Сегодня многие учителя ведут блоги в социальных сетях. Кто-то делится собственным опытом, другие используют медиаплощадки для образовательных целей. С развитием цифровых технологий значение деятельности педагогов в медиапространстве все возрастает. Для поддержки и развития образовательного медиапространства при Общественном совете при Министерстве просвещения РФ создан Совет учителей-блогеров. С одним из членов этой организации, журналистом и медиапедагогом Марией Баркар мы поговорили о медиаобразовании и о том, как и зачем учителю быть блогером.
— Мария, расскажите, пожалуйста, о направлениях своей работы.
— Я преподаю в Центре проектной деятельности Московского политехнического университета и одновременно работаю медиапедагогом. Занимаюсь с учениками десятого класса в рамках городского проекта «Медиакласс в московской школе» и с учащимися седьмого класса в рамках школьного проекта «Медиавертикаль». Кроме этого, я создала свой образовательный медиацентр «СтатьЯ», где обучаю медиаграмотности детей начальной школы по собственной программе. Ребята учатся работать с информацией, общаться, договариваться, выступать публично на занятиях по медиадеятельности.
— Недавно ваш медиацентр стал призером Всероссийского конкурса кружков. Такое признание важно для вас?
— Конечно, ведь это говорит о том, что подобные образовательные проекты нужны не меньше, чем спортивные секции, музыкальные и художественные студии. Обучение в медиацентре — это развитие грамотности, коммуникабельности, умения разбираться в информации, подавать себя в обществе, предлагать идеи, реализовывать проекты. У некоторых родителей есть стереотип, что медиацентр — это то, что связано с журналистикой. Мол, зачем учиться писать тексты, если мой ребенок не будет журналистом или писателем. Во-первых, какой процент детей после окончания спортивной секции или музыкальной школы становятся профессиональными спортсменами или музыкантами? Однако навыки, полученные на этих занятиях, — большой плюс для будущей карьеры. Так же и с медиакружками. Я в таких ситуациях просто показываю статистику и тренды рынка труда. Например, умение писать грамотные и эффективные тексты сегодня идет приоритетным навыком в резюме, а если человек работает на фрилансе, то копирайтинг — это его добавочная стоимость.
— Чем вы занимаетесь в Совете учителей-блогеров?
— Это общественная организация. Мы транслируем педагогическому сообществу новости Минпросвещения, передаем информацию о важных инициативах и смыслах. В совете 11 направлений работы, я занимаюсь взаимодействием с педагогами в регионах: общаюсь с учителями-блогерами, узнаю их проблемы, предложения и пожелания. Хочу сказать, что региональные педагоги очень инициативные, жаждущие развития и новой информации, готовые к инициативам. Еще одна важная задача Совета — повышать престиж педагогической профессии. Мы хотим, чтобы как можно больше людей узнало о том, что есть и такие учителя, которые не только работают в школе, но и уделяют время просвещению в медиапространстве через социальные сети, занимаются с детьми, дают дополнительные уроки, выкладывают материалы и организуют группы, где обмениваются опытом.
Например, Юлия Маркова из Читы, мама троих детей, создала свою Школу грамотности, которая стала победителем в различных конкурсах. Юлия — учитель русского языка и литературы, но при этом много сил отдает просвещению обширной аудитории в сети. Другие учителя занимаются обучением в начальной школе. Предлагают материалы и оказывают родителям и учащимся эмоциональную поддержку, которая так важна в младших классах. В этих группах можно получить массу полезной информации. Учителя проводят вебинары, интенсивы, часто абсолютно бесплатные. Это возможность получать новые знания и поддержку, обрастать единомышленниками здесь и сейчас. Под постом одного из учителей-блогеров я прочитала комментарий: «Каждый раз, когда мы не знаем, чем увлечь детей, заходим в ваш канал, и у нас сразу рождается новая идея». И это здорово, не правда ли?
— У многих сегодня сложилось предвзятое отношение к блогерам. Учителям, которые ведут свои страницы в соцсетях, приходится сталкиваться с этим?
— К сожалению, да. Для всех хорошим никогда не станешь, чем бы ты ни занимался. Кто-то считает, что учитель-блогер — это человек, который ничего не делает, только постит картинки в сети. Но учитель-блогер — не значит, дилетант. Чтобы создать качественный пост, нужно потратить время, которого у педагогов катастрофически мало. Лично мне необходим минимум час. Я ищу интересную информацию, проверяю ее, подбираю визуальное оформление или записываю видео. Это большая работа. Иногда приходится писать по ночам или в дороге.
Специфика работы в соцсетях заключается в том, что ты никогда не знаешь, чего ожидать. Бывает, сталкиваешься с совершенно неожиданными и необоснованными претензиями. Однажды я сделала публикацию о школьном занятии по фрирайтингу. Слово, как и технология, пришло к нам из США, причем довольно давно. Но некоторые читатели стали упрекать меня в злоупотреблении англицизмами и просто забросали неприятными сообщениями.
— Как справляться с таким негативом?
— Во-первых, не надо реагировать на агрессию. Для всех хорошим не станешь, нужно просто продолжать делать свое дело. Во-вторых, очень важно иметь группу поддержки. Люди, которые уже сталкивались с подобным, могут помочь в трудной ситуации. В-третьих, нужно научиться рефлексировать. Если ты столкнулся с негативом, нужно проанализировать ситуацию: почему это произошло, кто травит, какая возможная цель, что именно в твоем тексте или картинке стало триггером. Закрепить этот вывод и стараться в дальнейшем подобное не допускать. Это как в приготовлении «Шарлотки»…есть у меня такое интересное сравнение. Каждая женщина хоть раз в жизни пекла этот пирог и после того, как он не получался пышным, сладким и вкусным, наверняка анализировала, чего она положила меньше или больше, взбивала ли яйца или разбила их сразу в тесто? И в следующий раз она уже четко придерживается рецептуры и все получается.
— Мария, какие советы по созданию материалов вы бы дали начинающим блогерам?
— Важно, чтобы контент был грамотным с точки зрения русского языка и не нарушал законы — информация должна быть достоверной. Домыслы, искажение фраз или дат недопустимы. В социальных сетях отношения между блогером и его аудиторией строятся на доверии. Если читатели считают тебя экспертом и доверяют тебе, они будут с тобой.
Не нужно быть излишне эмоциональным — часто жаловаться на жизнь или, наоборот, все время демонстрировать личное счастье. Когда читатель чувствует фальшь, ему становится неинтересно. Важно быть искренним. Прежде всего с самим собой. Перед тем, как опубликовать пост, я всегда задаю себе вопрос: для чего он нужен? Стоит ли выносить это на широкую аудиторию?
— А в чем особенности ведения блогов по медиа? Могли бы вы что-то рекомендовать?
— Вести такой блог непросто, так как сейчас в сети очень много информации. Огромное количество личных страничек педагогов, различных пабликов. Отслеживать каждый блог невозможно. В медиапедагогике ситуация иная. Таких блогов пока немного. Есть несколько сообществ, которые активно развиваются. Например, Сообщество медиапедагогов MediaPROили моя личная страница. А недавно я открыла свой паблик для тех, кто хочет научиться писать — веду дневник: все о культуре письма, в котором делюсь выжимками из дневников великих людей, писательскими практиками, своими уроками, мотивирующими цитатами, примерами других.
Чтобы заинтересовать аудиторию, нужно прежде всего заниматься своим любимым делом. Мне нравятся блоги, созданные для просвещения, где можно почерпнуть новые знания по истории, литературе, живописи.
Рассказывать надо о том, чего не делает никто. Будь это уникальный рецепт глинтвейна, новый способ вышивать крестиком или твой урок. Как-то я сделала пост о том, что на занятии предлагаю детям написать истории по изображениям на советских открытках. Получила множество позитивных откликов. Люди благодарили за интересную идею и брали ее на вооружение.
— В чем вы находите собственный смысл ведения учительского блога?
— Результатом коммуникации всегда становится изменение в твоей аудитории — поведения, мышления, мировоззрения…. Прочитал об интересном курсе, записался на него, узнал о новой книге — и вот уже листаешь ее страницы, прочел рецензию на фильм — посмотрел. Мне не раз приходилось слышать о том, что мои посты вдохновили людей на развитие. Помню, как подписчики благодарили за рецензии на советские фильмы о настоящих мужчинах или фильмы о первой подростковой любви. Я сама люблю кино и с радостью делюсь своим мнением после просмотра. Отрадно, когда твоя работа и твои увлечения помогают кому-то изменить свою жизнь к лучшему. Значит, ты делаешь это не зря.
Беседовала Т. Зимина