К татуировкам в нашей стране отношение менялось от века к веку. Или чуть реже. Начнем с языческих времен. Обращу внимание, что многие теперь это не называют язычеством, говоря о родноверии. Используется также термин: «Славянское неоязычество».
Не хочу никого обижать. Но и не планирую выявлять между всем перечисленным разницу. Я бы в статье продолжила употреблять термин «язычество». Потому что он более привычный, потому что «язычество» - в широком и стереотипном смысле – это поклонение некоему пантеону дохристианских богов.
Поэтому, с вашего позволения, я буду называть древних славян, которые еще тогда не приняли христианства, язычниками.
Эти люди делали большое количество татуировок на теле. Наносили на себя защитные символы, какие-то важные вещи, обереги и так далее.
Арабский путешественник Ибн Фадлан в своем труде «Большое путешествие на Волгу», рассказывал о встречах с язычниками, у которых руки были «изрисованы» от кончиков ногтей и до самой шеи.
На коже были изображены деревья, знаки рода и многое другое. Славяне считали, что эти рисунки их защищают, оберегают, делают лучше.
Несколько веков жители Руси ходили с татуировками, а потом перестали их делать.
В христианские времена
Наверное, вы прекрасно помните дату крещения Руси. На наши земли пришло христианство, православие. Поменялись некоторые правила жизни. Веру в идолов приветствовать на государственном уровне перестали. Людям рассказали, что Бог – он один, хоть и состоит из трех частей: Отца, Сына и Святого духа.
Стало быть, с тех пор поклоняться идолам и всяким-там существам перестали. Жителям Руси теперь надлежало ходить в церковь, молиться Иисусу Христу и так далее.
Татуировки-обереги особо не приветствовались. Да и против «нейтральных» наколок церковь тоже возражала.
Рекомендовали оставлять тело чистым, молиться Господу, отмечать великие праздники – как Рождество.
Моду вернул Пётр Первый.
Традиции Петра
Как известно, царь однажды уехал в долгое путешествие по Европе. Оттуда он привез ряд интересных вещей: табак, картофель и… татуировки.
В Европе их делали не всем, а только людям определенных профессий и должностей. И в России татуировками увлеклись не все. Вторая волна пошла, однако она была не такой уж массовой.
Например, старались не делать татуировок люди из высшего общества Им это было не по статусу.
Если очень хотелось, то можно было сделать тату в каком-то месте, которое регулярно скрыто под одеждой.
У Николая Второго была татуировка – изображение дракона. Мало кто о ней знал. Николай Александрович, будучи всего лишь цесаревичем, распорядился, чтобы ему сделали этот рисунок. Татуировка появилась, когда будущий император путешествовал по Японии.
Такое людям из высшего общества дозволялось. Если дракон был «набит» в Японии, в другой азиатской стране, то это уже не любовь к татуировкам, а своего рода «коллекционирование» - вещь, связанная с памятью.
Съездил человек в Японию, ему там сделали татуировку, он теперь, когда видит рисунок, сразу вспоминает о своем путешествии.
Кстати, татуировка присутствовала на теле графа Толстого. Но не Льва Николаевича, не Алексея Николаевича, а графа Фёдора Толстова, который прославился в роли дуэлянта, игрока и любителя путешествий.
Солдаты Петра
Помечать каким-то образом рекрутов – традиция, которая существовала еще до того, как Пётр Алексеевич взошел на престол.
Изначально кожу на запястье надрезали: крест-накрест. В образовавшиеся углубления втирали порох. Потом всё это дело заживало, а цвет креста оставался темным.
В петровские времена эта практика стала особо популярной. Однако надрезы уже не делали. Использовали специальное приспособление для простановки «штампов». Применяли также краску, состоящую из смеси туши и красителя темного цвета.
В петровские времена считалось, что татуировка – это что-то, сродни клейму, которое в одно время на Руси преступникам ставили на лицо, а позже – на руку.
Потом придумали «фиксировать» рекрутов, делая им тату на запястье. Более гуманно, быстро и почти безболезненно.