Этот музей - один из тех, которые автору довелось посетить в замечательном селе Вятское. С одним "Звуки времени" знакомство в блоге уже состоялось. Теперь новая, как теперь модно говорить, локация.
На сайте музея значится:
На двух этажах разместились несколько действующих станков: на втором этаже - 3 реконструированных, а на первом - настоящие, из которых 2 станка фирмы Краузе (Лейпциг) датированы 1880 годом. Реконструированы не только станки, но и обстановка "Печатни" Ивана Федорова, офортной мастерской голландского офортиста Шонебека, в которой государь Петр I собственноручно создал свой офорт "Торжество православия над магометанством", французской литографии начала 19 века. Самое интересное, что на многих станках в "Печатне" можно напечатать оттиск и отштамповать монету "Вятское" самим!
Несколько подробностей и пояснений от автора.
Здесь можно ближе познакомиться с великим искусством эстампа - графического оттиска, отпечатка. Эстамп может быть уникальным - монотипия, один оттиск. Но чаще он тиражный, позволяющий отпечатать несколько листов с одной формы.
Когда-то меня поразила терминология трех основных разновидностей техники эстампа. Печать бывает высокой, глубокой и плоской. Согласитесь - второй смысл этих терминов в отношении печати очень многозначителен и верен. К сожалению, в ожидании высокого и глубокого часто приходится сталкиваться с плоским. Хотя для настоящего художника все три техники позволяют реализовать самые высокие и глубокие задачи. И методом плоской печати тоже. Все просто: высокая печать - это когда печатающий элемент выше пробельного; глубокая - ниже, глубже; плоская - на одном уровне.
Как завсегдатай мастерских художников-графиков и бывший сотрудник газеты, печатавшейся и "высоко" и "плоско", могу порассуждать на эту тему...
ГУТЕНБЕРГОВ ПРЕСС
Сначала о книжной печати. Началась она с печати высокой. В музее есть печатный пресс. Как писала Марина Цветаева в стихотворении "Читатели газет:
О, с чем на Страшный суд
Предстанете: на свет!
Хвататели минут,
Читатели газет!
— Пошёл! Пропал! Исчез!
Стар материнский страх.
Мать! Гуттенбергов пресс
Страшней, чем Шварцев прах!
Хотя, главным изобретением Гутенберга было все-таки не пресс, не печатный станок (оттиски методом высокой печати в Китае были известны со 2-го века, а в Европе с 13-го). Уроженец Майнца придумал метод подвижной литеры, он придумал набор. Вот я сейчас, клацая по клавиатуре, использую как раз гутенбергово изобретение: из "кассы литер" выбираю одну за другой нужные.
Потом технологии развивались - я помню, как работали линотипы. Это когда отливались не отдельные литеры, а строки целиком.
КСИЛОГРАФИЯ
В художественном смысле старейшим методом эстампа стала ксилография - оттиск с деревянной формы. Материал доступный и технологичный. Там тоже есть свои варианты - обрезная гравюра, торцовая, печать с нескольких досок. Резцами на дереве вырезается печатная форма.
ЛИНОГРАВЮРА
В музее-печатне выставлены работы, выполненные в разных техниках. В том числе и линогравюры. Это тоже высокая печать, но на линолеуме. Понятное дело, техника возникла с изобретением материала - на стыке 19-20 веков. В связи с линогравюрой не могу не вспомнить замечательного владимирского графика Александра Бочкина, увы, слишком рано покинувшего нас.
ОФОРТ
Офорт, травленая гравюра на металле - это уже глубокая печать. На меди или более дешевом цинке. Разновидностей этой технологии тоже немало: мягкий лак, акватинта, лавис. Но более распространен - травленый штрих. В трех штрихах опишу технологию, хотя на практике она куда сложнее и тоньше: металлическая пластина покрывается лаком, затем офортной иглой по лаку наносится рисунок; пластина погружается в кислоту, которая вытравливает "дорожки" в свободных от лака штрихах на металле. В эти углубления втирается краска. Уложенная на форму влажная бумага прокатывается через станок и впитывает краску из углублений - печать же глубокая. Сам я не раз наблюдал - не от начала до конца, а отдельные этапы этого процесса в мастерских владимирских графиков. Дружбой с которыми дорожу. На снимках выше офорты владимирских художников со стен моего рабочего кабинета. Снимков из вятского музея у меня не нашлось. Творчество Бориса Французова нуждается в отдельной статье, постараюсь написать позже.
ЛИТОГРАФИЯ
А вот литографскую мастерскую в день посещения Вятского я увидел впервые. Индивидуальные мастерские с литографским оборудованием если и существуют, то находятся для меня вне зоны доступа. Как правило - это коллективные учреждения, куда графики выезжают на сессии и симпозиумы. Меня с собой не брали. И спасибо меценату и создателю проекта в селе Вятское Олегу Жарову за возможность увидеть все своими глазами. И пощупать своими руками - в музее-печатне проводятся мастер-классы.
Литография - это плоская печать. С помощью специальной техники и обработки литографского камня - баварского известняка, к примеру - на его поверхности образуется слой с особыми свойствами: к печатающим фрагментам краска "прилипает", а к пробельным - нет. Наноси краску и делай на станке оттиски. Это опять таки в общих штрихах.
С плоской печатью в газетном деле я знаком очень хорошо. В восьмидесятых прошлого века мне частенько приходилось дежурить по номеру в областной офсетной типографии. Там уже был не устаревший линотип, а фотонабор и ротационная печать с гибких офсетных форм. Но принцип создания оттиска тот же, что и в литографии - особые свойства поверхности формы.
Вот такой замечательный музей, иллюстрирующий богатство инструментария, к которому приложи талант - и наслаждайся высоким искусством.
Ну и газеты, вопреки мнению Марины Ивановны, тоже дело неплохое. Не говоря уже о книгах (если хорошие и те. и другие).
Спасибо за внимание!