Комментарий – это анализ предложенного в КИМе текста в соответствии с выбранной проблемой. Он является самой большой и важной частью сочинения ЕГЭ и показывает, насколько глубоко вы поняли отрывок. Оценивают ваши старания максимум в 5 первичных баллов, поэтому это самая «дорогая» составляющая сочинения. Давайте в этой статье разберём комментарий по косточкам и поймем, какой должна быть логика рассуждения.
До того, как писать сочинение, советую пройти 4 шага, которые сильно облегчат этот процесс:
Итак, вы определились с проблемой и обозначили её в первом абзаце:
Далее следует комментарий.
Как начинать комментарий?
Это самый популярный вопрос моих учеников, потому что первая фраза самая трудная. Отвечаю: начинать надо не с клише «Рассуждая о проблеме…» (хотя так делать можно), а с определения темы, теснейшим образом связанной с проблемой. Для этого нужно задать вопрос: «О чём текст?» - и ответить на него письменно.
Обозначение темы необходимо, чтобы сразу ввести читателя вашего сочинения (проверяющего) в курс дела. Анализируя текст, вы в первую очередь даёте представление о том, что в нём происходит. Но при этом следует не уходить в пересказ, а ёмко и чётко определять тот круг вопросов, который исследуется автором.
Примеры первых предложений комментария (из сочинений моих учеников):
1. Рассказчик перечисляет лучшие качества своего брата, восхищается его добротой и великодушием, а главное – талантом.
Сочинение представлено здесь:
2. Чтобы привлечь внимание читателя к проблемному вопросу, автор повествует о рабочем С.С. Павлове, который «создал уникальный хирургический инструмент».
3. Автор рассказывает о мыльных пузырях, сравнивает их с земной жизнью и человеческим счастьем.
Какова структура анализа и при чём тут тезисы?
Анализ текста – это рассуждение, которое строится по определённым законам. Схема любого рассуждения имеет следующие элементы: тезис – доказательство – вывод.
Тезисы – это утверждения, которые напрямую связаны с примерами из текста, и подводят проверяющего к пониманию, почему вы выделили ту или иную проблему.
Доказательствами являются цитаты, которые вам нужно вычленять из текста. При желании можно использовать оценочный пересказ.
Выводы – пояснения к цитатам и новые суждения, к которым вы пришли в ходе размышлений над текстом.
Так как в условиях задания четко указаны 2 примера-иллюстрации, то структура выглядит так:
Определение темы
Тезис 1
Доказательство 1 (цитата или кратко пересказанный фрагмент)
Микровывод 1
Тезис 2 (обычно с нового абзаца)
Доказательство 2
Микровывод 2
Указание на связь между примерами-иллюстрациями и её анализ (поговорим о ней ниже)
Каждый пункт – это предложение. Как минимум. Поэтому минимальный объём комментария равен 8 предложениям. Максимума нет. А так как сочинение – это всё-таки творческая работа, отступления от указанной схемы допустимы.
Примеры комментариев:
Что такое связь и как её анализировать?
Примеры-иллюстрации в комментарии нельзя брать наобум: первый про Фому, а второй про Ерёму. Они должны быть логически связаны. Противопоставлены, например, или второй пример может являться следствием первого. Всё зависит от текста, от того, как вы его поняли, что выделили в качестве примеров. Переменных здесь огромное множество.
Для того, чтобы как-то систематизировать процесс работы с логической связью, я всегда прорабатываю со своими учениками 5 её видов: противопоставление, сопоставление (сравнение), конкретизацию (1 пример – общее суждение, 2 – частный случай), обобщение (1 пример – частный случай, 2 – общее суждение) и причинно-следственную связь. Подробнее о каждой из них буду говорить в последующих материалах.
Указывать связь можно в любом месте комментария, а вот анализировать лучше в конце, подводя итог и завершая этим анализ.
В соответствии с новой формулировкой задания саму связь можно не называть, но анализировать её обязательно. Думаю, этот логический казус связан с тем, что выпускники часто не знают, как правильно называть то, что они обнаружили и обосновали. Следовательно позволение не называть связь – это своеобразная уступка организаторов, которая, к сожалению, может привести к путанице и тому, что ребята просто забудут её проанализировать. Так что с 11-классниками мы действуем по старинке: связь указываем в обязательном порядке.
Анна Терехова
Дорогие читатели! Если кто-то имеет возможность и желание поддержать мой канал материально, буду благодарна! Публикую номер карты Сбербанка, на которую можно сделать перечисление со словом "Дар": 4276 0800 1631 4511 Анна Евгеньевна Т.