Найти тему
Адепт Диогена

Философия в современном сознании - "Камасутра для мозгов" или жизненная необходимость?

Думаю, я не преувеличу реальность наших дней, если скажу, что студент, в особенности студент наших дней, вне зависимости от того, в каком образовательном учреждении - колледже, техникуме или ВУЗе - он получает образование, заглядывая в расписание своих занятий, с недоумением видит такой предмет, как "Философия" или "Основы философии". И я не преувеличу, если скажу о том, что большинство молодых людей, к коим на данный момент отношусь и я, и вопрошает себя: "Философия? На фига, а главное, зачем она мне нужна?" считают философию в образовательном пространстве не более, чем "Камасутрой для головного мозга", предназначающейся в первую очередь для ментального совокупления с неокрепшим разумом молодого юноши или девушки, базирующимся на изучении истории философии и, исходя из этого, штудировании исторических трактатов от Античности до Новейшего времени в области знания философской традиции. Не кривя душой, скажу, как человек, проучившийся 4 года на философском направлении, такой предмет, как философия, вызывал у меня многообразие чувств, от недоумения и страха до заинтересованности. И я думаю, что ни для кого не открою Америку, если скажу о том, что, слыша о том, что ты не только проходил философию как предмет, но и обучался на философском направлении, то друзья, слыша об этом, задают тебе первые "мемные" вопросы: "Ну, скажи нам, философ, в чем смысл жизни?", "А скажи нам, что я такое?".

Философия для современного студента (для меня в свое время тоже :-) )
Философия для современного студента (для меня в свое время тоже :-) )

Конечно, для большинства студентов философия не признается первостепенным предметом в образовательным пространстве, но и я не стану утверждать о том, что философия априори является не несущим для современного молодого студента пользу учебным предметом. Дабы обосновать свою точку зрения, я углублюсь как и в историю философии как научной (или ненаучной, кто как считает) области человеческого знания, так и в свои субъективные (т.е. личностные) рассуждения и установки.

Эмоции сдающего философию молодого ученика
Эмоции сдающего философию молодого ученика

Начнем с того, что философия, как и любая другая исследовательская область, не появилась на пустом месте. И хотя сам термин "философия" появился благодаря известному нам ещё по школьной программе геометрии Пифагору в VI в. до н.э., сама философия не ограничивается по времени возникновения одним лишь названием. Сам термин "философия" в переводе с греческого означает "любовь к мудрости". И сама мудрость не понимается сугубо как получение и осмысление жизненного опыта, а умение делиться этим опытом с окружающими тебя людьми, высказывать свою точку зрения и воспринимать точку зрения другого человека.

Возьмем самую распространенную и спорную как для древности, так и для нашего времени, проблему - проблему мироздания. Проще говоря, из чего произошел мир? Как он устроен? Какое строение он имеет? Какое место наш мир имеет во Вселенной? Для того, чтобы ответить на данный вопрос, было создано множество различных исследовательских областей - религия, мифология, астрономия и т.д. Вопросом мироздания задалась и философия, которая, как ни крути, всегда идет бок о бок с различными научными сферами, будь то религия, социология, мифология и т.п. Но философия не только опирается на те или иные концепции возникновения и устройства мира, но и подвергает вопросам картины мироздания, сформированные в той или иной научной области. Иными словами, если мифология утверждает, что наш мир был создан путем взаимодействия сверхъестественных сущностей, то философия ставит вопросы: "А что, если наш мир не произошел благодаря сверхъестественным сущностям? А существуют ли эти сверхъестественные сущности на самом деле, или же они являются лишь плодом воображения самих людей, которые и их существование не могут доказать на деле? А что, если наш мир, созданный путем естественных явлений по одному сценарию. был бы создан по сценарию другому?". Философия - это та область человеческого знания, которая подвергает все предположения, выдвигаемые в рамках других областей, вопросам и сомнениям. Проще говоря, философия не может принять что-либо как абсолютная истина, не требующая доказательств. С одной стороны, это является тем фактором, который отталкивает большинство людей от самого термина философии, не говоря уже о самом составляющем философского знания. Но, с другой стороны, философия дает этим самым фактором возможность человеку осмыслить тот или иной вопрос, отрефлексировать (т.е. пропустить через себя, грубо говоря) те точки зрения, с которыми он ознакомился, и на основе полученного бэкграунда прошлого выяснить, согласен он или нет с той или иной точкой зрения, или же он может сформулировать свое собственное мнение на рассматриваемый вопрос. Разумеется, это касается не только вопроса мироздания, но и практически любого вопроса: Что такое человек? Является ли он совершенным существом? Как можно доказать существование души? Возможно ли человеку достичь гармонии с природой?

Философия - наука или "неведомая фигня"?
Философия - наука или "неведомая фигня"?

Касательно философии, у многих как страх, так и недоумение, вызывает вопрос о том, является ли философия наукой, или же философия является абсолютно своеобразной областью изучения мира. Данный вопрос не утихает и по сей день, и насчет этого вопроса существует два противоборствующих полюса, которые, пусть это и звучит гиперболизировано, можно сравнить с полюсами геополитического влияния США и СССР в период "Холодной войны" 1946-1987 гг. Одни утверждают, что философия может позиционироваться как наука, обладая такими критериями научности, как доказательность (т.е. логическая обоснованность тех или иных положений) и системность (т.е. взаимосвязь элементов и ответвлений между собой), другие же отрицают философию как область, претендующую на научность, ибо идеи философии не представляется возможным проверить на практике (т.е. философия не является эмпирически проверяемой областью знания). Последний фактор является основополагающим "камнем преткновения" в данном споре. На мой взгляд, не все вопросы, рассматриваемые в области философии, могут априори быть доказуемыми. К примеру, если полученные данные медицины и биологии об изменении сознания при тех или иных воздействиях на головной мозг подтверждают важнейшее положение научной философии о сознании как функции мозга, то вопрос о фактическом существовании души как субстанции, обладающей материальной оболочкой и имеющей возможность существовать вне тела, вряд ли может быть доказан на практике.

-4


Скорее, концепт существования души является главным вопросом в области религии или философии, но ненаучной. Но стоит задаться вопросом: стремится ли философия в принципе доказывать все на практике? На мой взгляд, нет. Не все вопросы, затрагиваемые философией, можно доказать на практике, и я думаю, что сама философия не имеет направленность эмпирически доказать те или иные философские концепции. Философия, в первую очередь, дает теоретическую и рефлексивную пищу для других наук, будь то социология, религия, история и т.д., предоставляя ментальный материал для осмысления и практического доказательства тех или иных идей другим наукам, если не всем. Ведь, если философия взаимодействует если не со всеми научными областями, то с большинством из них. Забейте в поисковике ответвления философского знания, и, поверьте мне, вы найдете и философию языка, и политическую философию, и философию права, и даже философскую экологию, предназначенную для философского оправдания того или иного типа взаимодействия человека с окружающей его средой, можно сказать, с его жизненным пространством. Если проводить грубую аналогию, то философию, на мой взгляд, можно сравнить с этаким многофункциональным "швейцарским ножом" - универсальным инструментом, который дает возможность множеству наук помощь в ответе на поставленный тот или иной вопрос.

-5

Гораздо сложнее понять, нужна ли философия в повседневной жизни человека, в особенности, в наши дни. Прежде всего, нужно понять, насколько велика разница между тем, что представляет собой философия в обычном сознании повседневного человека и тем, как философия зачастую преподносится в сфере образования в качестве общеобразовательного предмета. Для большинства людей в простом смысле слова философия подразумевается как, проще говоря, поразмыслить практически обо всех вопросах жизни человека, будь то мировая политика, общественное устройство и, что часто встречается, твой собственный жизненный путь (как ты живешь, чего ты хочешь достичь, насколько ты счастлив и прочие трепещущие тебя вопросы). Однако, когда молодой человек, разгрызая гранит науки в плане получения образования, наталкивается на набивающей у него оскомину части гранита под названием "философия", он чувствует неприятный привкус, а иногда и позывы тошноты. С чем это связано? Зачастую это связано с тем, что не всегда и везде философия преподается как способность мыслить свободно, анализировать любые вопросы человеческого существования. Обычно изучение философии как общеобразовательного предмета в образовательных учреждениях ограничивается лишь изучением истории философии, т.е. чтением, осмыслением и иногда "зубрежкой" историко-философских трактатов от "Ушанипад" и "Лунь Юй" Конфуция до "Воли к власти" Фридриха Ницше.

-6

С одной стороны, данное явление является оправданным, ибо философия современного человека не может не существовать без знания и как минимум соприкосновения с философскими идеями прошлых эпох. То, что вопросы государства, мироздания, человеческого существа не нашли однозначного ответа в философских концепциях Средних веков или немецкого классического идеализма, отнюдь не делает их бесполезными. Наоборот, знание идей прошлого и их рефлексия дает нам возможность если и не найти свой ответ на тот или иной вопрос, то сформировать свою точку зрения. К тому же, далеко не все преподаватели слепо следуют рабочей программы дисциплины и требуют лишь досконального изучения философских концепций прошлого, они понимают важность формирования собственного мировоззрения и своей точки зрения на фундаментальные вопросы. С другой стороны, если изучение философии обуславливается лишь чтением историко-философских трактатов и их воспроизведением, то и о философии здесь говорить вообще не приходится. Это и отталкивает современного человека не то, что от изучения философии как таковой, но и от самого слова "философия" как унылой, сугубо академически нагруженной, до сумасбродства сложной в плане усвоения образовательной сущности, в особенности тех, кто вообще не сталкивался с изучением философии.

Конечно, без базовых знаний истории философского знания трудно говорить о постижении самой сути философии. Но и нельзя говорить о том, что изучение философии и ее знание в общем ограничивается лишь знанием идей Аристотеля или Аврелия Августина. Философия, на самом деле, существует всегда в вашей жизни, хотя вы и не всегда акцентируете на этом внимание по причине важности жизненных и бытовых проблем. Любой человек является философом, просто он не замечает это за собой. Одна лишь способность рассуждать, анализировать то или иное жизненное явление, возможность дать ему оценку и рассчитать его последствия в будущем или настоящем - уже это делает человека философом, в простом смысле этого слова, ибо ваша возможность мыслить - то, на чем и стоит философия во все времена, и в наши дни в частности.