Найти тему
DON24.RU

О трудностях в работе и самом важном в профессии: интервью с ростовским следователем

Ростовская область, 16 января 2023. DON24.RU. В воскресенье, 15 января, свой профессиональный праздник отметили сотрудники следственных органов. Вот уже 12 лет СК РФ функционирует как самостоятельный орган. О трудностях в работе и громких делах в интервью ИА «ДОН 24» рассказал руководитель 2-го отдела по расследованию особо важных дел (с дислокацией в г. Ростове-на-Дону) в составе Западного межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ Артур Сагеев.

– Чем занимается второй отдел?

– Наш отдел осуществляет полномочия на территории 14 субъектов РФ, в том числе Ростовской области. В частности, занимаемся рассмотрением сообщений о преступлениях и расследованием уголовных дел о преступлениях, совершенных на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, к которым относятся железнодорожные станции, объекты железнодорожной инфраструктуры, международные аэропорты, аэропорты местных воздушный линий, морские, речные порты, морские и речные акватории, а также непосредственно железнодорожные, воздушные и водные транспортные средства. Также транспортными следственными подразделениями расследуются уголовные дела о преступлениях в отношении должностных лиц, которые влияют на безопасное функционирование транспортной инфраструктуры. Отдельно отмечу, что отличительной чертой происшествий на транспорте, к сожалению, в некоторых случаях является тяжесть и трагичность последствий, которая связана с гибелью большого количества людей. Поэтому одним из важнейших направлений работы следственных подразделений на транспорте является предупреждение преступлений, выявление на раннем этапе нарушений, тщательное и полное расследование которых позволит избежать в последующем тяжких последствий, сопряженных с человеческими жертвами.

– Среди расследованных громких преступлений какие можете выделить?

– В 2022 году нашим отделом окончено расследование уголовного дела по факту разлива сырой нефти. ЧП случилось в августе 2021 года в 670-м районе акватории морского порта Новороссийск. Во время погрузки на танкер выносным причальным устройством Каспийского Трубопроводного Консорциума в море попало более 500 т нефти, что повлекло существенный вред для Черного моря. В ходе расследования уголовного дела был возмещен ущерб на сумму более 5,285 млрд рублей. Также окончено расследование дела в отношении заместителя начальника Южного таможенного управления, который получил взятку от представителя коммерческой организации в особо крупном размере за заключение государственного контракта, что повлекло материальный ущерб таможенным органам в сумме 82 млн рублей. В ходе расследования уголовного дела был наложен арест на имущество обвиняемого в сумме 83 млн рублей.

– Можете составить портрет типичного коррупционера?

– Прежде всего, это та категория должностных лиц, которая распоряжается серьезными финансовыми потоками. И здесь возникают всевозможные соблазны при расходовании бюджетных средств, при заключении госконтрактов на проведение работ.

– Согласны ли с мнением, что с каждым годом преступления становятся все более изощренными, а преступники – изобретательными?

– Да, постоянно приходится использовать новые тактики и методики расследования преступлений. Потому что преступники совершенствуют свою преступную деятельность. Если раньше схема передачи денег была максимально простая – зачастую средства перечислялись на банковские карты и не составляло особого труда раскрыть схему обмана, то сегодня формы откатов меняются, привлекаются ряд аффилированных юрлиц, много преступлений сегодня совершается с помощью современных технических средств. Поэтому следователям приходится применять новые схемы работы, отслеживать современные тенденции.

– Какими качествами должен обладать следователь? Расскажите о специфике работы.

– Внимательность, отзывчивость по отношению к заявителям, принципиальность, профессионализм, ну и чистоплотность, ведь следователь СК имеет дело с коррупционными преступлениями. Специфика расследования транспортных происшествий требует наличия у следователя специальных познаний не только в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве, но и умения разбираться во множестве нормативных актов – это всевозможные приказы, уставы, ГОСТы, правила эксплуатации объектов транспорта, техническая документация. Специфика заключается и в том, что лица, совершившие преступления на объектах транспорта, зачастую находятся в движении, приходится организовывать проведение следственных действий не только в пределах обслуживаемой территории, но и по всей стране.

– Граждане, которым помогли, приходят лично поблагодарить?

– Да, приходят. Председатель СК ориентирует всех без исключений работников СК на двустороннюю связь с участниками уголовного судопроизводства. Поэтому количество личных приемов в органах СК растет с каждым годом. И следователи постоянно ведут диалог с потерпевшими – проводим личные приемы. Результатами личных приемов являются и новые уголовные дела, и те, которые находятся в производстве, но с учетом уже позиции потерпевших. И нередко удается достичь максимального результата в расследовании, принять меры не только по привлечению виновных к ответственности, но и по возмещению морального и имущественного вреда. Что в конечном итоге позволяет дать потерпевшему оценку нашей работе, и это тоже приносит нам, в свою очередь, моральное удовлетворение, когда благодарят люди за проделанную работу.

– Что пожелаете своим коллегам в наступившем году?

– Здоровья, сил, терпения, удачи. Работа не простая – сложная, требует как приложения физических усилий, так и максимальной концентрации.