Найти тему
Катерина о Петербурге

БЛОКАДНЫЕ ИСТОРИИ. Семья моей мамы жила на канале Грибоедова, в этом доме сейчас вход в метро...

18 января 1943 года – дата, которая навсегда останется в сердцах тех, кто пережил блокаду Ленинграда. В этом году исполняется 80 лет со дня прорыва блокадного кольца. Полное снятие блокады произошло только через год – 27 января 1944 года. Эти месяцы, недели, дни, часы ещё нужно было как-то прожить, продержаться, переждать, перетерпеть... И всё же тот долгожданный январский прорыв сыграл огромную роль в судьбе каждого ленинградца – он подарил надежду, которая маленькой искоркой согревала измученных людей, придавала им силы...

С каждым годом всё меньше становится свидетелей тех страшных дней. Счастье, если кому-то из детей или внуков удалось расспросить своих родных. Сегодня предлагаю Вашему вниманию очередную подборку блокадных историй.

Родные, которые остались в городе, умерли от голода

«Мой отец, вице-адмирал Виктор Ильич Соловьёв, во время Великой Отечественной войны служил на Балтийском флоте, – рассказывает Галина Головко. – Правда, в годы войны и блокады отец был капитан-лейтенантом, а закончил войну в звании капитана 3-го ранга. В январе 1943 года он участвовал в операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда.

Отец прошёл всю войну и выжил. Как выжили родные моей мамы – все, кто ушёл воевать в народное ополчение и по призыву, вернулись домой с победой: два брата моего деда, его двоюродный брат и сестра. А все, кто остался в городе, умерли от голода...

До войны семья моей мамы жила на набережной канала Грибоедова, в этом доме сейчас вход на станцию метро «Невский проспект». Да, это знаменитый дом Энгельгардта (угол набережной канала Грибоедова, 16/Невский пр., 30).

Семья Канцепольских. Ленинград, середина 1930-х годов
Семья Канцепольских. Ленинград, середина 1930-х годов

Этот снимок сделан на набережной канала Грибоедова, напротив дома, где жила семья моей мамы Зинаиды. Она – это девушка в берете (вверху слева), высокий мужчина – её отец, Михаил Канцепольский. Он работал в механических мастерских физического факультета Ленинградского госуниверситета. Юноша на переднем плане – старший брат мамы, Иосиф, и мальчик – её младший брат, Аркадий. Рядом с дедом молодая пара – его сестра с мужем. Мирный солнечный день, никто из этих людей даже представить не мог, какие испытания выпадут на их долю. В блокаду от голода умерли и дед, и муж его сестры. А в дом, где жила семья мамы, попала бомба...

После возвращения из эвакуации, в апреле 1944 года, мои мама и брат жили в Ольгино, в части, где служил отец. Сразу после войны отцу дали отдельную квартиру в районе Пяти углов. В 1946 году он получил назначение на Северный флот, где я и появилась на свет...

Все оставшиеся в живых мамины родственники до 1960-х годов жили в коммунальных квартирах в центре города. Первым в отдельную квартиру в Московском районе переехал мамин двоюродный брат. Он ушёл на фронт после окончания десятого класса, вернулся в звании майора, после тяжёлого ранения. Другие родственники получили квартиры в районах новостроек в Автово и Купчино...

Наша семья вернулась в Ленинград в 1963 году. Во время учёбы отца в Военно-морской академии мы жили в огромной коммунальной квартире. В моей детской памяти осталось то, что все помогали друг другу. Из молодых мужчин был только мой отец. В основном жили вдовы, потерявшие во время войны всех близких.

Напоследок хочу показать ещё две фотографии.

Моя мама Зинаида
Моя мама Зинаида

На этом снимке моя юная мама – студентка Ленинградского зубоврачебного института, который располагался на улице Петра Лаврова, 52 (ныне – ул. Фурштатская), сейчас в этом здании находится Дворец бракосочетания № 2.

Мои родители. 1939 год
Мои родители. 1939 год

Снимок сделан в день свадьбы моих родителей, в июле 1939 года. Счастливые молодые лица. Впереди – целая жизнь...».

О судьбе прадеда до сих пор ничего не знаю

«Когда началась война, моей бабушке было 8 лет. Во время блокады её эвакуировали вместе с сестрой, которая была года на два старше, – рассказывает Татьяна Воробьёва. – В городе осталась мать, моя прабабушка, со старшей дочерью, обе работали на заводе. Знаю, что у моей бабушки был ещё маленький братик. Он родился в 1941 году, уже во время блокады. Умер на руках у матери, ей все говорили после родов: оставить его где-нибудь под кустом, она не оставила...

Моя прабабушка Татьяна, её внучка Наталья. Ленинград, 1960 год
Моя прабабушка Татьяна, её внучка Наталья. Ленинград, 1960 год

До войны семья жила в заводском общежитии, родители моей бабушки работали на заводе «Арсенал». Прадедушка прошёл две войны, ушёл на третью и не вернулся... После войны моей бабушке и её сестре (они всё ещё находились в эвакуации) пришло письмо от матери и деньги на дорогу. Когда сёстры ехали в поезде в Ленинград, к ним подошёл проверяющий билетов, забрал деньги и письмо. Хотел отправить девочек в приют, но за них заступился моряк, который тоже ехал домой. Он забрал у проверяющего деньги и письмо, сказал, что сопровождает детей к матери. Возможно, благодаря этому незнакомому моряку моя бабушка с сестрой добрались до дома, увидели, наконец, свою маму и старшую сестру.

После войны им дали квартиру в деревянном доме в п. Песочном. Когда бабушка вышла замуж, она стала жить в п. Левашово. В конце 1970-х прабабушка и бабушкины сёстры переехали в квартиру на Гражданке. А бабушка с моей мамой поселились на проспекте Художников.

Бабушкины сёстры - Мария и Надежда
Бабушкины сёстры - Мария и Надежда
Надежда, сестра бабушки
Надежда, сестра бабушки
Моя бабушка Екатерина
Моя бабушка Екатерина

В 1998 году мы с сестрой и братом, родителями и бабушкой переехали в п. Песочный (случайно получилось) и попали на ту же улицу, где жила прабабушка. Дом прабабушки до сих пор стоит, там по-прежнему живут люди. Наш дом расселили в 2009 году, мама с сестрой и братом переехали в город, а я осталась здесь, живу у мужа.

Моя бабушка со старшей дочерью Натальей, 1950-е годы
Моя бабушка со старшей дочерью Натальей, 1950-е годы
Наталья-школьница
Наталья-школьница
Младшая дочь Лена - моя мама
Младшая дочь Лена - моя мама

Бабушки не стало в 2007 году. Её сёстры и прабабушка скончались ещё раньше, в начале 1990-х... Я слишком поздно стала интересоваться историей моей семьи, а сейчас уже некому рассказать. О судьбе прадеда, где и как он погиб, до сих пор ничего не знаю».

Дорогие друзья! Если среди ваших родственников есть жители блокадного Ленинграда – расскажите, пожалуйста, о них в комментариях.

Другие блокадные истории читайте здесь.

Подписывайтесь на мой канал. Удачи всем и до скорых встреч!