Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы разбирали 19-ую главу Евангелия от Иоанна и добрались до того места, где Иисус умер.
Описанные события, как мы знаем, происходили в пятницу. Иудеи не хотели оставлять тела висящими на субботний праздник, потому просили Понтия Пилата перебить им голени и, тем самым, ускорить смерть. Когда воины, посланные Пилатом, пришли то выполнили его приказ только касательно двух других, висевших на крестах рядом, а Иисусу пробили ребра:
“Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьём пронзил Ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода” [Иоанн 19:33-34].
Интересно, что и в этих фактах евангелист находит подтверждение Ветхозаветных текстов:
“Ибо сие произошло, да сбудется Писание: «кость Его да не сокрушится». Также и в другом месте Писание говорит: «воззрят на Того, Которого пронзили»” [Иоанн 19:36-37].
Первый текст связывается с агнцем, которого приносили в жертву евреи перед исходом из египетского плена, и в честь чего они ежегодно празднуют Пасху. Там в указаниях Бога о том как готовить агнца, говориться:
“костей её не сокрушайте” [Исх. 12:46].
Таким образом, Христос уподобляется агнцу Божьему, которого приносят в жертву, чтобы освободить людей.
Вторая цитата отсылает нас к книге пророка Захарии глава 12 стих 10:
“А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нём, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце”.
Дальше апостол Иоанн подтверждает слова синоптических Евангелий о том, что Иосиф Аримафейский просил Пилата забрать тело. Добавляя, что тот был учеником Спасителя, но тайным. К нему присоединяется Никодим - один из фарисейских начальников, который как-то ночью приходил к Иисусу. Он принес ароматические масла:
“состав из смирны и алоя, литр около ста” [Иоанн 19:39].
Вместе они умаслили Христа, обвили пеленами и похоронили в гробу. Как мы уже знаем, это было скальное погребение, в саду, недалеко от Голгофы:
“На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором ещё никто не был положен” [Иоанн 19:41].
Они торопились, чтобы успеть до субботы:
“Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко” [Иоанн 19:42].
На этом заканчивается 19-ая глава Евангелия от Иоанна, осталось две. И в следующей публикации перейдем к 20-ой.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь