Я вот чего подумал. А что это мы всё о знаменитых художниках, да о знаменитых? Ведь картины писали не только французы. Поэтому предлагаю познакомиться с творчеством менее известных у нас мастеров. Историческая живопись, к примеру, весьма популярна в США. О, по патриотическому пафосу она там ничуть не уступает шедеврам соцреализма, и настолько набила оскомину простым американцам, что порою становится объектом пародий. Вот, к примеру, фильм "Нэнси Дрю", где главная героиня в исполнении Эммы Робертс использует своих друзей в качестве моделей, чтобы воспроизвести одну из самых значимых в США картин - "Вашингтон переправляется через Делавэр" (Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Её автор, Эмануэль Лойце, считается выдающимся американским художником, хотя он родился и до девяти лет жил в Германии.
Но почему именно этот эпизод Войны за независимость США стал для американцев хрестоматийным? Британия не держала в американских колониях серьёзных вооружённых сил, поэтому поначалу дела повстанцев складывались вполне неплохо. Среди них было немало людей, принимавших участие в войнах с французами и индейцами в рядах королевских войск. Достаточно сказать, что первым противником Джорджа Вашингтона являлся главнокомандующий британскими войсками в Северной Америке Томас Гейдж, с которым они бок о бок сражались при Мононгахеле во время Семилетней войны.
Однако с прибытием в Новый свет регулярных британских частей оказалось, что боевого опыта американских фермеров недостаточно. Им предстояло ещё освоить стратегию и тактику, научиться управлять войсками. 27 августа 1776 года Вашингтон потерпел сокрушительное поражение в Лонг-Айлендском сражении от нового британского главнокомандующего Уильяма Хау. После этого распоясавшийся Хау стал громить американцев везде, где только мог их поймать. Вскоре он прижал Вашингтона к реке Делавэр, не давая соединиться с ним другим повстанческим отрядам. Чтобы избежать полного разгрома, американцам пришлось отступить за реку.
Итак, британцы захватили Нью-Йорк. Их десятитысячная армия стояла на берегу Делавэра, который мог со дня на день замёрзнуть - конец декабря как-никак. А на другом берегу реки Вашингтон собирал остатки своих разгромленных войск. Набралось тысяч пять, не больше. Это всё, чем ему предстояло прикрывать столицу юного государства, город Филадельфию, от превосходящих сил неприятеля. Война за независимость подошла к своему трагическому финалу. Ну так, по крайней мере, казалось британцам.
И тогда будущий первый президент США решился даже не на безумие - на самоубийство. По Делавэру плыли льдины. Именно они не позволяли Хау начать наступление на Филадельфию. В Рождественскую ночь 25 декабря, несмотря на дождь пополам со снегом, повстанцы начали переправляться через реку. В это время в городе Трентон гессенские наёмники спокойно праздновали Рождество. Они ещё не знали, что на следующую ночь две трети из них заснут пленниками повстанцев. Вы смотрели фильм ужасов "Сонная Лощина" с Джонни Деппом? Так вот кровожадный всадник без головы в этом фильме как раз был из гессенских наёмников - именно такими их запомнили американцы.
Пока Хау прибывал в шоке от известий из Трентона, американцы в течение января разгромили ещё несколько вражеских отрядов. Вместо наступления на Филадельфию британцы отступили в Нью-Йорк на зимние квартиры. Нет, они ещё не догадывались о грядущем поражении, но уже понимали, что подавить восстание в зародыше не удалось, что началась настоящая война с противником, который не собирается сдаваться.
Так почему же картина Лойце так популярна в США? Потому, что изображённый на ней человек шагнул в лодку главарём банды вчерашних фермеров, а вышел из неё полководцем и командующим армией нового государства. Это было первое стратегическое решение и первая серьёзная победа Джорджа Вашингтона, ставшая его первым шагом к победе в войне.
А ещё потому, что в ту ночь кроме Вашингтона через Делавэр переправлялись будущий 5-й президент Джеймс Монро, будущий министр юстиции Джон Маршалл, будущий государственный казначей Александр Гамильтон, будущий президент Конгресса Артур Сен-Клер - те, кому предстояло после победы строить новое государство.
Картина, конечно, далека от исторических реалий. Переправа осуществлялась ночью и на судах куда более внушительного размера. Да и Вашингтон в такой позе просто вылетел бы за борт и перевернул лодку. В общем, нестыковок тут вагон и маленькая тележка. Но на полотнах такого рода традиционно красивый жест и героическую позу предпочитают ни то, что истории, но даже физике.
PS: А ещё репродукция этой картины в школьных учебниках нередко подвергалось цензуре. Цепочка от часов на штанах Вашингтона висит уж больно в интимном месте.
Читайте в этом цикле: