Вырастить несокрушимого воина — далеко не главное, считают мастера восточных единоборств. Они ставят перед собой другую задачу: сформировать сильную и гармоничную личность. Успех зависит как от способностей ученика, так и от личности учителя. К чему стремиться, чтобы обрести силу тела и духа? Как найти свою дорогу и достичь совершенства? Об этом «Лирипип» поговорил с Тарасом Николаевичем Сафроновым — мастером спорта по рукопашному бою, ведущим тренером Федерации карате-до вадокай России, грандмастером и основателем комплексного единоборства укедорю.
Путь жизненный
Пройди достойно.
©Тарас Сафронов
О пути и о предназначении
— Тарас Николаевич, расскажите, пожалуйста, о том, как вы пришли к пониманию своего призвания и к созданию школы.
— Я начал заниматься карате в 15–16 лет. А до этого, с 4-х лет занимался фигурным катанием. Так хотела моя мама. Но мальчишки всегда стремятся стать сильными, ловкими, победить страх и неуверенность, чтобы уметь постоять за себя. Единоборства тогда были под запретом, и мы с друзьями обменивались книгами, приносили в зал по хореографии гантели и превращали его в «качалку». Конечно, фигурное катание тоже помогло мне в будущем. Годы тренировок подарили настойчивость. Сформировалась осанка, появилась эстетика движений, хотя «тянуть носочки» я никогда не любил.
Потом кто-то рассказал мне о мастере, который преподает ушу. Я нашел его школу и начал в ней заниматься. Первый мой учитель Игорь Викторович преподавал стиль пяти зверей. Особенно любил стиль змеи. Затем начал обучать нас тайцзицюань. Мне нравилась мягкость и эстетичность ушу, но захотелось попробовать более силовой стиль. Тогда я пришел в школу Тадеуша Касьянова — карате СЭНЭ.
Ушу — общее название для всех боевых искусств, существующих в Китае. Слово состоит из двух иероглифов: wu («у») — «военный, боевой» и shu («шу») — «искусство, техника, мастерство». Известны сотни видов ушу.
Тайцзицюань — буквально: «кулак Великого Предела». Китайское боевое искусство, один из видов ушу. Популярно как оздоровительная гимнастика, но приставка «цюань» («кулак») подразумевает, что это боевое искусство.
Касьянов Тадеуш Рафаилович — заслуженный тренер РФ, мастер спорта по боксу, мастер спорта по карате, СИХАН Школы СЭНЭ, Почетный президент Всероссийской федерации СЭНЭ.
В этой школе преподавали рукопашный бой. Все было четко, понятно, по-мужски. Но и здесь открылась другая сторона. Ребята часто проявляли жесткость. Если было больно, говорили — терпи. Если требовалось время на техническую подготовку, чтобы не навредить здоровью, времени просто не давали. В результате сильные подавляли слабых. Поэтому, вернувшись из армии, я задался вопросом: продолжать заниматься карате или вернуться к ушу? Я вдруг осознал, что жизнь проходит и, если я уделяю время какому-то делу, мои усилия должны преобразовываться в знание, умение. Я спрашивал себя: к чему стремиться? К богатству или саморазвитию? Что важнее? Размышляя, понял: важно, чтобы я смог передать своим детям не деньги, а мастерство и традиции.
— Вы осознали это в таком молодом возрасте?
— Я и сам удивляюсь, но это так. Еще в детстве меня потрясло наблюдение: имущество и власть развращают. Дети богатых людей, как правило, ничего из себя не представляют. Зарабатывая деньги, чтобы обеспечить детей, и не занимаясь их воспитанием, родители лишь причиняют им вред. Все дело в неправильно выбранной цели.
Японская мудрость гласит: когда родители трудятся, а дети наслаждаются жизнью, внуки будут просить милостыню.
Мы видим, как мир разрушается из-за неправильно поставленных целей. Сколько хороших начинаний пропадает втуне. Нет условий для того, чтобы развивать свое дело. Мое дело замыкается на моем мастерстве. Хочется полученные знания передать своему сыну, хочется, чтобы ученики, посещающие школу, могли найти здесь зерна творчества, созидания, уважения. Несмотря ни на что. Я стараюсь сколько есть сил нести людям традиции здорового образа жизни, здорового мышления. Через искусство и практику.
— Насколько важно то, что, кроме спорта, в Укедо-Рю занимаются искусством?
— Искусство помогает сохранять и передавать традиции. Одним детям хочется лишь изучать приемы карате, другие охотно впитывают идеи уважительного отношения к сопернику, снисхождения к слабому, великодушия. Эти идеи я нашел в учениях японских мастеров. Они призывают поднимать слабого до своего уровня, а не самоутверждаться за его счет. Тогда ты и сам растешь, твоя душа развивается.
Некоторые приходят в школу рисовать. У нас есть группа релаксирующего дзен-рисования, в процессе которого ученики обретают сосредоточенность, легкость, душевное равновесие. Другим нравится стрельба из лука — кюдо. Занимаемся медитацией цигун, проводим чайные церемонии. Это комплекс практик. Даже в карате сочетаются разные практики: джиу-джитсу (борьба, техника, блоки) и цигун (стояние на кулачках, выдерживание ударов). Постепенно тело накапливает силу. Я учу ребят не торопиться, набраться терпения. Это кропотливая работа над собой. В конце каждой тренировки — чайная церемония, которую завершает сочинение маленьких хокку. После напряжения тела — раскрепощение ума, свобода и гибкость мысли.
Об учителе в жизни и в карате
— Как вам удалось объединить в своей школе столько практик? Вы учились каждой из них у разных наставников? Можете назвать учителя, который повлиял на ваше становление сильнее других?
— Пожалуй, главными учителями и главным примером в жизни для меня стали мои родители. Мама — человек потрясающего трудолюбия. Она работала постижером и часто брала работу на дом. Помню, как проснувшись среди ночи, видел ее склонившейся под лампой. Папа тоже трудился на износ. Когда у него случился сахарный диабет, он уехал под Рузу. Я к нему приезжал и видел, как он сам с нуля построил дом, организовал три предприятия.
Учитель Игорь Викторович дал много глубоких знаний и по ушу, и по тайцзицюань. После армии, решив продолжать заниматься в той же школе, я учился у Мозгова Геннадия Константиновича, который был вице-президентом федерации контактного карате. У него я перенял технику вадо-рю.
Вадо-рю — один из четырех крупнейших стилей японского карате-до. Характеризуется высокой спортивной эффективностью техник. На эмблеме стиля изображен белый голубь, а над ним — фронтальное изображение сжатого кулака.
«Вадо» — путь мира, путь гармонии. В 1939 г. этот стиль разработал мастер Оцука Хиронори, спортивный медик. Он был высоким и худощавым. В стиле вадо-рю особое значение имеет биомеханика, вращения корпуса, маневрирование. Гибкие движения пришли из джиу-джитсу, например, уходы от атаки — тай сабаки. Оцука Хиронори преобразовал это в скручивающие движения во время контратак. Стиль очень пластичный, его считают интеллектуальным. Сложными вращениями суставов, спины не каждому легко овладеть. Геннадий Константинович не только привил мне любовь к этому стилю, но и познакомил с многими другими. Работа на кафедре единоборств спортивного института, общение с друзьями, занимающимися разными видами борьбы (айкидо, бокс и др.) — все это обогащало его, а он охотно делился знаниями с учениками. Тогда я начал познавать разные искусства и формировать свою общую концепцию, общие правила.
Позже, когда я уже открыл свою школу, познакомился с Нисикава-сэнсэем. Он был представителем Правительства Японии в России по культурным аспектам, главой московского отделения школы Урасэнкэ. Я ходил на занятия в чайной комнате, организованной на базе Института стран Азии и Африки МГУ. Мы играли на флейте, делились стихами. Нисикава-сэнсэй рассказывал о своих занятиях стрельбой из лука, проводил философские клубы, уроки каллиграфии.
Впоследствии знания по икебане и чайной церемонии я почерпнул и у Мидори Ямады, с которой познакомился в своей школе.
Урасэнкэ — одна из трех школ японской чайной церемонии. Наряду с Омотэсэнкэ и Мусякодзисэнкэ является одной из трех ветвей дома Сэн, происходящего от Сэн-но Рикю, совокупно известных как Сансэнкэ, или «три дома Сэн».
Мидори Ямада — профессор «СО-КАТОКУ» (высшая ступень профессора Икэнобо), кавалер Ордена «Восходящее Солнце — Золотые и Серебряные Лучи», мастер чайной церемонии школы «Омотэ Сэнкэ» и японской живописи Суми-э.
— Правда ли, что в карате личность учителя играет особенную роль?
— В карате учитель — это прежде всего духовный наставник. Человек, который прошел свой путь и продолжает совершенствовать себя. Он помогает развиваться физически и закладывает нравственные принципы, поэтому важна сформированность его собственных взглядов. Ученик должен правильно двигаться, проявлять уважение и терпимость к сопернику, не срывать зло на слабом, сохранять душевное равновесие. Учитель ведет ученика за собой, он — маяк, на который ученик ориентируется.
В Японии учитель во время тренировки обязательно двигается вместе с учениками. Он в кимоно, ты слышишь его дыхание, сердцебиение, копируешь его ритм. Помню, как меня поразило строение тела учителя. У него не было сильно накачанных мышц, но чувствовалось, какая мощь заключена в его руках. Это тело, сформированное годами тренировок.
Конечно, бывает, что ученик не может скопировать учителя или копирует с искажением. Гордыня или жалось к себе не позволяют исправить ошибки, работать над собой. Случается, что учитель оказывается несостоятельным как духовный наставник, даже имея медали и заслуги. Но ученик, который ищет гармонию, не останется у такого учителя. Каждый выбирает своего наставника.
О гармонии и совершенстве
— Можно ли достичь гармонии, если человек не хочет заниматься спортом или искусством одновременно?
— Существуют разные пути развития. Если человек по какой-то причине не хочет укреплять свое тело, его не волнует физическое здоровье, почему бы и нет? Он может сосредоточиться на стихах, рисовании. Но следует понимать, что искусство поможет наделить новыми качествами только дух. Физические страдания в таком случае неминуемы. Это вопрос выбора: заниматься полноценно и телом, и духом или остановиться на чем-то одном. Кто-то занимается только спортом, ставит перед собой цель стать максимально сильным, что приводит к болезненным последствиям уже для души. Такая цель обычно у трудных подростков, которые приходят в нашу школу. Внимая наставнику, видя его пример, они меняют направление развития и его конечную цель.
— Как удается этого добиться?
— Учитель расширяет перспективу. Показывает, что достижение цели стать самым сильным и заставить других бояться, не даст ученику желаемого. Не поможет найти настоящих друзей и получить искреннюю поддержку.
При работе с трудными подростками важно выравнивание энергетической составляющей. Протест, который они закладывают в свое поведение, формирует энергетические блоки. Телесные практики позволяют их снять. Уменьшается зависимость от вредных привычек, нормализуется сон. Человеку, который лишен сострадания и, не мучаясь совестью, причиняет боль другим, сложно объяснить что-то на словах. Работа в группе, появление образа наставника помогают убрать социальные барьеры. Негативная энергия направляется на культурные и оздоровительные практики.
Кроме этого, у детей появляется возможность обрести то, чего сегодня почти не может дать им общество. Слишком мало живого общения и живых примеров. Детей формируют социальные сети и YouTube. У них слабо развито воображение, образное мышление. Необходимо создать среду для более гармоничного развития. Это особенно важно для неполных семей.
Рассвет встречают.
Капли росы.
У подножия "Маленькой Фудзи".
И я вместе с ними...
©Тарас Сафронов
— Тарас Николаевич, что в вашем понимании представляет собой идеальный человек? К чему нужно стремиться в своем самосовершенствовании?
— Прежде всего к душевному равновесию. Чтобы в любой ситуации, даже перед лицом смерти, быть в том же состоянии, в котором пребываешь, когда пьешь чай или занимаешься каллиграфией. Если ты вынужден сражаться, твой дух — пронизывающий и острый, но на острие меча ты... пьешь чай. Дух — нерушимая единица, его качества нужно приумножать и совершенствовать, но впадая в уныние или истерику, мы теряем эти качества. В практике можно выпестовать свой дух и наделить его вечными началами. Тем, чем мы будем обладать, путешествуя в другие миры. Главное — поставить правильную цель.
Беседовала Т. Зимина