О планах военного преступника Адольфа Гитлера пытались узнать многие. Не только в СССР, но и в Англии, во Франции. В принципе, умные люди понимали, что Адольф не будет спокойно строить национал-социализм в отдельно взятой стране. Гитлеру нужны были новые земли, ресурсы и люди. Последние – в относительно небольшом количестве.
Многие пытались предсказать, как будет действовать Адольф. Хорошо это получилось у капитана Александра Нелидова – человека, который был агентом нескольких разведок.
Несостоявшийся дипломат
Александр Нелидов родился в самом конце 19 века в семье чиновника, работающего в сфере международных отношений. Сам наш герой тоже хотел стать дипломатом. Не вышло. По объективным причинам: император отказался от престола, Российская империя стала разваливаться на глазах.
Нелидов понимал, что с большевиками ему не по пути, поэтому Нелидов воевал под командованием генерала Антона Деникина. А, когда белые стали сдавать – бывший капитан эмигрировал. Он отправился в Англию, где Нелидова завербовали и забросили в Германию.
Какое-то время эмигранту хорошо удавалось вести свою шпионскую деятельность. Когда к власти в Германии пришел Гитлер, то его арестовали и бросили в концлагерь. Там Нелидов прожил какое-то время. Позже мужчину выпустили на свободу.
Более того: с Нелидовым связались представители Абвера – немецкой разведки, которая перед 1941-м считалась одной из лучших в мире.
Шпион, как ни странно, согласился работать на Абвер.
Странным, впрочем, это может показаться, если не знать, каким Нелидов был человеком. К своей деятельности он относился как работе. Ничего личного. Кто больше предлагал, кто обещал большее – к тому наш герой и нанимался.
Однако иметь такого агента было риском для любого государства. Нелидов часто работал сразу на две разведки. Когда его завербовали немцы, капитан навел мосты с Советским Союзом.
Считается, что Нелидов больше помогал Советскому Союзу, чем Германии. Немцы это подозревали, но никаких особых мер в отношении шпиона не принимали. В СССР к разведчику относились настороженно. Внешность его была подозрительной. Нелидов, как замечала его куратор Зоя Воскресенская, был мужчиной в возрасте около 50 лет, невзрачным, с короткими стрижеными волосами. При этом агент был стоящий. Причем Нелидов умел не только собирать информацию, а еще и анализировать её.
Предсказания
Бывший капитан предвидел несколько вещей, которые и произошли в действительности. Например:
1. В том, что Адольф Гитлер бросит свои войска на СССР, у Нелидова никаких сомнений не было. Когда Гесс отправился с визитом в Англию – всё стало понятно.
2. Не сомневался Нелидов и в том, что Советский Союз понесет большие потери.
3. Высказывался агент и о взятии Харькова. Он считал, что немцы легко возьмут город за 5 дней. Получилось – шесть.
4. Александр Нелидов говорил, что, никакого «Блицкрига» у немцев не выйдет. Причину называл самую простую: если немцы начнут стремительно наступать, то их войска растянутся. Тылы не будут успевать. Фронт растянется. И это будет в пользу Советского Союза, Красной армии. Так и вышло.
Также Нелидов предсказывал, что, если за два месяца гитлеровцы не овладеют всеми крупными советскими городами, то Германия в войне не победит.
С Нелидовым общались выдающиеся советские разведчики, в том числе и Судоплатов. Но бывшему царскому офицеру не все верили. А ведь Нелидов оказался, к счастью, прав. Немцы не смогли одолеть Советский Союз.
Нелидов после этого обосновался в Турции, где уже проживал определенное время. Шпион планировал связаться с английской разведкой. Но западные спецслужбы, зная биографию Нелидова, не хотели с ним связываться.
Пик успешности прошел. Шпион загрустил и свел счеты с жизнью. Впрочем, если учитывать, чем занимался Нелидов, работая на разные разведки, то, вполне возможно, что его ликвидировали.
В советской картине «Бриллиантовая рука» Шеф произносит такую фразу: «Как говорил мой приятель (покойный): «Я слишком много знал». С Нелидовым случилось, видимо, то же самое, что и с приятелем Шефа. Однако доказательств тому нет. И не будет. Не такой уж значимой фигурой был этот агент, который работал на несколько очень сильных разведок.