Продукция компании "Челеби"

Еще одним популярным брендом является «Задаган», миссия которого – доставить послание из старых веков новым поколениям. В создаваемых произведениях домашнего текстиля возрождаются и сохраняются богатые художественные традиции Азербайджана. Среди продукции данного бренда особое внимание привлекают скатерти, салфетки и шторы с привнесенными национальными популярными мотивами и узорами.

Продукция компании "Задаган"
Продукция компании "Задаган"

Бренд «I love Baku» выпускает аксессуары и оригинальные сувениры в национальном азербайджанском стиле: сумки, клатчи, косметички, шкатулки, галстуки, футболки, веера, блокноты, жакеты, кружки, шелковые шарфы и др., в которых используются ковровые мотивы, узоры с росписей дворца Шекинских ханов, орнаменты, элементы из тебризской миниатюры, петроглифы Гобустана и др.

Бренд «Resm Jewellery» представляет современную интерпретацию древних орнаментальных узоров и символов, будучи нацеленным помочь прочувствовать «дух» азербайджанской культуры. Ко всем созданным произведениям прилагается описание, в котором подробно изложен исторический контекст дизайна, происхождение орнамента и традиционных узоров. Примечательна коллекция 2016 года, в которой нашло отражение региональное разнообразие Азербайджана.

Также ковровые узоры и орнаменты являются частым мотивом в работах ателье «Jan» известного азербайджанского дизайнера Александры Саламахиной, модельеров Сабины Гусейновой, Шахлы Гахрамановой, Фахрийи Халафовой, Орхана Султана, Н. Юнусова, Лейлы Ахмедовой и др.

Можно сделать вывод, что древние тюркские знаки (онгоны, тамга) в виде коврового узора в настоящее время воспроизводятся в рамках различных, в первую очередь, визуальных, коммуникаций, что имеет большое влияние на этническое сознание. Орнаментика, в которой сохранились отголоски древних тюркских верований, воспринимается носителем азербайджанской культуры как визуальный «код», который подчеркивает самобытность и причастность к своей земле, своим «корням». Сохранение классических узоров, техник тканья, а также поддержка экспериментов в данном виде искусства осуществляются на государственном уровне. Данный подход превращает его в отдельный канал популяризации азербайджанской культуры на международной арене.

Материал подготовила: Mari Jazz

Редактор: Александр Сабанцев