Найти в Дзене
Загадки истории

РЫЦАРИ И БОГАТЫРИ#4.2Во имя прекрасной дамы#2.Честь превыше всего

Оглавление

Во имя прекрасной дамы

Честь превыше всего

Сначала рыцарей вос­принимали как обра­зец благородства. Как людей, которые гото­вы были на все ради высоких идеалов. Ры­царские подвиги, ры­царское поведение, рыцарская честь... За­ тем все ударились в другую крайность, и рыцарей стали изо­бражать исключительно как грязных и грубых субъектов, не спо­собных на высокие чувства, а способных только драться с каждым встречным. Реальные рыцари были чем-то средним между этими двумя картинками.

Точной даты рождения у рыцарства нет. Даже назвать точный век затрудняются большинство исследователей. С какого именно мо­мента конные воины, составляющие основную ударную силу вой­ска, стали чем-то большим? Возможно, это произошло уже во времена императора Карла Великого, правившего в VIII-IX веках. Другие называют рыцарями закованных в кольчуги соратников Вильгель­ма Завоевателя, которые помогли нормандскому герцогу покорить Англию. Но чаще всего ученые связывают формирование рыцарства как полноценного сословия со временем Крестовых походов (это конец XI - XII век). Именно тогда к обычным воинским обрядам добавилась религиозная составляющая, которая придала им новый смысл.

Когда войны не случалось, рыцари, чтобы хоть как-то развлечь себя, устраивали турниры, некоторые из которых тоже заканчивались смертью участников
Когда войны не случалось, рыцари, чтобы хоть как-то развлечь себя, устраивали турниры, некоторые из которых тоже заканчивались смертью участников

Удар без ответа

Особые обряды воинской инициации существовали еще у древ­них германцев. Тогда главным актом, символизирующим пере­ход в новый статус, было торжественное вручение копья — основного оружия германского воина. Со временем главным оружием стал меч (который к тому же был очень дорогим в изготовлении, а потому позволить его себе могли только знатные воины). Торже­ственные обряды вручения меча были приняты в императорском семействе (Карл Великий в 791 году торжественно передал оружие своему 13-летнему сыну Людовику), а потом распространились и на остальную знать.
Уже в XI веке появились все основные элементы обряда посвя­щения в рыцари, известные нам по литературе и фильмам. Это при­нятие ванны накануне (событие в жизни средневекового воина до­статочно необычное и заметное!), вручение доспехов, золотых шпор, опоясывание мечом и, наконец, удар «куле» — посвящающий нано­сил несильный удар по шее или по щеке посвящаемого и говорил: «Будь храбр». Подразумевалось, что это последний удар в жизни, ко­торый новоиспеченный рыцарь может оставить без ответа. Позднее этот торжественный подзатыльник превратился в хлопок по плечу клинком меча, повернутым плашмя.

Английские лучники изменили привычный ход войны. И пока французы не привыкли к этому, они терпели поражение за поражением
Английские лучники изменили привычный ход войны. И пока французы не привыкли к этому, они терпели поражение за поражением

Но чем дальше, тем больше в обряде посвящения в рыцари по­являлось религиозных элементов. Так как папа римский формаль­но считался владыкой над всеми светскими правителями Европы, то и все рыцари (вассалы королей и императоров) должны были в первую очередь служить интересам церкви. Так к обряду добавилось обязательное бдение в церкви накануне — ночь перед посвящением будущий рыцарь должен был провести в молитвах и «благочестивых размышлениях». Это называлось «ночная стража». Сам обряд тоже стал проходить в церкви - на рассвете туда приходили все участни­ки. Сначала служилась месса, затем священник благословлял воз­ложенный на алтарь меч будущего рыцаря и с молитвой передавал его хозяину. Только после этого следовала традиционная воинская часть акколады (так назывался обряд посвящения в рыцари). Завер­шалось все демонстрацией боевых навыков новопосвященного: ры­царь вскакивал в седло и поражал копьем тренировочную мишень.

Крестовые походы были надежным средством обеспечить себе благоволение церкви. Король Франции Людовик IX даже был канонизирован, хотя особых успехов на Святой земле не добился
Крестовые походы были надежным средством обеспечить себе благоволение церкви. Король Франции Людовик IX даже был канонизирован, хотя особых успехов на Святой земле не добился

«Божий мир»

Влияние церкви было очень важным моментом. Ведь для сред­невековых феодалов война была естественным состоянием жизни. Если не было поводов для конфликта с соседними королевствами, то вассалы одного и того же короля увлеченно рубились друг с дру­гом - иногда ради захвата земель или скота, а иногда просто из-за реального или мнимого оскорбления. В этих междоусобицах гиб­ло множество народу, но даже короли не всегда могли их остано­вить. Да и не всегда хотели — ведь они сами были рыцарями и с пониманием относились к стремлению своих подданных повоевать. Поэтому реально добиться прекращения боевых действий, как пра­вило, могла только церковь. Периодически она запрещала вести войну под угрозой отлучения. Это для христианских воинов было веским аргументом, и они со вздохом откладывали оружие. Такие периоды назывались «Божьим миром». Но длились они недолго и, несмотря ни на что, нарушались довольно часто.
Священники, как правило, говорили о том, что негоже христиа­нам убивать друг друга вместо того, чтобы воевать с настоящим вра­гом - представителями иных конфессий. В первую очередь - с му­сульманами, которые владели Испанией и Ближним Востоком. Но отправляться в очередной крестовый поход горели желанием дале­ко не все. Особенно после грандиозных поражений, которые по­несли крестоносцы в XII веке. Многие европейские рыцари пред­почитали оставаться дома и заботиться о своих землях. Но желание повоевать при этом у них никуда не исчезало.
Сама по себе склонность к войне никем (даже церковью) не считалась чем-то порочным. В Средние века была популярна тео­рия «трех сословий», согласно которой все люди делились на «тру­дящихся» (крестьян и прочих простолюдинов), «молящихся» (ду­ховенство) и «сражающихся» (сюда автоматически попадали все люди благородного происхождения, так как большинство из них было рыцарями). Сражаться было обязанностью. А уже придумать повод для войны было нетрудно.
При этом французский крестьянин, завербовавшийся в пехоту, или английский йомен, ставший лучником, все так же считались «трудящимися». И ни один рыцарь, разумеется, не воспринимал их как «братьев по оружию». Из-за этого нередко случалось такое, что рыцарская конница не колеблясь топтала свою же пехоту.
При подсчете потерь «пешую сволочь» зачастую даже не учиты­вали, что сейчас создает изрядные проблемы для историков. По­нять реальные размеры войск, действовавших на полях сражений Средневековья, довольно трудно. Авторов хроник интересовали только рыцари, хотя многие победы были добыты усилиями про­стой пехоты.

Надежным оплотом рыцарства стали военно-монашеские ордена - госпитальеры, тамплиеры и тевтонцы
Надежным оплотом рыцарства стали военно-монашеские ордена - госпитальеры, тамплиеры и тевтонцы

Разбойники с золотыми шпорами

В этом пренебрежении к тем, кто не принадлежал к их сословию, и кроется разгадка неоднозначности рыцарей. Они жили словно в двух мирах одновременно. В одном мире рыцарь был средоточи­ем всех возможных достоинств. К рыцарским добродетелям и обя­занностям относили верность данному слову, охрану духовенства и церквей от грабителей, защиту вдов и сирот, подчинение приказам своего сеньора и иерархам церкви. Примеры всего этого действи­тельно можно найти на страницах исторических хроник. Так, во время средневековых войн нередки были случаи, когда захвачен­ных в плен рыцарей отпускали на волю в обмен на честное слово не принимать участия в дальнейших боевых действиях.
Главным мерилом всего для рыцаря была его честь. Чтобы не до­пустить урона ей, он был готов на все. Именно ради чести совер­шались самые великие подвиги. Чтобы подчеркнуть свою доблесть, рыцари часто давали всевозможные обеты. Так, например, у ан­глийских рыцарей одно время был крайне популярен обет сражать­ся с повязкой на одном глазу до тех пор, пока ими не будет совершен какой-либо подвиг. Все это превращало войну в своеобразную смертельно опасную игру или состязание в благородстве.
Однако действовали все эти высокие правила только по отноше­нию к тем, кого рыцарь считал равными себе. Как только он попадал в другой мир, мир простолюдинов, он уже не думал ни о чести, ни о соблюдении обетов.
По отношению к людям низшего сословия вести себя можно было как угодно. Поэтому существовали даже рыцари-разбойники, которые спокойно грабили всех, проезжающих мимо их замков. Их деятельность часто осуждалась как церковью, так и другими рыцаря­ми. Но все-таки грабеж на большой дороге считался меньшим гре­хом, чем трусость.
Одним из самых известных рыцарей-разбойников был Рено де Шатильон, живший в Иерусалимском королевстве, созданном во время Крестовых походов. В то время как многие европейские рыца­ри признавали арабских воинов равными и вели себя по отношению к ним в соответствии с правилами чести, Рено отказывался воспри­нимать «неверных» как людей, достойных уважения. Поэтому он по­стоянно грабил проходившие мимо его замка караваны, а с захвачен­ными пленниками обходился исключительно жестоко.
Именно действия Рено де Шатильона в конце концов стали од­ной из причин падения Иерусалимского королевства.
Выведенный из себя султан Салах ад-Дин в 1187 году разбил вой­ска крестоносцев, а де Шатильона казнил собственной рукой. По некоторым данным, так он отомстил за свою сестру, которую ры­царь-разбойник захватил в плен и изнасиловал.

Смерть Рено де Шатильона. Миниатюра XV века
Смерть Рено де Шатильона. Миниатюра XV века

Битва тридцати

Столетняя война между Англией и Францией стала тем полем, на котором рыцари смогли играть в свою любимую игру со всей само­отдачей. Именно эпизоды этой войны дарят нам наибольшее коли­чество примеров рыцарского поведения из реальной жизни, а не из романов.
Короли Англии и Франции воевали за государственные интере­сы, стремясь захватить или отстоять земли, подтвердить свои пре­тензии на трон или хотя бы защитить экономику своих стран. Их верных рыцарей тем временем по большей части волновали только подвиги, которые они могли совершить, чтобы прославиться. Поэ­тому война периодически превращалась в турнир, на котором благо­родные воины думали не о победе, а лишь о том, как бы выглядеть подостойнее.
Одним из самых знаменитых событий первого этапа войны стала так называемая «Битва тридцати». В 1351 году, во время перемирия, группа английских и французских рыцарей договорилась встретить­ся в «частном сражении» тридцать на тридцать человек. При этом англичане не смогли набрать тридцать бойцов достаточно высоко­го происхождения, обладающих необходимыми боевыми навыками. Поэтому к ним с охотой присоединились немецкие, фламандские и бретонские рыцари и оруженосцы (бретонцы, кстати, сражались на обеих сторонах).
Из шестидесяти участников рыцарей было чуть больше десятка, остальные только ждали посвящения. Биться договорились пешими, с любым оружием.
Жестокая рубка продолжалась несколько часов, с перерывом, чтобы дать бойцам отдышаться. В результате верх взяли французы, хотя и не самым благородным образом - один из оруженосцев, сев на лошадь, обогнул поле сражения и ударил англичанам в спину. По­гибло девять участников с английской стороны и шесть — с фран­цузской.
Парадокс в том, что это сражение не оказало никакого влияния на реальный ход войны, оставшись по сути мелкой стычкой. При этом в воспоминаниях современников именно «Битве тридцати» прида­валось огромное значение как примеру истинно рыцарского пове­дения (кроме неблаговидного поступка оруженосца). Об этом случае пели баллады и рассказывали легенды.
Тем временем именно во время Столетней войны начало приме­няться огнестрельное оружие, которое вскоре положило конец ры­царским войнам в прежнем виде. А также возросла роль пехоты - знаменитых английских лучников. Крупнейшие победы английской армии (при Креси, Пуатье и Азенкуре) были добыты именно про­стой пехотой, а не привилегированным рыцарским сословием. На­ступали новые времена — в чем-то более жестокие и менее роман­тичные, но в чем-то и более справедливые.

«Битва тридцати». Миниатюра 1480 года
«Битва тридцати». Миниатюра 1480 года

ПОДПИШИСЬ, ПОСТАВЬ ЛАЙК И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ!