Найти в Дзене
Sputnik Южная Осетия

Осетинское кино: истории гор и их жителей

Оглавление
  © Sputnik / Анна Кабисова
© Sputnik / Анна Кабисова

Осетинский кинематограф редко привлекает чье-либо внимание, кроме соотечественников, и не считается новым Голливудом. Однако история осетинского кино содержит не одну интересную страницу. Так, первым осетинским фильмом, вышедшим на большом экране, стала картина "Осетинская легенда" 1966 года, снятая Азанбеком Джанаевым.

Осетинский кинематограф редко привлекает чье-либо внимание, кроме соотечественников, и не считается новым Голливудом. Однако история осетинского кино содержит не одну интересную страницу. Так, первым осетинским фильмом, вышедшим на большом экране, стала картина "Осетинская легенда" 1966 года, снятая Азанбеком Джанаевым.

Начало: легенда

Картина о трагической истории любви молодого мужчины и юной девушки, которым не суждено было быть вместе, наполнена деталями повседневной жизни осетин XIX века, наглядно демонстрирует традиции и доходящую порой до жестокости строгость адатов. Главный герой Урусхан гибнет в бою за свою любимую, которую решился украсть, и зритель, как и советские кинокритики, неизбежно сравнивает историю молодой пары с трагедией Ромео и Джульетты.

Особенность первого осетинского фильма в том, что он полностью снят командой непрофессионалов, объединившихся из-за своей любви к кинематографу. Художник Джанаев, ставший режиссером фильма, был также и сценаристом, и оператором, и гримером. Среди исполнителей главных ролей нет ни одного профессионального актера – единственным артистом был наездник Ирбек Кантемиров из знаменитой династии Кантемировых, снявшийся в эпизодической роли.

Съемки фильма продолжались шесть лет. Энтузиасты работали на свои деньги, часто снимали по выходным, чтобы не терять рабочие места. Неоценимую помощь создателям фильма оказали жители ущелий, в которых проходили съемки. Они с готовностью одалживали реквизит, снимались сами, помогали, как говорится, чем могли. Фильм был долгожданным и по праву стал любимым у зрителей Советской Осетии, хоть и незаслуженно забыт современным зрителем.

Северо-Осетинская студия телефильмов

Вскоре после премьеры "Осетинской легенды" начала работу Северо-Осетинская студия телевизионных фильмов. Студия стала одной из крупнейших на Северном Кавказе. За годы существования в ее стенах были созданы десятки документальных и художественных картин. Первым среди них стал фильм "Возвращение Коста", вышедший в 1967 году и получивший награду Всесоюзного кинофестиваля – крупнейшего кинофестиваля Советского Союза.

Еще одним, без преувеличения, знаковым фильмом стала картина "Жизнь, ставшая легендой" о герое Гражданской войны Хаджи-Мурате Дзарахохове. Легендарный командир кавалерийского отряда в начале прошлого века жил в США и Мексике, куда уехал в поисках работы. Он принимал участие в Первой мировой войне, а затем в Гражданской, награжден двумя Георгиевскими крестами и орденом Красного Знамени. Название фильма, ставшего любимым у тысяч зрителей, как нельзя лучше подходит жизни главного героя.

Кинокартина "Фатима" по одноименной поэме Коста Хетагурова, "Чермен" – о народном герое Осетии, комедии "Семейная драма" и "Сюрприз" также входят в число наиболее известных и полюбившихся зрителю фильмов, снятых Северо-Осетинской студией. Среди имен, вошедших в историю осетинского кинематографа, много представителей разных национальностей. Наравне с осетинами И. Бурнацевым, Б. Дзбоевым, М. Темираевым у истоков осетинского кино стояли Ю. Чурюкин, Ю. Мерденов, М. Немысский и другие режиссеры.

После Советского Союза

Северо-Осетинская телестудия была заморожена еще в годы перестройки, однако осетинские мастера кино продолжали творить. В 90-е годы прошлого века были сняты фильмы, особенно полюбившиеся молодому поколению: "Хохаг" ("Горец") и "Фарн" Мурата Джуссойты вышли в 1992-м и 1995 годах соответственно.

Обе картины затрагивают философские темы: честность, долг, семья, поиск предназначения. Это общий лейтмотив работ осетинского режиссера: вряд ли кто сможет назвать его фильмы, полные драмы и напряжения, легкими для просмотра. Хотя, казалось бы, действие фильмов происходит в дороге, герои ищут свое предназначение, пытаются отомстить за смерть родных и сражаются с врагами. Однако легкая динамика современных приключенческих фильмов несвойственна Джуссойты, и это еще раз подтвердилось в 2016 году, когда на экраны вышел его фильм "Рудник".

Премьерные показы прошли в Цхинвале, Владикавказе и Москве, и каждый раз при полном аншлаге. Верный своему стилю, режиссер показал зрителю сложности жизни в горах и строгость осетинских обычаев в срезе трагической истории одной семьи. Долгожданный фильм был тепло встречен осетинскими зрителями, большая часть которых хорошо помнит предыдущие работы автора.

XXI век

Среди наиболее заметных фильмов, вышедших в новом тысячелетии, нельзя не упомянуть североосетинский фильм "Ласточки прилетели". Эта социальная драма о проблеме распространения наркотиков была снята режиссером-дебютантом Асланом Галазовым и стала образцом "простого" арт-хауса, понятного всем. Рассказанная от лица главного героя история преподавателя ВУЗа, скрывающего свою наркотическую зависимость, получила несколько наград на фестивалях независимого кино и запомнилась зрителю своей тонкостью и многослойностью.

В 2017 году в Южной Осетии была создана киностудия AllonFilm под руководством Григория Мамиева и на базе небольшой творческой группы, на счету которой на момент создания киностудии уже было несколько документальных фильмов – "IRON VANDEE", "Гришик" и "Семь черкесок", рассказывающих о важных страницах истории Осетии. В состав творческой группы, помимо Мамиева, входили сценарист Юлия Бестаева, помощник режиссера Сергей Цховребов, оператор-монтажер Михаил Хасиев. С момента создания киностудия выпустила еще несколько документальных и полудокументальных картин, среди них – "Горы свидетели", снятый к столетию геноцида осетинского народа, вышедший в 2020 году.

А из последних осетинских фильмов, наибольшее внимание привлекла кинокартина "Разжимая кулаки" Киры Коваленко. Выпускница студии Александра Сокурова сняла картину на осетинском языке о юной девушке Аде, живущей в городке Мизур с консервативным отцом и мечтающей вырваться из-под опеки семьи. Фильм получил Гран-при конкурса авторского кино "Особый взгляд" на Каннском кинофестивале 2021 года, где и состоялась его мировая премьера. Более того, он стал кандидатом от России в номинанты на премию "Оскар-2022" в категории "Лучший фильм на иностранном языке". Однако среди осетинского зрителя восторженных отзывов картина не получила.

Взгляд в будущее

Кино – это прекрасный инструмент, с помощью которого можно рассказать десятки, если не сотни историй, которыми богата земля Осетии. Маленькие села и горные ущелья полны рассказов, которые можно перенести на экран и показать современному зрителю. Однако и в современной Осетии найдется множество тем, которые будут интересны новым поколениям.

Важную роль в киноиндустрии сейчас занимает финансовая составляющая. Если без серьезных денежных вливаний можно снять достойный фильм, для дальнейших действий уже требуется поддержка: участие в крупных кинофестивалях, реклама, продвижение. Поэтому государственная киностудия и широкая поддержка студий – идеальный способ рассказать миру об Осетии языком, понятным каждому, языком кино.