На кофейной гуще можно гадать на будущее, а на коврах…читать о прошлом! А точнее, о древних тюркских верованиях.
В нашей новой статье Mari Jazz рассказывает о ковре как посреднике в передаче визуального «кода» в азербайджанской культуре. А еще о том, как молодое поколение азербайджанских художников экспериментирует в орнаментике, чтобы популяризировать свою культуру в мире.
Приятного прочтения!
С уважением,
Команда "Диалогов о Востоке"
Ковровые произведения в современное время создаются на основе канонических орнаментов, сформировавшихся в течение веков и в которых превалируют архаические знаки и символы, относящиеся по большей части к духовным представлениям древних тюрок. Ковровый орнамент и символику в этой связи можно рассматривать как идентификационный код-символ зашифрованных традиций и ритуальных обрядов, как код-хранитель тайны древней национальной культуры от «чужих», сохраняющий историю для «своих». В настоящее время проводятся просветительские семинары, выставки и проекты, которые стимулируют молодое поколение понимать и «читать» ковровую письменность.
В то же время, сохранение и развитие данной традиции этим не ограничивается. Молодое поколение художников, используя новые художественные средства и современные технологии, расширило границы представления о месте и роли ковра в азербайджанской культуре. Работы Фарида Расулова, Фаига Ахмеда, Эльшана Ибрагимова, Чингиза Бабаева, Бутунай Хагвердиева и других доказывают то, что традиция может быть актуализирована и быть гармоничной частью современной жизни, стиля и дизайна.
За последние два десятилетия некоторые ковровые орнаменты вошли в сферу сувенирной продукции, украшений, современных арт-объектов, предметов интерьера и даже архитектуры.
Примером может послужить высотное здание Государственной нефтяной компании Азербайджана – Sofaz Tower, интерьеры которой разработаны с включением элементов орнаментов всех ковровых школ Азербайджана.
Другим примером архитектурной интерпретации ковра является вход в станцию метро «Ичери шехер» (2009 г.)
Открытое в 2014 году новое здание Музея ковра подчеркивает особую значимость ковра в культуре современного Азербайджана. Дизайн фасада представляет собой разворачивающийся рулон ковра, а расположение богатой экспозиции ковров на изогнутых стенах дает возможность рассмотреть их с наилучшего ракурса.
Появились авторские бренды, творческие мастерские, магазины, в которых обретают новое измерение наиболее популярные, эстетически привлекательные элементы азербайджанских художественных традиций. Знаковая система в современное время имеет больше декоративный характер, а определенные сочетания красок и орнаментов являются некоторым легкоузнаваемым «визуальным кодом» того или иного региона Азербайджана.
Среди авторских дизайнерских коллекций и отдельных компаний можно отметить дизайнерский бренд «Chelebi», созданный азербайджанскими художниками Аидой Махмудовой и Фаридом Расуловым в 2013 году. В магазине представлена мебель и декор для интерьера с ограниченным выпуском – керамические статуи, абажуры, вазы, покрывала и наволочки, чайники, подносы и т.д. – с привнесенными национальными ковровыми узорами, мифологическими, сказочными паттернами и мотивами азербайджанских музыкальных инструментов.
Еще одним популярным брендом является «Задаган», миссия которого – доставить послание из старых веков новым поколениям. В создаваемых произведениях домашнего текстиля возрождаются и сохраняются богатые художественные традиции Азербайджана. Среди продукции данного бренда особое внимание привлекают скатерти, салфетки и шторы с привнесенными национальными популярными мотивами и узорами.
Бренд «I love Baku» выпускает аксессуары и оригинальные сувениры в национальном азербайджанском стиле: сумки, клатчи, косметички, шкатулки, галстуки, футболки, веера, блокноты, жакеты, кружки, шелковые шарфы и др., в которых используются ковровые мотивы, узоры с росписей дворца Шекинских ханов, орнаменты, элементы из тебризской миниатюры, петроглифы Гобустана и др.
Бренд «Resm Jewellery» представляет современную интерпретацию древних орнаментальных узоров и символов, будучи нацеленным помочь прочувствовать «дух» азербайджанской культуры. Ко всем созданным произведениям прилагается описание, в котором подробно изложен исторический контекст дизайна, происхождение орнамента и традиционных узоров. Примечательна коллекция 2016 года, в которой нашло отражение региональное разнообразие Азербайджана.
Также ковровые узоры и орнаменты являются частым мотивом в работах ателье «Jan» известного азербайджанского дизайнера Александры Саламахиной, модельеров Сабины Гусейновой, Шахлы Гахрамановой, Фахрийи Халафовой, Орхана Султана, Н. Юнусова, Лейлы Ахмедовой и др.
Можно сделать вывод, что древние тюркские знаки (онгоны, тамга) в виде коврового узора в настоящее время воспроизводятся в рамках различных, в первую очередь, визуальных, коммуникаций, что имеет большое влияние на этническое сознание. Орнаментика, в которой сохранились отголоски древних тюркских верований, воспринимается носителем азербайджанской культуры как визуальный «код», который подчеркивает самобытность и причастность к своей земле, своим «корням». Сохранение классических узоров, техник тканья, а также поддержка экспериментов в данном виде искусства осуществляются на государственном уровне. Данный подход превращает его в отдельный канал популяризации азербайджанской культуры на международной арене.
Материал подготовила: Mari Jazz
Редактор: Александр Сабанцев