Найти тему
Sola Gratia

Как дойти до конца?

📆 25.12.2022

📖 Гал 5:7-12

👤  Петлин Сергей

Когда я еще не был христианином, я познакомился на катке с человеком, который представился пастором пятидесятнической церкви. Буквально через три года я узнал, что он раздает все свои христианские книги за ненадобностью. Он не только не был больше пастором, он также не являлся и христианином. Через два года после того, как я сам уверовал во Христа, я был с супругой на отдыхе в Боровом. Там мы познакомились с человеком, с которым пытались делиться вестью о Христе. На второй день общения этот человек признался, что он в свое время закончил семинарию, но теперь он больше не считает себя верующим человеком. Тогда же, в Боровом, с нами отдыхала семья, муж в которой был дьяконом церкви и на тот момент уже закончил библейский колледж. Через несколько лет я узнал, что этот человек был отлучен от церкви (где был дьяконом). Потом он стал членом пятидесятнической церкви. И совсем недавно мне стало известно, что теперь он больше не является пятидесятником, ведет мирской образ жизни и иногда посещает православный храм.

Джон Стотт, написавший прекрасный комментарий на Послание к Галатам (которое мы изучаем), в какой-то момент стал верить, что Адам – это потомок обезьяны. В конце жизни он уже не верил в вечность ада. Билли Грэмм, всю жизнь проповедовавший спасение через крест Христа, в конце жизни заявлял, что спасутся представители всех религий, нужно только быть искренним. И таких историй предостаточно.

Сколько существует христиан, которые продолжают посещать церковь, но уже давно не получают радость во Христе? - Они мучаются каждый раз, когда в воскресенье им в очередной раз нужно идти в церковь. Они уже давно не учат своих детей евангельским истинам, не говоря уже о том, чтобы свидетельствовать о Христе незнакомым людям. Они больше поглощены мыслями о материальных приобретениях, нежели тем богатством, которое имеют верующие во Христе (1Кор.1:5; Еф.1:3). Что произошло со всеми этими людьми? Ведь не так начиналось их христианство? На основании имеющегося у нас учения о стойкости святых мы можем смело сказать, что, скорее всего, многие из них никогда не имели спасительных отношений со Христом (Мф.7:22-23). А те, которые все же спасены, по благодати Божьей дойдут до конца и в конце концов будут со Христом, однако жизнь некоторых их них такова, что от былой радости во Христе не осталось и следа. Хотели ли они оказаться в этом положении в начале своего христианства? - Конечно нет. Что-то произошло на их христианском пути. Их отпадение произошло не сразу. В какой-то момент их христианства они пошли ложным путем, который привел их к плачевному состоянию.

Никто из нас не хочет потратить свою жизнь на то, чтобы в конце жизни остаться у разбитого корыта. Никто не планирует всю жизнь называться христианином, а на пороге перехода в вечность разочароваться в вере и остаться без надежды. Мне очень сильно врезался в память эпизод из жизни Ивана Паульса, основателя «Библейской миссии». В своей книге он рассказал о последних словах своего отца, христианская жизнь которого, в конечном итоге, была полностью разрушена. Перед смертью он сказал сыну: «Я верю Христу, что Он спас меня, но в моем христианстве нет плода». Можно, конечно, спорить о том, спасен ли человек, у которого нет плода христианской жизни, но, так или иначе, к концу своей жизни он был полностью разочарован в своем христианстве.

Как же нам пройти христианское поприще и не только не разочароваться в вере во Христа, но и остаться непоколебимо уверенными в своем спасении в конце жизни? Из текста, на который будет звучать сегодня проповедь, мы можем взять несколько уроков, чтобы не преткнуться и не свернуть на путь, в конце которого только разруха и пагуба.

В Послании к Галатам 5-й главе с 7-го по 12-й стихи читаем:

«7Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине? 8Такое убеждение не от Призывающего вас. 9Малая закваска заквашивает все тесто. 10Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение. 11За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы. 12О, если бы удалены были возмущающие вас!».

Из прочитанного текста мы можем выделить два урока, помогающих не свернуть на путь погибели.

ПЕРВЫЙ УРОК:

Будьте покорны истине несмотря ни на что!

1. Быть покорным истине несмотря на то, во что верят знаменитости

В 7-м стихе Павел спрашивает у уклоняющихся в сторону иудействующих христиан: «Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?». Мак-Артур перефразировал слова Павла следующим образом: «Как вы могли позволить этим людям опровергнуть то, чему я – Павел – тщательно учил и что вы с готовностью приняли как Божье Слово?» Как такое могло произойти? Почему Галаты начали слушать лжеучителей?

Дело в том, что лжеучителя пришли в Галатию так же, как они приходили в Антиохию, с демонстрацией собственной значимости, так что оказали влияние и на Петра. В Гал.2:12 читаем: «Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, (Петр) ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных». Даже апостолы были вынуждены написать галатийским церквам, что они не посылали этих людей: «Поелику (так как) мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас [своими] речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали» (Деян.15:24). Тем не менее, галаты стали внимать речам лжеучителей, потому что им показалось, что, поскольку эти люди знаменитые, тем более – направленные к ним самим Иаковым – им можно доверять. Они могли думать: «Эти учителя пришли от Иакова, а он – брат Христа, первый пресвитер в Иерусалиме и написал боговдухновенное послание. Эти люди от него. К тому же, они говорят о Боге, о Христе, о святости, о церкви, о преемственности от Авраама. Как мы можем им не верить?»

Галатийские христиане поверили лжеучителям из-за их статуса. Все ереси получают распространение в основном через знаменитых людей. Также знаменитые университеты, колледжи, семинарии – это потенциально опасные места, потому что в них преподают люди с докторскими степенями. Докторская степень зачастую действует магически на умы людей, так что таких людей слушают без критической оценки. Нечто подобное произошло с галатами. «Кому тогда верить нам? - спросите вы, - если даже в христианстве от знаменитых и образованных людей нередко исходит опасность? Как вообще можно быть уверенным, что находишься на верном пути, а не заблуждаешься? Если заблуждаются даже известные и ученые люди, то что уж говорить о нас, простых верующих?» - Очень важные вопросы. На них необходимо дать ответы. И, как мы можем видеть, Писание дает ответы на них.

Посмотрите на сказанное в 7-м стихе: «…чтобы вы не покорялись истине». Павел в этой фразе по умолчанию опирается на несколько утверждений, без которых преданность истине не имела бы смысла. Во-первых, истине нужно покоряться(!); Во-вторых, никто из людей не определяет истину. Истина существует вне всяких человеческих авторитетов. Поэтому Павел противопоставляет тех, кто смутил Галатов, и проповедуемую им истину. Галаты должны были во свете истины посмотреть на смущающих их людей. Они должны были продолжать покоряться истине, а не следовать призывам искажающих ее учителей. В-третьих, истина доступна каждому верующему, даже не имеющему специального богословского образования. Чтобы знать истину, которой необходимо повиноваться, не нужно учиться в семинарии.

И тут перед нами возникает главный вопрос: «А что есть истина?» В седьмом стихе Павел не вводит какое-то абстрактное понятие истины. Он говорит об истине, как о неотъемлемой составляющей подлинной христианской жизни, непосредственно влияющей на спасение. В начале послания он уже писал о сути этой истины. Посмотрите на сказанное в Гал.2:5 «мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас». Итак, речь идет об истине благовествования, то есть об истине, которая определяет суть Евангелия. Павел мог вполне справедливо сказать: «Кто остановил вас, чтобы вы не покорялись Евангелию?» В данном случае –Истина, Благовествование и Евангелие – это полные синонимы.

Спасенные люди – это те, кто покорен Евангелию или Истине, или Благочестию: «…они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову…» (2Кор.9:13); «21уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога. 22Послушанием истине чрез Духа, …постоянно любите друг друга» (1Пет.1:21-22).

Неспасенные люди – это те, кто не покоряется Истине или Евангелию, или Благовестию: «а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев» (Рим.2:8); «в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа» (2Фес.1:8).

В третьей главе послания Павел говорил о том, что не покоряться истине – это все равно, что быть околдованным: «О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине…» (Гал.3:1). Далее в этой же главе он разъясняет, о какой истине идет речь: «6Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. 7Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. 8И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников…» (Гал.3:6-8).

Итак, можно сказать вполне определенно, что Павел словами «…кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?» имеет в виду, что для спасения необходимо покоряться истине об оправдании через веру. В Послании к Римлянам апостол утверждает, что иудеи, не покорившись истине об оправдании через веру, остались без спасения: «1Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. 2Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. 3Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим.10:1-3).

Как же нам сегодня применить эти слова, сказанные некогда галатам? - Всё очень просто. Истина благовествования с тех пор не изменилась. Чтобы знать эту истину, не нужно иметь семинарского образования. Человек, имеющий докторскую степень не может знать истину лучше, чем тот, кто только что уверовал во Христа. Истина – ясна, проста и доступна каждому. Одной и той же Истине должен быть покорен как доктор богословия, так и новообращенный христианин. Эта истина звучит так: «…верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Рим.4:5) и «…человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа…» (Гал.2:16).

Вследствие вышесказанного следует понимать: кто бы ни был перед вами – знаменитый проповедник, талантливый христианский писатель или ученый богослов –перед тем, как слушать его проповеди или читать его книги, выясните, как он покоряется истине об оправдании верой. Если этот человек прибавляет к вере что-либо, то лучше вообще его не слушать и не читать. Если «знаменитый» человек не говорит ясно по вопросу оправдания верой, то он обязательно будет склонен к компромиссу. Его проповедей так же лучше избегать. Если я, например, не знаю, как человек объясняет оправдание верой, то я не слушаю его в качестве назидания. Я могу его послушать как исследователя Писания, но я не буду у него учиться, каким бы знаменитым он ни был.

Истина не может устареть, измениться, потерять актуальность, стать лучше или хуже. Истину нельзя улучшить или ухудшить, ее нельзя отменить или заменить – ей можно или покоряться, или противиться. Достойны доверия только те люди, которые явно покоряются истине об оправдании верой.

Истина об оправдании верой неестественна для человеческого мышления. Искаженный грехом ум противится истине об оправдании через веру и довольно легко воспринимает учение о необходимости дел как условии спасения. Чтобы обрести спасение во Христе, необходимо покориться истине об оправдании верой.

Истина об оправдании верой лишает человека всего, чем он мог бы хвалиться. Поэтому, пока человек не смирится с тем, что он полный банкрот и что он неспособен сделать что-либо для своего спасения, он не может быть покорным истине. Противясь истине об оправдании только через веру, человек будет продолжать утверждать собственную праведность, не покоряясь праведности Божьей. Покоряющийся этой истине отвергает всякое притязание на собственные заслуги.

Не следует думать, что утверждающиеся на собственной праведности не могут привести достаточно весомые аргументы в пользу своего заблуждения. Зачастую они довольно красноречивы и вполне убедительны. И, конечно, они пытаются доказать, что именно они стоят в истине, а те, кто говорит об оправдании только через веру, – нет. Не верьте им! Не следуете их призывам. Невзирая ни на что, продолжайте покоряться истине!

2. Быть покорным истине несмотря на красноречие убеждающих не покоряться истине

В 8-м стихе Павел пишет: «Такое убеждение не от Призывающего вас». В других переводах этот стих звучит так: «Не от Призывающего вас пришли к вам такие убеждения». (пер.Кул.), «Аргументы человека, который оказывает на вас влияние, исходят не от того, кто призывает вас».

Слово «убеждение», используемое апостолом в этом стихе, говорит как о методах, использующихся для этого, так и о самом процессе убеждения. Аргументы, которые приводит человек, не желающий покоряться истине, могут казаться очень вескими и последовательными, но Павел уверенно говорит, что все, что противоречит доктрине оправдания через веру, – не от Призывающего. Почему? - Потому что Бог никогда не призывал никого к Себе никаким другим способом, как только через веру.

Павел делает утверждение: «Такое убеждение не от Призывающего вас» на основании того, что Бог открыл ему истину благовествования. Если кто-то пытается убедить других в возможности спасения каким-либо другим путем или в необходимости дополнения веры в Евангелие, которое проповедовал Павел, чем-то ещё, то это явно не от Призывающего, то есть не от Бога.

Если вы когда-то были призваны Богом к спасению, то это могло произойти только через веру в Евангелие. Если вы имеете уверенность в спасении, вы можете иметь ее только на основании веры в Евангелие. Но если кто-то убеждает вас иметь уверенность через обряд (например, выход вперед для покаяния, принятие в члены церкви, постановку на служение) или через таинства (например, принятие крещение, участие в хлебопреломлении), то это не от Бога. Как бы красноречив ни был убеждающий вас в чем-то ином, он явно не от Призывающего. Вам же следует продолжать жить в покорности истине.

3. Быть покорным истине несмотря на то, что заблуждения кажутся вам ничтожно малыми ересями

В 9-м стихе Павел предупреждает: «Малая закваска заквашивает все тесто». Вполне возможно, что галаты приняли учение иудействующих, потому что решили, что вопрос об оправдании верой не такой-то уж и значимый, чтобы о нем серьезно спорить. Галатийские христиане могли думать: «Если бы иудействующие говорили о том, что Иисус – это лжепророк, тогда они несомненно противостали бы им. Или, если бы они сказали, что Иисус не воскрес, тогда им так же нужно было бы отвергнуть эту ересь. Но они всего лишь предлагали обрезаться. Что в этом могло быть плохого?» Если посмотреть поверхностно на данное предположение, то может показаться, что обрезание, предлагаемое иудействующими, вообще никак не влияет на спасение. Ведь человек, который решил обрезаться, не отказывается от веры во Христа, не сомневается в Его воскресении, не перестает надеяться на Его второе пришествие. Речь ведь идет не о том, чтобы допускать в свою жизнь больше мирских удовольствий, а всего лишь на всего обрезываться. Но так ли безобидно внимать словам людей, учащих о недостаточности одной веры в вопросе спасения?

Малая значимость учения об оправдании верой и сегодня коренится в умах людей. Кто-то считает, что учение об оправдании верой – это средневековый спор, не имеющий значимости для церкви сегодня. Кто-то думает, что самое главное – как человек живет, а не что он исповедует. Кто-то даже не понимает вопроса о месте веры и дел в вопросе спасения и уверен, что ему в его христианстве нет необходимости вникать в эти споры. Павел же в девятом стихе предупреждает: «малая закваска квасит все тесто», то есть он как бы говорит: «Это, как вы считаете, незначительное заблуждение об оправдании, способно уничтожить все христианство, и не только у отдельных людей, но и у всей поместной церкви в целом». Неслучайно Лютер говорил: «Оправдание верой – это атлант, на котором церковь стоит или падает». Он просто перефразировал Павла: «малая закваска квасит все тесто».

Итак, живите в покорности истине об оправдании верой несмотря на то, что говорят знаменитости, несмотря на то, как убедительны они в своих доводах, и несмотря на то, что и вам самим может казаться, что эта доктрина незначительна по сравнению с другими вопросами вашего христианства.

Вера во Христа – это единственное, что соединяет и примиряет грешника и святого Бога. Верить Христу – значит покоряться Его Слову. Веры во Христа достаточно для спасения. Почему люди через время оставляют церковь? - Потому что они не верят Христу. Почему христианская жизнь превращается в тяжелое бремя, а развлечения вне церкви становятся желанными для называющих себя верующими людей? - Потому что нет веры Христу.

Верующего во Христа влечет к Нему. Он доверяет Христу. Он желает больше знать о Христе. И, как результат, сердце верующего наполняется радостью, потому что он смотрит в будущее с надеждой. Христос грядет!