Мы уже упоминали Зигмунда Фрейда в ряду других «философов подозрения», наряду с Марксом и Ницше.
Фрейд заподозрил, что мыслями и действиями человека управляет неподконтрольная сознанию часть психики. Эту теорию развил и усовершенствовал швейцарский философ и психиатр Карл Густав Юнг (1875 – 1961).
Он утверждал, что психика человека состоит из трёх слоёв:
Сознание — это те содержания психики, которые мы осознаём; они ясны для нас, и мы можем их рассматривать, анализировать, использовать. Можно сказать, что сознание — это территория рационального мышления.
Эта территория ограничена, так как в нашей психике есть такие глубокие слои, до которых наше сознающее «я» при всём желании не может добраться. Эти недоступные сознанию слои психики Юнг назвал «личным бессознательным» и «коллективным бессознательным».
Личное бессознательное — это неосознаваемые содержания психики, которые принадлежат человеку как отдельной личности. В личном бессознательном хранится информация о том, что с вами случалось на протяжении вашей жизни, но по различным причинам оказалось в тех слоях психики, которые лежат глубже сознания.
Содержание личного бессознательного формируется четырьмя основными путями: забывание, вытеснение, неосознанное восприятие и рождение новых содержаний непосредственно в бессознательном.
Информация, находящаяся в личном бессознательном, сугубо индивидуальна — ведь она накапливается там по мере того, как вы проходите ваш единственный и неповторимый жизненный путь. Поэтому личное бессознательное, допустим, Вячеслава отличается от личного бессознательного Никиты или Ирины так же сильно, как отличается друг от друга их сознание.
Существует ещё более глубокий слой психики, который, в отличие от сознания и личного бессознательного, абсолютно одинаков у всех людей. Он называется коллективным бессознательным.
Коллективное бессознательное состоит из энергетически насыщенных базовых психических паттернов, которые свойственны абсолютно каждому человеку — независимо от его расы, нации, культуры, уровня интеллекта, воспитания, социального происхождения и так далее. Эти общие для всех людей психические паттерны Юнг назвал архетипами. Идея об их существовании — ядро теории Юнга, его главное прозрение, которое оказало огромное влияние на философию и психологию XX века.
Архетипы — это встроенные в психику каждого человека универсальные формы восприятия, осмысления и реагирования на каждую из типичных ситуаций и фигур, с которыми люди имеют дело от начала времён. Это ситуации конфликта, победы, поражения, потери, находки, преследования, влечения к кому-либо или чему-либо и так далее. Это фигуры отца, матери, друга, врага, мудреца, предателя и многие другие.
Тот или иной архетип (или целая группа архетипов) периодически захватывает сознание, вследствие чего «я» человека будто становится на рельсы, по которым скользит по заранее очерченному пути, не в силах сойти с него. В такие моменты рациональное мышление отступает на задний план. Например, когда кто-то захвачен архетипом врага, то есть поглощён ненавистью к другому человеку, бесполезно объяснять, что с рациональной точки зрения этот человек не заслуживает такого отношения.
Иными словами, в глубинах психики человека, в коллективном бессознательном обитают могучие «внутренние демоны», которые неизмеримо сильнее маленького человеческого «я».
Эти насыщенные энергией психические формы могут в любой момент взять «я» человека под свой контроль и заставить верить во что угодно и делать очень странные, а иногда и поистине чудовищные вещи.
Такого рода психоз может быть не только индивидуальным, но и коллективным, в него могут быть втянуты миллионы людей — вспомните Вторую мировую или террористов, готовых умирать за совершенно иррациональные бредовые идеи.
Итак, согласно Юнгу, психика человека включает в себя сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Конечно, личное бессознательное по-своему интересно, но главным открытием Юнга стало именно коллективное бессознательное, населённое вечными архетипами и незримо влияющее на сознание человека.
Не только ни один серьёзный философ или психолог, но и ни один искусствовед и культуролог со времён Юнга и до наших дней просто не может обойтись в своих размышлениях без апелляции к коллективному бессознательному. Идея о существовании архетипов — одна из тех грандиозных идей, которые совершили поистине революционный переворот в понимании внутреннего мира человека и восприятия им окружающей реальности.
* * *
Мои книги по психологии и философии можно приобрести во всех серьёзных книжных розничных и интернет-магазинах, например, здесь.