Найти в Дзене
Пограничный контроль

Сеанс с разоблачением

Зло разрушительно, безумно и бессмысленно, и не приносит никому совершенно никакой пользы, включая самого злодея. Более того – подобно антиматерии, поглощающей все сущее, зло разъедает и разрушает самого злодея, его личность, его человеческую сущность, его творческое начало, его таланты. Все мы за последние годы, к примеру, были свидетелями тому, как переход на «темную сторону» полностью уродовал и искажал личности давно нам известных и кем-то даже любимых артистов, певцов, писателей и т. д., лишая их и привлекательности, и харизмы, и былого мастерства.

Это справедливо абсолютно для всех видов деятельности, профессий и типов личности – невозможно вступить на путь зла, целенаправленно и упорно, без рефлексии и угрызений совести идти по нему, и при этом оставаться яркой, цельной, блистательной, талантливой и харизматичной личностью. За сделку с дьяволом приходится обычно платить очень дорого – утрата собственного уникального «я» и есть эта цена. Почему люди идут на эту сделку – очень хороший вопрос, не раз поднимавшийся в литературе и драматургии, и ответ на него, по сути, можно свести к простой формуле – зло умеет притворяться тем, чем оно не является, и вводить даже очень достойных людей в заблуждение.

almode.ru
almode.ru

Чтобы противостоять злу и уберечь себя от этой сделки, достойно пройти свой жизненный путь и остаться собой, нужно быть очень сильным и смелым – и эта сила и смелость не даются никому от природы, их, как мускулатуру, нужно ежедневно развивать и тренировать. Не будешь развивать – потеряешь в себе способность противостоять искушению и станешь легкой добычей для зла. В наше преисполненное символизма время, воля ваша, есть нечто жуткое и сверхъестественное в том, что играющий Воланда в спектакле «Мастер и Маргарита» Дмитрий Назаров сумел этому искушению противостоять, а наш любимый Константин Хабенский, который в спектакле не играет, но которого так легко можно было бы представить в образе Иешуа – нет.

Фрагмент из спектакля "Мастер и Маргарита", фото с сайта www.mxt.theater
Фрагмент из спектакля "Мастер и Маргарита", фото с сайта www.mxt.theater

Чем еще так коварно зло, поселившееся в человеке? Тем, на мой взгляд, что оно бесстыдно и разоблачительно. Любому злодею – и опытному, и только начинающему – трудно удержать свое сокровенное «я» в своих личных границах, потому что каждый акт злодейства выставляет тебя напоказ. Это добро можно делать так, что о самом тебе, о твоих личностных особенностях никто никогда не узнает – можно даже скрыть от широкой общественности, что именно ты являешься главным актором какого-то конкретного доброго дела. Творя добро, добрый человек всегда сохраняет свои личные границы и неприкосновенность своего «я».

С злом это невозможно, потому что любое злодейство, по сути – это «сеанс черной магии с разоблачением». Как бы не старался злодей притворяться хорошим или перекладывать ответственность за содеянное на других, любое злодеяние словно подсвечивает и его самого, и его низменные качества, сделавшие это зло возможным – трусость, слабость воли, алчность, зависть, мстительность, злопамятность, беспринципность, цинизм, безответственность etc., имя им легион.

Любое злодеяние, даже небольшое, не говоря уж о беспрецедентном, творящимся в наши дни, и является, собственно, демонстрацией того или иного низменного качества, само совершение зла является проявлением человеком своей натуры, скрыть которую при всем желании невозможно. Творя зло, злодей утрачивает личные границы, сам их уничтожает, срывая с себя былые, самые прочные и красивые покровы благопристойности.