Найти тему
Илья Ильич Обломов

История «вечного студента».(г68)

(МИНХ и ГП им. Губкина )

Пятый курс…

Итак, с ноября у нас началась учеба. Что-то типа спецкураса, который повторял и может быть углублял, полученные ранее знания. Проходили эти занятия монотонно и без напрягов. Это были лекции. Читали их разные преподаватели с нашей кафедры, каждый свою часть. Наверно это было пару раз в неделю не более двух пар за день, а может и вообще одна. Точно и не помню о чем это было. Возможно часть этого курса была даже предварительной подготовкой к госэкзамену. Вроде нам как в школе зачитывали ответы на билеты, которые потом должны были фигурировать на этом последнем испытании. Свободного времени во время такой учебы в принципе было достаточно. Можно было снова балдеть. Но я к этому моменту занялся написанием дипломного проекта. Так что было чем заняться. Ещё в начале осени отец принес с работы много материала по одной из площадей Западной Сибири, где были произведены полевые сейсморазведочные работы и впоследствии эти данные были обработаны на вычислительном центре в Москве и получены интересные результаты. На основе этих данных я и собирался написать свой диплом. Но для начала нужно было согласовать всё со своим куратором, который мне был назначен на нашей кафедре. Так что в ноябре, как только наша группа стала заниматься снова в институте, я встретился с этим преподавателем, который мне был неплохо знаком и мы предварительно кое-что оговорили. К этому времени у меня был почти полный набор данных для написания дипломного проекта, но кое-чего не хватало если требовалось следовать методичке по написанию этого проекта. В этом странном и устаревшем писании предполагалось, что при проектировании полевых работ требуется использовать как минимум два метода разведки. Один основной - например сейсморазведка. А второй или Гарвимагниторазведка или электро. Загвоздка заключалась в том, что такими методами на площадях к этому моменту времени уже практически нигде так не работали. По крайней мере в промышленных организациях и только различные НИИ еще могли себе позволить сравнивать различные методики и пытаться из этого извлечь какую-то научную пользу. Там где работал мой отец такого давно уже не было и вот такая нестыковочка с методичкой у меня и вышла. Куратор для начала предложил мне не дергаться, сказал что время еще полно, типа пиши пока общую часть, геологию, полевые сейсморазведочные работы, обработку данных, ну а зимой все это посмотрим, глядишь к тому времени появится может у меня и материал по другой методике. Но я то знал, что с этим будет глухо, но согласился пока начать так как он сказал. Ну и стал я по чуть-чуть писать в свободное от учебы и отдыха время этот научный труд. Пришлось перелопатить кучу отчетов из числа тех, что принес мне отец по этой площади, выудить от туда всю суть и на свой манер переписать. Компьютера и пишущей машинки у меня не было, так что черновики да и чистовик потом я писал от руки на листочках формата А4, подкладывая под них разлинованный ровными линиями шаблон, что бы буквы и предложения не плясали во всю высоту и ширину бумаги. Могу сказать что взялся я за дело очень ответственно и к декабрю многое уже закончил. И где-то перед Новым годом, я снова встретился с куратором и отдал ему эту основную часть диплома на предварительный просмотр. В нем конечно же не было второго метода разведки, не было экономической части работ и всяких работ по организации безопасности жизни и деятельности во время проведения полевых работ и на вычислительном центре. Так что большую часть дипломного проекта я выполнил еще в первой половине учебного года. Во время встречи с куратором он снова попросил меня поискать по этой площади вторую методику проведения полевых работ, потому что таков был план по написанию типового проекта. Это была загвоздка. Отец почесал репу и позвонил как обычно дяде Мише. Дядя Миша работал в другой конторе, во ВНИИ и у него было много связей с учеными из разных геофизических организаций Москвы и ближайшего Подмосковья. С его подачи в свое время я и отработал работягой полгода в полевой партии КГЭ. На этот раз дядя Миша снова поступил так же. Он не стал вникать в суть проблемы и решать её сам, а уловив некий общий смысл направил меня к одному ученому товарищу из НИИ, где работал и сам дядя, только из другой лаборатории. Там как раз занимались такими методиками работ, неким комплексированием способов и результатов. Но было одно больше но, во что дядя Миша не вник. И это конечно вскрылось при первой же встрече с человеком к которому я пришел по своему вопросу. Да, у него был материал, где использовались по площади различные методики полевых работ. Но не по моей площади а вообще. Например по Восточной Сибири. Этот товарищ, с которым я встретился предложил мне начать все снова. Взять другую площадь, другой материал и переписать диплом. Офигительный вариант. Я сказал, что подумаю и для начала отложил этот процесс. И сразу же после Новогодних праздников, а у нас как раз уже начался основной реальный семестр, я снова пошел к куратору, Андрею Николаевичу, и после недолго разговора мы все ж таки решили обойтись без второго метода разведки, а вместо него расширить часть диплома по обработке данных сейсморазведки, сделать её самой весомой и презентабельной главой. На том и порешили. Ну а всё что я отдавал на проверку до этого, куратор одобрил для начала, похвалил и предложил писать дальше, не затягивать. Так что мне повезло, я открестился он ненужной и отсутствующей у меня для диплома главы. Ну а дальше началась учеба. Я плохо помню эти странные предметы что мы изучали на пятом курсе. Один был что-то типа ОБЖ на производстве. Возможно был некий общий курс по трубопроводам. И что-то еще. В общем три ненужных предмета, по которым даже не предвиделось зачетов. Правда по вот этому ОБЖ, как и по Экономике в дипломе должна была быть соответствующая глава за подписью преподавателей этих кафедр. Так что учеба была, но назвать её учебой было можно с большой натяжкой. Можно сказать посещение ВУЗа на пятом курсе имело символический характер, в основном это была подготовка к Госэкзамену и защите диплома, разбавленная неким второстепенным учебным процессом.
Ну а что же внеучебное время? Да в общем все было как всегда. Дима наконец на последней своей работе освоился, стал работать по свободному графику и мы снова стали чаще видеться. Сашка-медик учился на 4-м кусре, а в меде их было вроде 6, так что он тоже был обладателем свободного времени и наша компания еще продолжала существовать и встречаться, но пожалуй уже не так активно как раньше. Только воскресный футбол на этот момент времени оставался стабильной составляющей моего бытия. В целом осень и зима прошли одинаково и без особых примечательных событий в жизни. Подошел к концу короткий зимне-весенний семестр, который закончился мартом месяцем. К этому моменту я написал весь свой дипломный проект. Оставалось только скорректировать его немного, отдать снова куратору на проверку, а потом еще и рецензенту, для написания рецензии по диплому. Но тут подоспел Госэкзамен…и работу над дипломом я временно отложил до мая месяца. Этот последний экзамен должен был пройти в конце апреля, месяц нам давали на подготовку. Все билеты и ответы на них были давно написаны, оставалось только во все это вникнуть снова и попробовать понять. Так что почти весь апрель я перечитывал старые и новые лекции, что-то смотрел в учебниках, вроде как был при деле. Нельзя сказать, что я безвылазно всё это время сидел дома и учил матчасть. Скорее так было последнюю неделю перед экзаменом. А первую половину апреля я вел себя как обычно, ну разве что часа два-три в день уделяя учебе. Но время бежало быстро и этот роковой день наступил. На нашем потоке было две группы полевой геофизики третья и восьмая. Третья группа сдавала госэкзамен на день раньше нас. Где-то во второй половине дня, когда они сдавали я позвонил Маше, дочке завкафедры, которая к этому времени вышла замуж за Володю, с которым когда-то мы получили по два балла на экзамене по электротехнике и вместе пересдавали, и спросил как они «отстрелялись» на этом госе и вообще группа в целом. Маша и Володя получили по 4 балла, двоек не было, троек мало. Это был хороший знак. Ведь я помнил неудачу годом ранее моего друга Димы, который остался без диплома и теперь тоже должен был после нас попробовать пересдать это всё снова. Я понимал, что знаю все не очень хорошо да и вообще знаниями по спецпредметам не блистал в предыдущие годы, так что понимал, всякое может быть. Ну вот и экзамен. Не помню как нас запускали, группами или сразу всех, помню что преподавателей было два-три человека, а не один как раньше. И это как-то давило на мозг изначально. Я вытащил билет, мне как всегда не повезло. Вопросы были тяжелые. Но все же я надеялся что отвечу, ведь пользоваться можно было чем угодно, любыми пособиями и лекциями. Когда дошел мой черед отвечать, я собрался с мыслями и рассказал все что знал. Преподаватели мне конечно же подкинули пару дополнительных вопросов, на которые я тоже как-то ответил и я вышел из аудитории. Оценки объявляли потом, когда вся группа закончила этот экзамен. Почему-то мне казалось что балла 4-е я должен получить. Но вышло не так. Мне поставили Три очка. Было обидно, возможно кроме меня была всего еще одна тройка, остальные получили 4 и 5. Все ребята из группы были удивлены что мне поставили трояк. Особенно те, кто слушал мои ответы. Возможно основную роль тут сыграла моя репутация за предыдущие годы. Преподы учли все мои неудачи и не слишком высокую успеваемость по спецпредметам и решили разбавить положительные оценки группы трояком. Я себя утешал, что хотя бы не два. Всё лучше чем Дима год назад. Я его уже обогнал. Впереди у меня оставалась только защита диплома, а у него всё начиналось опять с этого экзамена, который он должен был сдавать сразу после майских праздников. Ну вот с такими вот успехами и неуспехами мы разошлись на майские праздники, после которых нужно было подбить все «бабки» и вопросы по диплому и в июне последний раз «отстреляться» в институте, а получив сам диплом пойти в «большое плавание» по жизни. Затянувшееся детство заканчивалось. Майские праздники пролетели быстро, наверно как обычно я открыл дачный сезон перекопкой огорода у себя на участке. Ну а дальше, нужно было получить рецензию от другого преподавателя нашей кафедры по моему диплому. Я быстро нашел этого препода, я его хорошо знал, хороший был да и есть до сих пор человек. Он быстро проверил основную часть моего диплома и нашел один не отмеченный мной момент. Дело в том, что я не так уж и часто заглядывал в методичку, по которой нужно было писать диплом, вернее её план, а писал скорее в вольном стиле и забыл в дипломе сделать расчет системы наблюдения по площади, по которой вроде как и предполагались некие полевые работы по моему диплому. Мне даже и в голову не приходило, что эту систему нужно рассчитывать а не взять средние параметры с соседней площади. Ну что ж. Пришлось добавить эту маленькую часть в соответствующую главу, посидеть пару дней, дополнить отсутствующие данные и снова отдать на проверку. Систему эту я рассчитал не так как учили в институте, а так, как делали у отца на работе, препод удивился этой методике, но сказал что это правомерно и поставил свою подпись в моем проекте. Потом я побежал на кафедру Экономики, проставил подпись преподавателя уже там в соответствующей части, а потом и на кафедре по ОБЖ. Вроде как бы и всё. Последняя проверка должна была быть сделана куратором. Но до защиты оставалось еще почти недели три. Я записался на середину июня. А в это время Дима штурмовал снова Госэкзамен. Первая попытка и он снова получил Два балла. Это был полный капец. Мы сидели с ним в парке Горького как всегда у пруда и попивали винишко. Рассуждали о смысле жизни. Дима завидовал моему Трояку. Я ведь все ж таки сдал этот экзамен с первого раза, а он уже потерял четвертую попытку и целый год. Через неделю ему предстояла очередная пересдача. Пока я расслаблялся Дима получил ещё раз пару. Это был уже конец.
На кафедре долго думали и решали, что же с ним теперь делать и решили дать ему ещё одну попытку пересдачи уже после всех наших защит диплома. Дима был в глубоком трауре. Мама его вообще вся была «черная» от его неудач. Тем более что она работала в институте где мы учились в одной из лабораторий и там все её коллеги знали о неудачах её сына. Я искренне сочувствовал своему товарищу, но не знал как ему помочь. Для меня так и осталось загадкой, почему у него так вышло, что человек без единой двойки на всех сессиях два года подряд заваливал госы. За что его так невзлюбили, ведь могли быть снисходительнее и одарить как и меня трояком.
Где-то в начале июня я побежал в институт, отдать на окончательную проверку свой диплом куратору, но не нашел его на работе. Оказалось, что так как он работал в то время замом декана нашего факультета по хозчасти, ему пришлось к летнему сезону подготавливать пионерский лагерь для детей сотрудников института где-то под Москвой и он всё время торчал там. В деканате его найти было невозможно. Я подумал, что так можно и погореть, хрен его знает, как долго он будет там по этим лагерям скрываться. В деканате слава богу мне дали телефон Андрея Николаевича и я вечером ему позвонил домой. Жил он недалеко от меня, и в тот же вечер я отнес ему диплом на последнюю проверку. Так как оставшиеся дни препод был всё время занят в лагере, то договорились так, что если есть вопросы, то он мне позвонит, а если нет, то утром в день защиты он вернет мне диплом со всеми подписями. А готовился я соответственно по черновикам. Всю последнюю неделю я зазубривал этот длиннющий текст, который я писал пусть и с перерывами но больше чем полгода. Наверно это был самый большой текст, который я выучил в своей жизни. В дипломе было много плакатов и картинок выведенных на широком плоттере или фотографий приклеенных к ватману. Короче сплошные приложения и страниц двести рукописного текста. И всё это я зазубрил как положено. И вот наступил роковой день а потом и час. Андрей Николаевич позвонил накануне вечером, сказал что всё проверено и подписано, встречаемся у аудитории где будет защита, за 30 минут до неё. В этот день вместе со мной должны были защищать свои дипломные работы а не проекты еще пара студентов моей группы и мне посоветовали идти первым, типа дипломный проект котируется не так высоко как дипломная работа и на их фоне могут занизить оценку. А потому я записался на защиту первым номером и уже почти с восьми утра ошивался у аудитории, ожидая своего куратора. Впервые после свадьбы брата, которая у него была, когда я служил в армии, я одел костюм и галстук. Принес в тубусе все плакаты и наглядные пособия. Подстригся и выглядел как жених или свидетель на свадьбе. В общем к бою был готов. Куратор не подвел и тоже пришел пораньше. Вернул мне диплом, сказал что всё отлично сделано и не стоит мандражировать. Видимо по мне было заметно, что я волнуюсь. Ну вот и подошло время сдаваться. Появились и другие преподаватели и председатель комиссии, некий начальник из одного НИИ города Москвы. Все в сборе. Спросили готов ли я отвечать. Я сказал что готов. На защите в аудитории присутствовали еще несколько человек студентов из нашей группы, моя группа поддержки, из тех кто уже защитился и тех, кому предстояло еще защищать свои работы. Ну а дальше всё пошло по-плану. Я хорошо подготовился. Наверно это было как на докладе по физике на втором курсе. Когда говорил я и очень долго и интересно, хорошо что было много примеров и картинок, преподы с удовольствием рассматривали всё это на плакатах и в самом дипломе, потом последовало пара дежурных вопросов, правда со знанием дела а не абы каких, я на них с легкостью ответил и меня отправили из аудитории что бы вынести вердикт. Потом меня пригласили назад и объявили что это хороший дипломный проект и он заслуживает оценки Отлично. Наконец я получил некое удовлетворение от учебы, пусть и последний раз в жизни, но это было красиво и всем приятно.
Дальше я послушал защиту двух дипломных работ моих сокурсников, которые были весьма блеклыми на мой взгляд по сравнению с проделанной мной работой. По сути как минимум одна из этих работ тянула на одну главу из моего диплома, мне было смешно, что меня пугали значимостью таких работ. Но тем не менее и за такое товарищу тоже поставили пять баллов и я порадовался за своих одногруппников. В этот день были одни пятерки. После меня оставался еще один или два дня защиты дипломов в нашей группе. И я ходил на них уже с чувством превосходства и смотрел за всем этим действием. На одной такой защите одной девушке, той что загорала в мае и поэтому не получила с первой попытки зачет по бурению годом ранее, на защите диплома поставили Два. Это была жесть. Она конечно вылетела из аудитории узнав оценку вся в слезах и соплях. При этом на госэкзамене ей поставили 4 балла а мне три. Так что мне было сложно понять критерии оценок преподавателей. Они носили сугубо субъективный характер. Двойку девушке поставили потому, что у нее в дипломной работе почти не было картинок, ну или наглядных пособий. Была всего пара временных разрезов и преподам показалосьэтого мало. Вроде как разговор ни о чем. К слову сказать у меня этих картинок было штук 20, не все даже поместились на доске, но все они были продублированы в виде фото на листах диплома в формате А4. В общем ей наказали добавить эффектных пособий, демонстрирующих работу того, о чем она рассказывала и разрешили перезащитить диплом через неделю, что она и сделала, правда не помню уже на какую оценку. Короче обе наши группы к 20-м числа июня все защитились. А вот Дима, Дима пошел на третий заход. Последняя попытка. Пан или пропал. По секрету Дима мне сказал, что он уже не готовился ни к чему и ему всё равно. Но видимо преподаватели решили как-то это дело завершить и не портить статистику и поставили наконец Диме трояк. Но ему ведь теперь нужно было срочно защитить диплом. И тут оказалось, что он его даже не писал. Это конечно меня тогда убило и удивило. У него было для этого два года. Чем он занимался было даже трудно понять. И он спросил у меня совет, что же делать. Мне пришла в голову только одна идея, причем зная Димин талант влезать в душу к человеку, это должно было сработать. После защиты работы по диплому мы сдавали в архив на нашей кафедре. Заведовал этим архивом один старичок лаборант кафедры с интересным именем Казимир. Так вот, я предложил Диме поговорить с этим Казимиром, что бы он ему выдал чей-нибудь старый диплом, не этого года а более ранние и быстренько его переписать и выдать за свой труд. И это сработало. Через пару недель мы с Димой отмечали наши защищенные дипломы, которые к тому времени уже выдали на руки. Ну а дальше нужно было подписать обходной лист, получить на руки трудовые книжки, тем у кого они были и навсегда попрощаться с родным институтом, в котором я с перерывами провел очень интересно и увлекательно 8 лет. Такая вот вышла у меня история обучения в этом вузе, к сожалению она закончилась а с ней и эта веселая непринужденная часть жизни...

( Ну что, дорогие читатели, можно сказать что с учебой на этом всё закончено, наверно выйдет ещё одна глава, типа эпилога, где я добью эту повесть тем, как закончилось лето и когда я пошёл на работу....Всем спасибо, кто дочитал до этого момента )

-2