Найти тему
Эпицентр Кукол

"КУКЛА ХРАНИТ ТАЙНЫ". Коллекция волшебных историй - Нина Радзиховская.

Сегодня мы беседуем с Ниной Радзиховской, Руководителем секции Художественной куклы Творческого Союза Художников ДПИ. Затронули темы, волнующие многих авторов. Разговор получился интересным!

Для начала разрешите задать несколько блиц-вопросов:

  • Вам везёт по жизни?

- В народе говорят: «Везёт тому, кто везёт!» В этом смысле, да, везёт.

  • Вы считаете, у художественной куклы есть будущее?

- До тех пор, когда у нас с Вами, у всего человечества есть будущее - кукла будет существовать. Желаю всем нам верить в светлое будущее, создавая светлое настоящее!

  • Что Вы, более всего, цените в людях?

- Ум, порядочность, благородство, достоинство.

  • Вы оптимист или пессимист?

- Вечный оптимист!

  • Что Вы цените в художниках?

- Поскольку талант - от Бога – я, как человек, восхищаюсь талантом, мастерством, умением фантазировать, решать задачи нестандартно. Очень ценю порядочность и человечность!

-2
  • Чем, для Вас лично, является художественная кукла?

- Сколько себя помню, я мечтала стать художником, как папа. Понимала, что этому высокому званию необходимо соответствовать. Всегда любила живопись, писать портреты, лепить, шить, создавать украшения и многое другое, что в итоге оказалось необходимым для создания кукол. И вот уже более 15 лет я иду по этому увлекательному пути знакомясь с тайнами, которые хранит художественная кукла!

  • Кукла хранит тайны?

- Еще сколько! Всюду, где селился человек, от суровых арктических просторов до знойных песков пустыни, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в ней таится великая загадка. Кукла не рождается сама - её создает человек. Она обретает жизнь благодаря воображению и воле своего создателя. Являясь частью культуры, кукла сохраняет самобытность и характерные черты создающего её народа, поэтому она без труда находит путь к сердцам людей. Это ее основная тайна. Вот, что для меня Кукла!

  • Однажды великий режиссер кукольного театра - Сергей Владимирович Образцов высказал мысль: „Если на маленькие кукольные плечи нельзя положить почётную обязанность быть нужными людям, какая лежит на плечах большого искусства, тогда я не хочу заниматься этим, потому что в таком случае кукольное искусство превращается либо в детскую забаву, либо в эстетское оригинальничание взрослых“. Как Вы относитесь к этой мысли?

- Когда я впервые встретила эту цитату, я сказала себе, что согласна с каждым словом. Великий Образцов говорил о театральной кукле. Я же хочу выделить художественную куклу и считаю, что она на своих хрупких плечах несёт в десятки раз более значимую миссию нежели картина, скульптура или театральное искусство!

  • Интересно, а в связи с чем?

- Кукла не просто объект, это некий предмет, смысл, начало которого наполняет человека с раннего детства, сопровождает и его самого и всё человечество в целом с зари его возникновения. Кукла обладает многими средствами влияния на душу, мозг и эмоции. Она настолько близка духу и образу человека, что обладает возможностью более ёмко влиять на его мысли и чувства. Кукла своими глазами смотрит в самое сердце. Имея на подкорке информацию о том, что кукла сопровождала и была рядом всегда, зритель легче откликается на те мысли, которые кукольник выражает посредством своего произведения.

  • Значит, Вы считаете, что кукла обладает большими выразительными возможностями?

- «Если человеку многое дано, то с него и больший спрос». Перефразируя эту мысль - если кукле много дано, то и спрос с неё больший и ответственность серьезнее. Те художники, кто с головой уходит в пустое заигрывание и эстетство ради эстетства, рискуют быть очень далеким от возможности реализовать то, что может дать человеку кукла. Эти художники многое теряют. Только те авторы, кто глубоко проникают в образ куклы, выполняют её великую миссию - многому учить, многое отражать, вдохновлять, быть очень важной и нужной человеку!

  • Но только ли миссией единой…?

Если говорить о художественной кукле, то да, я считаю, что она изначально «обременена миссией». Но в том-то и прелесть куклы, созданной художником, что она может быть разной: игровой, «будуарной» или же иметь чисто декоративно-прикладное, утилитарное назначение.

  • Какой путь нужно пройти для реализации задуманного образа, от творческого замысла - к воплощению персонажа?

- Я бы расширила этот вопрос и начала с момента возникновения желания создать определенный персонаж.

Откуда появляется мысль сделать тот или иной образ? Как развивается замысел и каким образом воплощается в жизнь? Откуда берутся персонажи и где их искать – часто возникающий вопрос…

Источников много, для меня первым и главным является литература. Именно из литературных произведений я щедро черпала, мой первый десяток героинь. Уже позже возникали образы, созвучные тем внутренним вопросам, которые меня волновали и ответить на которые мне хотелось.

-4
  • А что вдохновение, как быть, если Муза не посещает?

- Бывает момент, озарение, и ты сразу видишь картину того, что хочется создать. Временами замечаешь вокруг какие-то яркие детали или сюжеты, ведущие за собой твои мысли. И тут ты уже ясно видишь образ, который хочется воплотить в жизнь. Наверное, это и есть вдохновение. Но такие моменты случаются не часто, в основном процесс поиска идеи — это длительный и непростой путь.

Путь постоянной разработки, обдумывания, поиска. Всё это до тех пор, пока идея не отобразится в голове, не сформируется окончательно.

  • С какими сложностями встречаются авторы на пути к реализации задуманного образа?

- Путь может быть разным. Когда образ найден, готов замысел, бывает достаточно просто сесть, сложить детали, и персонаж закончен. Но случается, что между замыслом и воплощением встает непреодолимая стена. Такая ситуация возникает, когда художник ещё не достиг определенного уровня мастерства.

Начинаешь лепить - и не складывается, видишь ошибки, неточности. Порою можешь и не дойти до конечного результата, опускаешь руки.

  • И это тупик?

- Конечно же нет! Самое главное в преодолении этой преграды - труд и учеба. Когда ты приобретаешь знания и много работаешь, то преград становится гораздо меньше, а вскоре они исчезают совсем. Вот тогда процесс творчества становится легким и приятным.

Очень важно избегать сомнений при возникновении технических сложностей, когда ты видишь, что получается не совсем то, что ты хотел. В этот момент главное не перестать работать, не остыть, не передумать. Иногда, в процессе работы меняется ситуация, что-то возникает на событийном и личностном уровне. Тогда образ может получить совсем другую интерпретацию. Таким вот путем, порою очень непростым, идут художники от момента замысла до реализации готовой идеи и законченного образа.

  • Вы руководите большим творческим коллективом. В чём секрет успешного совмещения этой, требующей больших энергетических затрат деятельности, с собственными планами художника и независимой личности? Приходится ли чем-то жертвовать ради общих целей?

- Да, я руковожу большим коллективом художников, творческих людей на очень простых принципах - взаимовыручки, взаимоуважения и поддержки друг друга. Я искренне считаю, что такой подход необходим абсолютно всем. И даже если, как нередко бывает у творческих людей, присутствует тяга к уединению и отшельничеству, мы все социальны. Мы тянемся друг к другу, чтобы в коллективе ощутить, резонирует ли твоя работа, чем твой подход отличается, в правильном ли направлении двигаешься.

-5
  • То есть, художнику, как и любому человеку нужна поддержка?

- Наши души - субстанции тонко организованные. Свой коллектив я выстраиваю деликатно. Мы вместе обучаемся бережно относиться, всячески поддерживать и вдохновлять друг друга. Живая, творческая соревновательность присутствует, но не вражда - она деструктивна, особенно среди художников. Поэтому в нашем коллективе тепло и комфортно всем. Мы стараемся, чтобы так было.

А секрет успешного совмещения руководящей деятельности с личным творческим ростом, так это оценка со стороны. Признаюсь, что с моей точки зрения, данное положение успешным не назовешь. Мне, безусловно, приходится жертвовать своей личной и творческой независимостью. Хоть я и нахожусь в состоянии постоянного совершенствования, но времени на полное погружение в личное творчество просто нет. Считаю, что мое руководство коллективом развивается успешнее. Я работаю над этим, и сегодня, спустя семь лет с момента организации Секции художественной куклы, удается выходить на новый уровень.

  • Что изменилось, в чем секрет?

Секрет прост. В нашем коллективе выросли художники, одаренные многими талантами – организационными, дизайнерскими, писательскими. Они являются не только замечательными авторами, но и обладают необходимыми качествами для полноценной работы коллектива. Главное, что эти люди горят желанием развивать нашу деятельность по организации и продвижению выставок, экспонированию работ, вовлечению и объединению художников, стремящихся к общей цели – продвижению искусства художественной куклы.

Благодаря тому, что появились такие единомышленники, мне стало легче находить время для реализации собственных планов.

  • Кто же эти люди?

- Это и мой заместитель Юлия Веллер, и члены правления секции: Светлана Геворкян, Логинова Анна и Калинина Татьяна, и многие другие, кто на ситуативной основе, участвуя в подготовке и проведении наших мероприятий, работают на благо нашего общего дела. Для меня важно, чтобы коллеги подходили к решению поставленных задач творчески. Сегодня это происходит именно так, ведется большая просветительская и организационная работа и в социальных сетях, на площадках экспонирования в разных городах нашей Страны.

-6

У меня большое доверие к коллегам. Я вижу, как они делают гораздо лучше то, с чем я сама, возможно, и не справилась. Если честно, то я в восторге от этой ситуации и уверена, что направление художественной куклы будет развиваться, потому что есть люди, которые с душой занимаются этой работой.

  • Только ли на членов секции вы опираетесь на своём пути?

- В основном на них. Но есть много людей, которые заряжаются эмоциями и энергетикой созданных нами работ, вовлекаются в развитие нашей секции и искусства куклы в целом.

С огромным пиететом хочу рассказать о бесценном опыте и невероятной поддержке, которые мы получаем в лице нашего доброго Ангела Хранителя, Заслуженного работника культуры Российской Федерации, Заведующей научно-экспозиционным отделом «Мемориального музея космонавтики» - Геворкян Татьяны Алексеевны.

Именно она, впервые увидев работы наших художников увлеклась идеей создать конкурс художественной куклы на базе музея Космонавтики. Благодаря ей и всему дружному коллективу Мемориального музея, больших профессионалов, всей душой болеющих за свое дело: Директору Артюхиной Наталье Витальевне, Заместителю директора по научной работе - Климентову Вячеславу Львовичу, конкурс был не только успешно проведён, но превратился в настоящее культурное событие, выросшее в большую совместную выставку, которую посетило огромное количество москвичей и гостей из разных городов нашей большой Страны.

  • Очень интересно! Взаимодействие с Музеем Космонавтики продолжается?

- Не только продолжается, но и развивается. Подведение итогов конкурсов, награждение победителей неоднократно проводилось в роскошном конференц-зале Мемориального Музея. Наши художники подарили фонду десять прекрасных кукол, созданных на тему конкурса «Мой Космос». На постоянное экспонирование Музей приобрёл более 20-ти работ. Теперь с особой гордостью можно сказать, что наши художественные куклы стали музейными экспонатами. Мы очень гордимся дружбой с Музеем и поддержкой таких прекрасных людей его создающих.

Также, хочется отметить Директора Творческого союза художников декоративно-прикладного искусства - Коломийцева Сергея Евгеньевича, который нас продвигает и поддерживает, предоставляя лучшие экспозиционные пространства в выставочных мероприятиях, проводимых Союзом.

Можно вспомнить многих людей, помогающих нам в творческой жизни, ведь, обладая определенным талантом, куклу нужно не только создать, но и правильно показать, рассказать о ней, грамотно экспонировать, в конце концов, необходимо, чтобы куклы покупали. И всё это для того, чтобы большее количество людей стало относиться к кукле как к большому искусству, как к явлению в культурной жизни, достойного внимания и любви.

  • Меня всегда интересовал вопрос, в чем загадка Художественной Куклы? Откуда у, казалось бы, утилитарного предмета потенциал, выдвигающий Куклу в один ряд с общепризнанными видами искусства?

- Как только раскрою секрет, то загадка перестанет существовать! Мне хотелось бы чтобы каждый кто создает, кто смотрит, кто покупает куклу - сам находил ответ на этот вопрос.

-7

Я могу только поразмышлять на эту тему. Кукла сопровождает человека всю жизнь. Будучи рядом у истоков возникновения человечества, кукла сама является природой, первоисточником. Этот основополагающий нюанс поднимает значимость куклы, наполняет её серьезным смыслом. Иными словами, мы, как авторы, создавая художественную куклу, отображаем наше внутреннее начало.

  • В таком случае, кукла является многогранным и довольно сложным явлением?

- Да, кукла — это синтетический вид искусства, в ней художник может проявить все грани своего таланта. Автор самовыражается и как живописец, скульптор, историк – искусствовед, и как мастер своего дела, визажист, парикмахер, портной, обувщик, мебельщик. Если говорить о высоком искусстве, то мы опираемся на законы композиции, цвет, свет, грамотное сочетания различных фактур и структур материалов, цвета кожи, волос, ткани, окружающих композицию предметов. Разве это, не искусство в классическом его понимании?

  • Согласна, кукла синтетична и уникальна. В каком случае она становится предметом искусства?

- В этом, по-детски названном объекте, сконцентрировано многое. Кукла - настоящий бриллиант, умелый художник играет его строгими гранями. Если автор не совершит ошибок и гармонично всё объединит, тогда кукла станет предметом искусства. Если честно, то я удивляюсь, почему кукла до сих пор ещё не стала отдельным направлением в искусстве? Вот это я считаю своей основной задачей - помочь кукле оказаться на достойном её пьедестале, отойти от утилитарного назначения «куколки» и «рукоделия» и встать в один ряд с общепризнанными видами искусства.

Предмет искусства надо правильно обозначать! А я могу размышлять на эту тему бесконечно, потому что кукла, как сама жизнь, многогранна, прекрасна и удивительна!

Интервью подготовила Татьяна Калинина.