1958 год
СССР
(Продолжение. Начало смотри публикацию «Ввод в разработку агента «Орловой». Причина ввода», «Ввод в разработку агента «Орловой». Подготовка агента и создание ему легенды»).
Детальная разработка плана ввода «Орловой» в разработку Голоденко, хорошо отработанная линия поведения агента способствовали успеху этого мероприятия. После того как «Орлова» совместно с оперативным работником выехала в Купянск и ознакомилась с городом и местом, где якобы проживает её родственница, помещение её в районную больницу и знакомство с Голоденко Анисией осуществлялись в точном соответствии с планом. В донесении по этому вопросу агент «Орлова» потом сообщала:
"Примерно в 12 часов в палату вошла санитарка, в которой источник сразу опознала женщину, показанную на фотографии, то есть Голоденко Анисию, Когда Голоденко принесла обед, источник спросила, с каким мясом приготовлен суп. Голоденко ответила, что со свининой. Источник попросила суп отнести обратно. Голоденко начала доказывать, что свинина не жирная, но источник категорически отказалась и заявила, что свинину и сало не употребляет. После этого Голоденко сказала: "Сразу видно, что субботница". Источник на это ничего не ответила.
Вечером Голоденко принесла рисовую кашу и, подавая, заметила, что кушать всё же нужно, так как иначе можно ослабеть, если не будут приносить из дома продуктов. Источник сообщила, что она не местная, доставлена в больницу с поезда и здесь никого знакомых у неё нет. Тогда, же источник попросила Голоденко взять у неё деньги и купить что-либо из продуктов. Когда Голоденко забирала после ужина посуду, источник сказала: «Благодарю бога и вас!» Голоденко спросила: «Какого бога?» Источник ответила, что "бога Иегову". Услышав это, Голоденко чуть не выпустила поднос с посудой, присела на кровать и спросила: "Вы иеговистка?" Источник ответила утвердительно. Тогда Голоденко начала интересоваться, почему нельзя есть свинину; она, её сын и невестка тоже иеговисты, но свинину едят. Источник сказала, что она следует учению иеговистов-ильинцев, и рассказала основные особенности их веры. На вопрос Голоденко, читает ли она библию, источник ответила, что ильинцы признают из библии только откровение, а сами библии уничтожают. Услышав это, Голоденко пришла в ужас и заявила, что источник "находится в большом заблуждении...""
В дальнейшем сближение агента с Голоденко проходило так, как это предусматривалось планом. Голоденко еще в больнице познакомила «Орлову» с женой сына, которая затем приобретала и приносила агенту продукты. Через 4 дня «Орлова», заручившись согласием Голоденко помочь ей выехать из Волчанска, выписалась из больницы и остановилась в их доме. Находясь у Голоденко, «Орлова», строго придерживаясь отработанной линии поведения, сумела быстро заинтересовать собой Голоденко Петра. В спорах с Голоденко Петром по религиозным вопросам «Орлова» требовала подтверждения тех или других пропагандируемых им положений иеговизма. Голоденко, стремясь переубедить «Орлову», вынужден был прибегнуть к помощи имевшейся у него иеговистской литературы. Он достал несколько журналов «Башня Стражи»* и иеговистских брошюр и, оставив их на столе, отлучился. Однако агент никакого интереса к ним не проявила. Возвратившись, Голоденко передал агенту литературу для чтения и при этом предупредил, что за такие книги власти преследуют верующих и что поэтому нужно быть осторожной.
За трёхдневное пребывание у Голоденко агент настолько расположила хозяев к себе, что перед отъездом Голоденко Петр снабдил «Орлову» иеговистской литературой, рекомендуя еётщательно изучить. По утверждению Голоденко, знакомство с этой литературой поможет ей разобраться в своих заблуждениях и стать на истинный путь, «который и приведет к спасению».
Уже первое посещение «Орловой» семьи Голоденко подтвердило их причастность к секте иеговистов, наличие иногородних связей. Агенту удалось установить несколько неизвестных до этого сотрудникам КГБ адресов сектантов, с которыми велась переписка, по распространению запрещенной литературы. «Орлова» установила, что как Голоденко Пётр, так и его мать и жена враждебно настроены и допускают антисоветские суждения, то есть полностью подтвердила данные агента «Зимовской». Перед отъездом «Орлова» получила от Голоденко приглашение обязательно заезжать к ним.
При следующем посещении Волчанска, которое состоялось через месяц, агент, зная, что к Голоденко должен заехать при возвращении из исправительно-трудового лагеря (скор.: ИТЛ) знакомый ему иеговист, обратила внимание на одного человека, который так же, как и «Орлова», обращался к проводникам проходящего поезда с просьбой разрешить доехать от ст. Купянск до ст. Волчанск. Присущие агенту наблюдательность и умение делать логически правильные выводы из наблюдений заставили агента заинтересоваться этим человеком. Как потом сообщала «Орлова», сделав на основании своих наблюдений предположение, что этот человек возвращается из ИТЛ и, возможно, следует к Голоденко Петру, она нашла удобный предлог для знакомства с ним и, следуя с ним в поезде, выяснила, что его фамилия Апдрейчук и он действительно едет в Волчанск к Голоденко Петру.
В беседе с Андрейчуком выяснилось, что он встречался в ИТЛ с иеговистом-ильинцем Акименко, которого хорошо знала и «Орлова». Прибыв вторично к Голоденко с иеговистом Андрейчуком из Купянска (Андрейчук там делал пересадку на другой поезд), «Орлова» тем самым подтвердила, что посещает Волчанск в тех случаях, когда бывает у родственников. Кроме того, Андрейчук рассказал Голоденко, что «Орлова» хорошо знает ильинца Акименко, который под его влиянием в ИТЛ стал «свидетелем Иеговы». Это ещё больше укрепило положение агента «Орловой».
В процессе дальнейшего общения с Голоденко Петром агент умело разыграла постепенный отход от нльинцев и якобы стала сектанткой-исговисткой рутерфордовского направления. «Орлова» приобрела полное доверие разрабатываемых, установила лиц, с которыми они были связаны по преступной деятельности, каналы поступления иеговистской литературы и тайники, где эта литература хранилась. Выполняя задания, агент проявляла много находчивости, изобретательности, и это всегда приводило к хорошим результатам. За сравнительно короткий срок агент приобрела новые связи среди иеговистов Сталинской, Днепропетровской и других областей Украины, установила участников подполья на территории Харьковской области.
Поступившие от «Орловой» данные дали основание осуществить операцию «Убогие», в ходе которой были привлечены к ответственности многие иеговисты группы Голоденко. Характерно, что как в процессе следствия, так и после осуждения и направления в ИТЛ Голоденко продолжал отзываться об «Орловой» только положительно. При личном свидании со своей женой в ИТЛ Голоденко Пётр передал через неё несколько важных поручений для «Орловой» и связал её с руководителем группы иеговистов в Сталинской области. Удачный ввод «Орловой» в иеговистское подполье расширил её возможности, и она успешно использовалась много лет по этой линии работниками КГБ для контроля над иеговистами Украины.
(Источник: Н. Нижегородцев)
* Центр издания находится в городе Бостон, США.