Российские телеги начала XIX века в рисунках Аткинсона
Аткинсон выделяет три типа телег – «обычную», смоленскую и украинскую.
«обычная телега»
Описание Аткинсона: Телега кажется совсем «усталой», однако их маленькие колеса максимально прочны, ступицы чрезвычайно длинны, чтобы избежать перенапряжения из-за глубокой колеи. А так же из-за того, что оси деревянные и очень непрочные. Вся конструкция очень легкая, берет вес 20-25 пудов (320-400 кг) на одну лошадь или 30-40 (480-640 кг) на две. Поездка из Петербурга в Москву длится 12…15 дней и стоит 1 рубль за пуд. Один кучер может управлять до четырех телег. Телеги объединяются в обозы.
На рисунке – телега с полукруглым кузовом в виде «колыбели». Кузов решетчатый, обтянут сетью, т.к. груз – легкий. Как видно Аткинсон обращает внимание на чрезвычайно длинные ступицы, связанные с деревянными осями без металлических втулок. Подобные ступицы можно увидеть на самом разном русском гужевом транспорте вплоть до начала XX века.
Смоленская телега
Описание Аткинсона: Смоленская телега более близка к польским, чем к обычным российским телегам. Она меньше по размеру и отличается констуркией кузова – два вертикальных борта вместо «колыбели». Назначения телег одинаковое. Такие телеги широко используются на Украине для перевозки поклажи погонщиков скота.
Как видно по рисунку – конструкция отличается от обычной телеги только конструкцией кузова – решетчатые борта вместо «колыбели». Примерно через полвека такой вид кузова станет основным в России, а «колыбели» в грузовых телегах исчезнут.
Украинская телега
На рисунке - Украинские прегонщики скота. Перегоняют скот на рынки Петербурга или Москвы.
Телега на заднем фоне и отличается от смоленской только вертикальными балками, соединяющими концы осей и верх кузова телеги. На рисунке телега запряжена волами - это связано с перегоном скота. при перевозке грузов телега могла запрягаться и лошадьми.
Оглавление