Тренды можно предсказывать, опираясь на технический прогресс, меняющиеся базовые потребности людей и происходящее вокруг, а можно - опираясь на то, что демонстрируется на международных интерьерных выставках.
Ведь на самом-то деле все ведущие компании изучили предсказания тренд-аналитиков. Но об этом тссс-с!!!
Сегодняшний обзор основан на анализе трендов, который сделал Виктор Дембовский. Дизайнер, историк архитектуры и дизайна, выросший в семье художников, преподаватель Международной школы дизайна.
Три эпохи модернизма
Хороший дизайн откликается на меняющиеся потребности. И тренды - это не про форму плитки, латунь или мрамор. Тренд - это идея, которая близка большому количеству идей. И под него уже можно подтянуть ту или иную плитку, цвет смесителей и т.п.
Все, кто интересуется дизайном интерьера, слышали о модернизме и пост-модернизме. Но мало кто слышал понятие «метамодернизм», хотя термину уже несколько десятилетий. Чем же он отличается?
Модернизм думал об эргономике. Для модернизма первичны удобство и функциональность, красота и красота в деталях.
Ему на смену пришел
Пост-модернизм. Людям (а дизайнеры тоже люди, как ни странно) стало не хватать иронии, игры. Захотелось эмоций.
И модернизм, и пост-модернизм - стили в первую очередь про форму. Но тут на сцену выходит
Метамодернизм. Это дизайн уже не о форме, а о идее и истории.
Предметы не о форме, а о идее и о истории. Вещи со смыслом. Вещи очень понятные. Стол, как мы себе его представляем с детства. Просто стул. Архитипичные вещи.
Понятные вещи дарят эмоции. Дизайнеры ищут новые смыслы, а люди начали выбирать вещи, которые соответствуют их мировозрению будь то вегетарианство, отсутствие испытаний на животных, экология или безопасность (безопасные краски, природные лаки и т.п.).
Актуальна критика эпохи потребления и осознанное потребление. Мы живем в предметном мире, но пытаемся показать, что пользуемся только нужными предметами и не тратим ресурсы впустую. За счет своей ответственной позиции люди повышают свою самооценку.
Тренды 2023/2024
Тренд №1. Натуральный материалы
Они красиво старятся. Вещи из натуральных материалов живут долго, их можно перепродать - это отвечает задаче осознанного потребления. Популярны старые вещи, которые произведены из качественных материалов и служат долго. Ценятся следы времени, тактильность и экологичность.
В репликах известных предметов меньше эмоций.
Для тех, кто не хочет жить с коллекционным дизайном, но стремится к осознанному потреблению создаются вещи из переработанных и биоразлагаемых материалов. Ненадолго, но экологично.
Тренд №2. Социальный дизайн
Дизайн, который создан ради благого дела. Например, проект Вильгельмины Гарсия. Она поехала на Филиппины, научила собирать местных жителей собирать и сортировать пластик, из которого начала выпускать мебель. Каждый предмет про социальную ответственность. Рабочие места, меньше мусора на улицах и вторичная переработка.
Мало кто готов волонтерить, но это снова о том, как приятно ощутить себя причастным к хорошему делу. Продается не только предмет, но и идея его создателя.
Тренд №3. Индивидуальность
Накопилась усталость от одинаковых предметов везде. Поэтому по-прежнему актуальны лимитированные коллекции (капсульные коллекции).
Художник Фелипе Пантоне и Poltrona Frau переодели кресло Archibald для лимитированной коллекции:
Тренд №4. Дизайн от звезд
Дизайн от телеведущих, актеров и режиссеров. Даже создатели духов и фотомодели могут начать выпускать свои дизайнерские предметы.
Тренд №5. Национальное самосознание и ремесла
Одна из интересных тенденций - возрождение старых техник и создание современных предметов с их использованием. Например, использование круговой боснийской резьбы.
В России этот тренд тоже актуален. Если раньше российское покупали только потому, что дешевле, а для того, чтобы продаваться, нужно было придумать итальянское или немецкое название, сейчас есть запрос на аутентичность.
Сравнить с глобальными трендами, актуальными для России и проанализированными Зоей Ти:
Что такое тренды и чем они отличаются от моды: