Мы меняем статус экспедиции - с транстибетской на транскитайскую
День 21: 27-28.05.2011. Восточный Тибет. Ах как нам было хорошо в Лхасе, с ее уютными, разноцветными улицами, с приветливыми и в меру любопытными людьми, ароматными запахами благовоний, витающими в воздухе и бормотанием верующих, постоянно читающих мантры. Но необходимо двигаться дальше. Мы проехали насквозь весь Западный Тибет, и теперь смело можно сказать, что большую часть программы мы выполнили. И тут у нас встал вопрос об изменении маршрута. Практически это сделать было невозможно. Маршрут всегда оговаривается заранее и разрешение на въезд иностранных автомобилей в КНР выдается только после согласования маршрута. Но ехать тем маршрутом, который был изначально заявлен, нам уже не хотелось. Перед нам встала дилемма – проехать Восточный Тибет с его прекрасной, загадочной природой или углубиться во внутреннюю часть Китая. Мы уже немного успели набить оскомину на «культурке» и поэтому сам Китай нас почти не интересовал, а вот загадочная «Шангрила» манила. Было решено больше времени уделить природе и проехать через Восточный Тибет. Восточный Тибет оставался для нас загадкой, и мы совершенно не готовились к этой части маршрута и не представляли, что нас ждет.
Но мы точно знали, что впереди нас ждут удивительные впечатления. И мы не ошиблись. Немного подустав от постоянной высоты, на протяжении уже трех недель мы не опускались ниже трех тысяч метров над уровнем моря, поэтому мы с радостью помчались вниз по долине. Но увы, вскоре нас вновь ждали новые перевалы за пять тысяч метров, многие из которых давались с большим трудом.
Изменение нашего маршрута коснулось не только Тибетской части пути, мы решили воспользоваться резервными днями и отправиться к Океану, а точнее к Желтому морю. Это решение было спонтанным, но не случайным. У нас просто образовались «лишние дни», а случилось это из-за того, что почти по всему Западному Тибету китайцы понастроили хороших дорог и, не смотря на то, что мы избегали их и старались ездить по еле заметным на карте дорогам, автобанов нам было не избежать, и это сэкономило нам пять дней.
Выехав из Лхасы, мы сразу заметили происходящую в ландшафте трансформацию. Горы покрылись растительностью, напоминающую велюровое покрывало, с оттенками от нежно-салатового до ярко-зеленого. Приглядевшись, можно было распознать осины вперемежку с багульником и рододендроном. У домов появились крыши, смешной расцветки, - светло голубой и розово-сиреневой. Народ не удержался и пошутил, что вот теперь то заметно, что китайцы «крышуют» «Крышу Мира».
Тибетская провинция Ньинчи нас радовала беспредельно. По пути заехали на горячие источники, но, по всей видимости, санаторий, который процветал здесь когда то, сейчас пребывает в упадке. Только лишь огромный фонтан, из которого бьет струя горячей воды и запах сероводорода напоминают о его былом величии. Но мы все-таки омыли ноги в бетонной ванне, наполненной горячей водой. Правда, длилось это удовольствие недолго. Прибежали местные и выгнали нас, хотя, может, они и не выгоняли, но речь обращенная к нам, была на повышенных тонах и казалась агрессивной. Может, это просто манера общения такая :))). Вообще после стольких дней пребывая в Тибете, дзен ловится сам собой, мы лишь улыбнулись на их крики и мирно уехали.
Дальше стали появляться леса и горы, окружающий нас пейзаж стал похож на Швейцарию. Открыв рты, мы их закрыли только километров через 300. Яркая, сочная зелень резала глаза, отвыкшие от такого буйства красок.
Недалеко от города Баи мы запланировали посетить озеро Басум-Цо, говорят, это самое красивое озеро в Тибете, оно так же священно, как и все тибетские озера. Но нас к нему не пустили, причину отказа не озвучили, отказались даже от денег. На посту просто вежливо послали в город за разрешением, а это означало, что возвращаться мы уже сюда обратно не будем. Поэтому решили не ехать на озеро. И нам оставалось только догадываться о том, какое оно красивое и рассматривать картинки в интернете.
Оставим его как мечту и пунктик, чтобы вернуться сюда еще раз!
День прошел незаметно. Радость от увиденного вокруг переполняла нас. Но нужно было искать место под палатки. Искать мы начали еще засветло. К сожалению, кругом были только крутые склоны, уходящие отвесно на сотни метров вниз, в каньоны, а хороших площадок под лагерь не было. Пришлось отложить поиски до спуска с перевала. Найдя место для ночлега уже в полной темноте, мы, конечно, не увидели сразу, какую площадку нам подарил случай. Но утром, высунув голову из палатки, лично моему восторгу не было предела. Словно волшебная сила перенесла нас в далекие Альпы. Но нет, это был все тот же Восточный Тибет.
Боковым зрением я увидела на мостике через речку женщину в традиционной тибетской одежде, с выводком маленьких черных хрюшек, - малыши, хрюкая семенили за хозяйкой, сбиваясь с ног, а их мамаша-свинка лениво плелась сзади.
Утро только начиналось. Солнце всходило медленно, лениво выползая из-за скальных вершин, но уже было понятно, что оно тянет за собой тепло и хорошую погоду. Позавтракав, мы собрали свой мобильный лагерь и отправились дальше.
«Швейцария» вскоре закончилась и вновь появилось Тибетское нагорье.
Дома опять стояли без крыш. Мы ехали по дикой, пустой местности, где изредка встречались яки. Переезжая из долины в долину, мы все надеялись, что вновь перед нами откроются «райские сады» и прекрасные горы, но, увы, кругом была лишь каменистая почва. В надежде скинуть высоту и не ночевать вновь на 4-х тысячах, мы проехали все светлое время, забравшись в полной темноте на очередной перевал, но и за ним не оказалось ничего лучше, чем стоянка в 200 метрах от дороги, открытая всем ветрам. И лишь дурманящий запах полыни, и неисчислимое количество звезд на небе давало надежду, что мы все еще на этой планете. Утром обнаружили, что стоим напротив аэродрома. А это означало, что недалеко должен быть город, который к сожалению оказался на другой стороне перевала. Спустившись с перевала, мы обнаружили достаточно большой город под названием Чамдо. Здесь сходятся три реки (Цзиньша, Ланьцанцзян и Нуцзян). Высокие горы и большие реки образуют неповторимой красоты ландшафт. Над городом красуется монастырь, который с первого же взгляда пленил нас, и нам очень захотелось в него попасть.
*** Монастырь Чамбалинг был построен в 1444 году, в нем по преданию проживало 4 живых Будды. Монастырь относится к школе Гелунг.
Получив очередную порцию «культурки», мы еще не знали, что нас также ждет и порция адреналина, да еще и в большом количестве. Следующий перевал оказался довольно-таки сложным. Дорога в современном китайском понимании отсутствовала (у них везде сейчас настоящие автобаны). Эта же больше напоминала геологическую дорогу в наших Киргизских горах, где разъехаться двум машинам без виртуозного владения автомобилем практически невозможно. И такая встреча была неизбежна. На подъеме мы встретились с фурой, и мы были явно в проигрыше, так как с нашей сторона - обрыв не менее 500 метров вниз.
Ничего не оставалось, как закрыть глаза и ждать, когда фура проедет мимо. Внезапно фура остановилась, из окна вылез паренек европейской наружности и радостно начал нам объяснить, что он автостопщик из Питера и крайне рад нас видеть. Но нам было не до радости от этой встречи. Зеркала пришлось убрать, фура стояла к нам впритирку. Казалось, малейшее движение - и мы полетим вниз. Видимо увидев страх в наших глазах, водитель грузовика усадил радостного «соотечественника» обратно и тронулся на черепашьей скорости проползая мимо нас. И, как только появился просвет, Андрей с сумасшедшей скоростью взлетел на перевал, даже забыв про то, что машина у нас греется и не всегда срабатывают тормоза.
Спуск с перевала был не менее экстремальный, тормоза стали отказывать регулярно. И выявить причину отказа нам так до сих пор не удалось. Благо Андрей уже приноровился выкачивать их со второго, а то и с третьего качка. Мы нашли живописное местечко для стоянки после подъема решили до обеда никуда не ехать, - немного восстановить силы.
#тибет #АВТОМОБИЛЬНАЯЭКСПЕДИЦИЯ #восточныйтибет
Фото: Воронин Николай, Бабурченков Сергей, Парфентьев Андрей, Дудашвили Алена