Фотография Тирачарда Кумтанома с сайта Pexels
Когда вы фотографируете, важно помнить, что ваша камера не всегда может сфокусироваться именно на том месте, на котором вы хотите. Это называется смещением фокуса, и оно может стать настоящей проблемой, когда вы пытаетесь сделать хорошую фотографию. В этой статье мы обсудим, что вызывает смещение фокуса и как с ним бороться при съемке.
Каковы симптомы смещения фокуса?
Смещение фокуса можно распознать по симптомам, описанным ниже. Если объектив откалиброван и хорошо работает на широкоугольной диафрагме, но не на слегка зауженной, значит, у него есть смещение фокуса. Я почти всегда замечаю смещение фокуса при съемке портретов. Когда фокусируешься на глазах, из-за смещения фокуса он перемещается на ресницы.
Нельзя обойти смещение фокуса, переключившись на ручную фокусировку. От сдвига фокуса можно избавиться, только если использовать одну и ту же диафрагму для фокусировки и съемки. Большинство камер так не работают.
В основном это проблема простых объективов с максимальной диафрагмой шире f/2. Макрообъективы, как правило, имеют для этого коррекцию. Они должны правильно работать при очень малой глубине резкости. Объективы, ориентированные на видеосъемку, часто демонстрируют заметное смещение фокуса при использовании в фотографии. При работе с видео фокусировка происходит на той же диафрагме, на которой и съемка. Поэтому в видео это не является проблемой, а при разработке видеообъективов производители отдают предпочтение другим факторам. Это также не зависит от цены: Canon EF 50mm f/1.2 имеет сдвиг фокуса, а Sigma 50mm f/1.4 Art - нет.
Не путайте смещение фокуса с несоосностью
Более заметной и похожей проблемой является смещение фокуса в цифровых зеркальных камерах. Эта проблема возникает, когда объектив и камера не откалиброваны вместе. Критическое различие заключается в том, что несоосность влияет на плоскость фокусировки при любой диафрагме. Смещение фокуса, с другой стороны, портит ситуацию только на широкой диафрагме, но не на самой широкой.
В большинстве камер несоосность легко исправить. Canon, например, имеет встроенную функцию AF Microadjustment. Sigma предлагает USB-док-станцию, позволяющую точно настроить индивидуальную копию объектива Sigma. В случае со смещением фокуса этого сделать нельзя. Решения существуют, но они либо слишком скрупулезны, либо вообще не связаны с настройками камеры.
Почему существует сдвиг фокуса
Смещение фокуса является следствием неисправленной сферической аберрации. В идеальном объективе лучи света из плоскости фокусировки сходятся в одной точке. В результате получается чистое, резкое изображение, на котором все находится в фокусе. Но объективы никогда не бывают идеальными. Сферическая аберрация в той или иной степени затрагивает их все. Ее можно скорректировать до незаметного уровня. Этого можно добиться с помощью асферических элементов и дополнительных покрытий.
Но они всегда были дорогими. Настолько дорогими, что даже флагманский 50-мм объектив Canon не имеет асферических элементов. (Они начинают появляться в потребительских объективах. Так что в будущем мы можем ожидать значительного улучшения). Без асферических элементов лучи света не сходятся в одной точке. Вместо этого, особенно при самой широкой диафрагме, они слегка рассеиваются. Это рассеивание приводит к более размытому изображению, чем меньше диафрагма. Но, что более важно, это также приводит к другой плоскости резкости. По отношению к уменьшению диафрагмы, она находится дальше.
С этим связана большая проблема.
В фотографии мы фокусируем объектив на максимальной диафрагме. Для этого есть много причин:
- Больше света. В более ярком видоискателе лучше видно изображение, что помогает при ручной фокусировке. В режиме live view изображение менее шумное. Система автофокусировки также более точна при ярком свете.
- PDAF работает экспоненциально лучше. Системы автофокусировки с фазовой детекцией работают хуже при узких диафрагмах, поскольку разница фаз меньше.
- Меньшая глубина резкости. Можно четко видеть зону фокусировки, когда она мала. При узкой диафрагме придется больше гадать, чтобы найти правильный фокус.
Однако мы часто уменьшаем диафрагму, чтобы получить более резкое изображение. Фактическое закрытие диафрагмы происходит только тогда, когда нажимается кнопка спуска затвора. В этой ситуации мы фокусируемся на более широкой диафрагме, чем та, на которой происходит съемка. И если эта широкая диафрагма имеет другую фокальную плоскость, чем та, на которой мы снимаем - что ж, фокус сместится. Как я уже упоминал выше, асферические элементы наиболее эффективно исправляют эту ситуацию. В таких объективах свет, исходящий от сфокусированных объектов, сходится в одной точке. (Или, по крайней мере, в почти точечной области).
Как избежать смещения фокуса?
Существуют варианты, позволяющие избежать смещения фокуса. Мне не нравится большинство из них, но их полезно знать.
Избегайте затронутых апертур
Проблема затрагивает только несколько ступеней диафрагмы. Она не влияет на широко открытые диафрагмы, но также затрагивает диафрагмы выше ~f/2. При таких значениях глубина резкости достаточно велика, чтобы охватить и смещенную, и исходную плоскости фокусировки. Поэтому можно не снимать на проблемных диафрагмах.
Фокусируйтесь при минимальном значении диафрагмы
Фокусировка при минимальном значении диафрагмы имеет серьезные ограничения. Для этого придется фокусироваться вручную, удерживая кнопку предварительного просмотра DoF. При этом нельзя использовать автофокус. Не из-за физических ограничений - он заблокирован.
Во многих камерах нет другой возможности уменьшить диафрагму, кроме как удерживать кнопку DoF. Чтобы ее уменьшить и заблокировать, придется нажать кнопку и повернуть объектив, чтобы остановить электронное управление. Это относится ко всем объективам Canon. У меня нет большого опыта работы с другими брендами, но я подозреваю, что большинство камер имеют это ограничение.
В Panasonic GH5 (и в большинстве других камер Panasonic) есть возможность зафиксировать диафрагму в остановленном положении. Это стало для меня приятным сюрпризом. Опция называется «Constant Preview» (Постоянный предварительный просмотр), и она доступна в ручном режиме.
Узнайте свой объектив
Лучшее решение - изучить поведение своих объективов и фокусироваться в соответствии с ним. Этот процесс долгий, но полезный, поскольку можно поддерживать скорость работы. Как только вы узнаете, на сколько смещается объектив при определенных диафрагмах и расстояниях до объекта, сможете компенсировать это.
На объективе 50mm f/1.2 это выглядит примерно так:
Объект находится на расстоянии 1 м от камеры. Я устанавливаю диафрагму на f/1,8, чтобы увеличить резкость. Я понял, что при такой настройке мне нужно сфокусироваться на полдюйма позади того места, где я хочу получить реальный фокус.
Вы можете сделать то же самое для своего оборудования.
Фото Ариса Иоакимидиса с сайта Pexels
Заключение
Смещение фокуса - это не та проблема, которая может кардинально повлиять на фотографии, но о ней нужно знать. Это может быть очень неприятно, когда покупаешь объектив за четырехзначную сумму, а он не фокусируется при f/1.6. Если причина не в неправильной калибровке, то это смещение фокуса, и теперь вы знаете, как с этим бороться.
Автор статьи: Гэйбор Хольцер
Еще больше интересных статей читайте в нашей группе и на сайте www.pano-maker.ru
Если вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал!