Найти тему
Sola Gratia

Не рабы, но сыны Божьи через Христа

📆 21.08.2022

📖 Гал 4:1-7

👤 Петлин Сергей

С 31 января 1865 года Конгресс США проголосовал за принятие Тринадцатой поправки к Конституции США, запрещавшей рабство на всей территории страны. К 6 декабря 1865 года она была ратифицирована достаточным для окончательного утверждения количеством штатов, и 18 декабря вступила в силу. Кажется, бывшие рабы должны были получить свободу, но все было не так просто. Вы наверняка слышали истории, как рабы возвращались к своим господам или не хотели от них уходить. Дело в том, что личная свобода для рабов не означала обретение ими гражданских прав. К тому же, был издан ряд законов, так называемые «черные кодексы». Один из таких законов, «Закон о подмастерьях», гласил, что все негры-подростки до 18 лет, не имеющие родителей, или дети бедных родителей отдавались в услужение белым, которые могли их насильно удерживать в услужении, возвращать в случае побега по суду и подвергать телесным наказаниям. Другой закон – «закон о бродяжничестве», который так же вел освобожденных рабов в еще большее рабство. Поскольку освобождение бывших рабов происходило без наделения землей, вчерашние хозяева выбрасывали свободных людей на улицу, оставляя их без куска хлеба и крыши над головой. Тут они попадали под действие «Закона о бродяжничестве». Согласно ему, чернокожие, не имевшие постоянной работы, объявлялись бродягами, заключались в тюрьму и отправлялись в каторжные бригады, либо они оказывались на плантациях у прежних хозяев. Альтернативой была уплата штрафа за бродяжничество, но денег у несчастных просто не было. При этом эксплуатация «бродяг» была порой еще более жестокой, нежели до отмены рабства.

Подобно этим бывшим рабам, многие христиане пришли ко Христу в поисках свободы от реального рабства греха: прелюбодеяния, наркотиков, пьянства, сквернословия, бессмысленного времяпровождения и т.д. Также они искали свободу от рабства вины за греховный образ жизни, но, придя в церковь и получив свободу от грехов, они так и не познали, что они имеют во Христе. В результате они стали рабами Закона, который превратил их жизнь в еще большую тиранию, чем до того, как они стали называться христианами. Под гнетом закона многие христиане стали менее терпимыми и более добрыми к людям, нежели до того, как заявили о своей вере. От этого их совесть стала страдать еще больше, чем до покаяния. Постепенно они с ужасом начали осознавать, что в их прошлом радости и внутреннего счастья было гораздо больше, чем в их настоящей, так называемой, христианской жизни.

Мы изучаем книгу Послание к Галатам. Из этого послания мы узнаем о молодой церкви, состоящей из недавно обратившихся язычников и подвергнувшейся нападению лжеучителей, которые стремились внедрить закон Моисея в образ жизни галатийских верующих. Галаты, не понимая, что происходит, начали впитывать проповеди этих учителей закона.

Проблемы галатийских церквей не канули в лету. Каждый человек, в отдельности и церкви в целом, время от времени проходит путь, подобный тому, что прошли галатийские верующие.Одни церкви прямо встают на путь Закона и отражают это в своих вероучениях. Они открыто исповедуют, что спасение равно вера плюс дела. Другие, хотя и создают верные доктринальные документы и на словах даже осуждают закон и законников, на практике попадаются под власть Закона. Мы все также находимся в этой опасности – попадать под власть Закона в практической жизни. Самое страшное, что зачастую христиане даже связывают эти проявления «законничества» в своей жизни с тем, что они попали в рабство Закона, особенно если в церкви ясно проповедуется Евангелие. Верующие уверены, что, поскольку они ясно понимают евангельскую весть, отвергающую спасение по делам, то они не могут впадать в рабство Закона. Я вам скажу следующее. Если вы замечаете в себе, что вы больше стали осуждать других христиан; если в вашей жизни появилось больше ропота; если вам стало трудно любить церковь; если проповедь стала иметь для вас меньшее значение; если вы стали менее общительны, то вы попали под власть закона. В этом случае вам необходимо наполнить свое сердце осознанием и верой в то, что вы имеете во Христе.

Сегодняшний текст, который будем изучать, поможет нам посмотреть на то, кем мы стали во Христе, чтобы нам не оставаться под тиранией Закона. Когда Павел писал послание, галаты стояли на пути к рабству Закона, потому что не понимали, что они имеют во Христе. Они также не понимали, что сделает с ними Закон, если они подчинят ему свою жизнь. Павел пытается их остановить на этом пути. Для этого он показывает им их богатство во Христе, чтобы галаты утвердились, что они не должны вставать под господство Закона.

Откройте Послание к Галатам, 4-ю главу, где с 1-го по 7-й стихи читаем:

«1Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: 2он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом [назначенного]. 3Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; 4но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, 5чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. 6А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" 7Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа».

Прочитанный текст начитается с иллюстрации, которая помогает понять доносимую апостолом духовную истину.

А. Иллюстрация положения несовершеннолетнего наследника.

В 1-м и во 2-м стихах мы читали: «1Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: 2он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом [назначенного]».

Лютер верно заметил, что люди скорее склонны смотреть на красиво нарисованную картинку, чем читать хорошо написанную книгу. Поэтому, после аналогии с завещанием (3:15) и иллюстрацией с темницей и детоводителем (3:22-24), Павел приводит еще однухорошо понятную всем галатам иллюстрацию, связанную с сыновством и рабством. Чтобы понять образ, который Павел рисует перед глазами галатийских верующих, давайте разберем ключевые слова, которые использует Павел:

- «Наследник» – В греко-римском мире слово «клерономос» (переведенное в синод. как «наследник») было юридическим термином. Этот термин был найден в древних надписях Малой Азии для обозначения сына после того, как он унаследовал наследство в качестве представителя своего отца, взяв на себя все.

Согласно еврейскому закону, наследование сыновей было неравным. Только первенец имел преимущество, а дочери и вовсе вычеркивались из наследства, за исключением случаев, когда не было наследников мужского пола. Павел же использует фигуры наследника и наследства, основанные на римском, а не на еврейском законе. Согласно Римскому праву, все дети (сыновья и дочери) наследовали одинаково. Таким образом, римский закон предоставил более подходящую иллюстрацию привилегий христиан.

- «В детстве» – Ребенок (перевод греческих слов: «непиос» от не = отрицательный + епос = не способный говорить) буквально означает того, кто не говорит, следовательно, маленького ребенка старше возраста, беспомощного младенца, но, вероятнее всего, не старше трех или четырех лет. Образно «непиос» относится к человеку, которому не хватает опыта. Человек в таком возрасте неопытен, невежествен или простодушен. Здесь же Павел говорит о том, кто еще не вступил в зрелый возраст.

И для еврея, как и для грека и римлянина, образ младенчества был понятен, потому что и у тех, и у других был ясно определен возврат младенчества. Во всех трех культурахсуществовал особенный обряд, который говорил, что младенчество закончилось.

До двенадцати лет еврейский мальчик находился под полным и абсолютным контролем отца. У евреев обряд, когда мальчик вступал в зрелый возраст, назывался «Бар мицвах» – сын заповеди. На «Бар мицвах», в первую субботу после тринадцатилетия, отец мальчика говорил в своей молитве: «Благословен Бог, снявший с меня ответственность за этого мальчика», а мальчик молился: «Боже мой и Боже отца моего, в этот торжественный и святой день, означающий для меня переход от детства к зрелости, смиренно поднимаю очи мои на Тебя и обещаю искренне и от всего сердца, что буду соблюдать заповеди Твои и нести ответственность за мои поступки пред Тобой».

В Древней Греции мальчик находился под надзором отца примерно до восемнадцатилетнего возраста. По его достижении проводился праздник под названием «Апатурия», на котором юноша объявлялся «эфебос» и затем в течение двух лет обучался военному искусству и риторике для выполнения обязанностей перед родовой общиной или полисом. Во время церемонии совершеннолетия длинные волосы юноши состригались и передавались в дар богу Аполлону. На римской церемонии юноши брали свои игрушки, а девушки – куклы, и приносили их в жертву богам как символ выхода из детства.

Пока человек был в младенчестве, он, как пишет Павел, «ничем не отличался от раба». Во времена Римской империи рабство было настолько распространено, что в раннехристианский период каждый второй человек был рабом! По крайней мере с 3000 г. до н.э. военнопленные были основным источником рабов.

Павел не сравнивает жизнь раба в младенчестве с жизнью во младенчестве будущего господина. Понятно, что условия жизни у будущего господина намного лучше. У него и кроватка, и одежды, и кормление, и расписание сна, и регулярная смена белья, и много другое, чего, конечно же, не было у младенца-раба. Павел обращает наше внимание на схожее положение раба и господина, когда тот еще младенец. Младенец не мог выбирать, где ему жить, когда спать, когда есть и т.д. Он, конечно, мог выказывать капризы, но надо помнить: Павел жил в догуманистической эпохе. Многим из нас сегодня это даже трудно понять, но к детям в те времена относились как к рабам или как к людям второго сорта. Я приведу несколько примеров, чтобы мы лучше понимали иллюстрацию:

«Право выбросить ребенка, продать его или даже убить целиком принадлежало отцу».

«Нет людей, которые обладали бы такой властью над своими детьми, какой обладаем мы» - говорили граждане Рима. «Сенека помнил какого-то Трихона, римского всадника, который засек своего сына до смерти. Только при Константине казнь сына была объявлена убийством».

Думаю, вы понимаете, что в том обществе не младенцы диктовали отцу, чем они хотят заниматься, а отец полностью распоряжался детьми. И так продолжалось до времени, пока они не вступали в наследство. Они были подобны рабам и не имели права голоса. Ребенок не смел сказать отцу «нет», подобно тому, как и раб не мог сказать «нет, я не хочу», или просто «…не буду делать то-то и то-то», своему господину. Надеюсь, вы понимаете иллюстрацию, которую Павел нарисовал в головах галатийских верующих. Для них аналогия раба и младенца была вполне понятна. Теперь Павел переходит к применению этой иллюстрации по отношению к верующим.

Б. Применение иллюстрации к верующим.

В Гал.4:3-6 читаем:

«3Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; 4но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, 5чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. 6А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"».

Павел на протяжении этих стихов противопоставляет жизнь по Закону жизни по вере, а после подводит итог.

1.Жизнь по Закону – это младенчество, подобное рабству.

В 3-м стихе сказано: «Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира». Павел сравнивает иудаизм и Закон с детством. Как в детстве все определяли за младенца, когда ему есть, когда спать, что можно брать, а что нельзя и т.д., так и Закон регламентировал жизнь живущих им людей. Павел называет Закон «вещественным началом», или буквально«стихией» мира, то есть тем, с чего все начинается, но что должно разрушиться.

Вещественные начала – это уничижительное название, подобно тому, как в других местах Писания, Павел называет Закон «смертоносной буквой» (2Кор.3:7), «силой греха» (1Кор.15:56), «детоводителем или рабом надзирателем» (Гал.3:24). Закон порабощает совесть и приводит к состоянию вины. Такое впечатление, что Павел хочет, чтобы читатели его послания не просто думали о Законе, как о чем-то менее хорошем, чем благодать, но чтобы они его возненавидели. Для иудеев, которым прививали любовь к Закону с молоком матери, такое пренебрежительное отношение Павла к нему было чем-то чудовищным. К тому же, в самом Законе не было ничего плохого. Более того, Закон до определенного времени был единственным маяком, указывающим на Божье присутствие. Бог являл Свою славу только в одном месте на земле – в храме, который в свою очередь был сердцем Закона. Не случайно в Ветхом Завете мы читаем такие слова: «Закон Господа совершен, укрепляет душу…» (Пс.18:8); «72Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра… 97Как люблю я закон Твой!...» (Пс.118:72,97). Но теперь Павел прививает христианам ненависть к Закону, как к какой-нибудь проказе или даже самому греху.

Почему Павел призывает христиан полностью оставить Закон? Потому что Закон, можно сказать, имел свой срок годности, который истек. Некогда благоухающий славой Божьей, он сделался смертоносным ядом для тех, кто ищет общения с Богом. Закон подобен протухшему арбузу, который когда-то был ароматной ягодой, но, когда истек срок его годности, стал отравой, которую нужно выкинуть на помойку. Люди, возвращающиеся к Закону, подобны бездомным, которые едят прямо из мусорных баков еду, срок годности которой давно прошел. Если вы хотите есть, то протухшее мясо не принесет пользы вашему организму, оно вас отравит. Так и Закон – его срок годности закончился, теперь он должен вызывать отвращение, а не привлекательность. Для тех, кто стремится успокоить свою совесть и найти мир с Богом, Закон не помощник. Он лишь открывает и умножает грех, порождая вину. Возвращаясь к Закону, мы вновь становимся рабами. Почему? Потому что время Закона закончилось и пришло время Того, на Кого указывал Закон – Христос. Время рабства Закона закончилось, пришло время сыновства.

2.Жизнь по вере в Сына Божьего – это сыновство.

В Гал.4:4-5 сказано: «4но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, 5чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление». В 4-м стихе Павел пишет о полноте времени пришествия Сына Божьего.

Изучив поведение нескольких тысяч пользователей мобильных телефонов, Джеймс Кац, профессор связи в Университете Ратгерса, пришел к выводу, что сотовый телефон изменил природу нашего представления о времени. Исследователи теперь говорят о США как о живущих в “мягкое время”. Этот термин был придуман для описания мышления пользователя сотового телефона, который звонит в 18:20, чтобы сказать, что он опоздает на собрание и будет на месте в 18:30, а прибывает в 18:45, считая при этом, что пришел вовремя, потому что заранее известил об этом своим звонком. В отличие от нас, Бог никогда не опаздывает, хотя мы изо всех сил можем пытаться понять, почему Он не действует в мировых событиях или в нашей личной жизни так быстро, как мы хотим. Библия провозглашает пунктуальность всемогущего Бога в соответствии с Его планом.

Я бы хотел немного остановиться с вами на этой истине о Божьей полноте времени, чтобы умилиться сердцем от Божьего всемогущества, мудрости и верности в точности исполнения Его же замыслов и обещаний.

Бог обещал Семя еще в Эдемском саду. Адам и Ева думали, что один из детей и есть обещанное семя, но то время не было Божьей полнотой. Представьте, если бы Бог послал Сына – Иисуса Христа – уже Адаму и Еве, то был бы Он принят последующими поколениями? Во времена Адама люди еще даже не знали, что такое смерть, а потому они не видели особой нужды в Спасителе. Приди Христос в их время, они бы даже не смогли понять, зачем Он им нужен. И уже их дети даже не вспомнили бы о Нем. Люди должны были начать умирать. И мы читаем пятую главу Бытия, в которой лейтмотивом звучит вновь и вновь: «и он умер», «и он умер», «и он умер». Но даже тогда еще было не времядля Спасителя.

Мир должен был пережить потоп, Содом и Гоммору, чтобы узнать отношение Божьей святости к греху. Но даже тогда еще было не время – люди всей земли должны были узнать о силе Бога. Через Моисея Бог сказал фараону: «но для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле» (Исх.9:16). В последствии Господь добился Своей цели, и народы действительно узнали о Его силе. Доказательством тому – Раав, которая сказала: «10ибо мы слышали, как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили; 11когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком [из нас] не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу» (Иис.Н.2:10-11).

Как мы видим, народы других земель узнали о Боге, сотворившем небо и землю. Но и тогда еще было не время. Люди должны были узнать о своей неспособности угодить Богу. Народ, которому Бог дал Закон, в конечном итоге был уведен в Вавилон за несоблюдение Закона. Но даже в Вавилоне еще не исполнилось Божье время. Люди должны были услышать через пророков о надежде новой жизни и нового сердца с пришествием Спасителя, как читаем в Иер.31:33: «…вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом».

После Вавилонского плена Бог обещает: «8Выслушай же, Иисус, иерей великий, ты и собратия твои, сидящие перед тобою, мужи знаменательные: вот, Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ. 9Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день» (Зах.3:8-9). Но и тогда еще не пришло время, потому что Весть о Спасителе не должна быть похоронена среди народа Израиля. Еще должны быть созданы условия, чтобы Весть о Спасителе распространилась во все народы.

После вышеупомянутых событий и до прихода Христа Бог молчит 400 лет. Пророки молчат. В это время Бог готовит мир к пришествию Спасителя. Несколько событий сошлись воедино благодаря Божьему провиденциальному действию перед тем, как пришла полнота времени:

(1). Греческая цивилизация предоставила один язык для общения;

(2). Римская цивилизация принесла мир, объединив страны под своей империей и наладив систему дорог между странами;

(3).Евреи провозгласили единобожие и мессианскую надежду в синагогах средиземноморского мира.

Наконец, пришла Божья полнота. Мир готов для распространения вести о Христе. Избранные из всех народов были приготовлены к принятию вести о Христе. Наступает момент, когда в мир приходит Сын Божий.

- Он родился от жены, то есть стал человеком. Остановитесь на этой ошеломляющей истине. Посмотрите на себя, посмотрите друг на друга… А теперь посмотрите на небо. Тот, Кто сотворил небо, стал таким же, как ты и я. В мое сознание это не вмещается. Но другого пути для спасения грешного человека нет.

- Более того, Христос подчинился закону. Зачем? «Чтобы искупить подзаконных» (5 ст.). Павел вновь говорит образным языком, понятным людям, живущим в рабовладельческом строе. Чтобы раб стал свободным, кто-то должен был за него заплатить выкуп.

Мы были пленниками Закона, которые обязаны подчиниться всем требованиям Закона. А это – абсолютное послушание и смерть за неисполнение хотя бы одной из заповедей. Мы, язычники, даже не имея письменного Закона Божьего,– законники. Этот Закон был записан в нашей совести (Рим.2:15). Мы знали, что нарушали его, но продолжали отвергать его требования. Невозможность исполнять все его постановления, а тем более – невозможность заплатить смертью за неисполнение, делало нас навечно рабами, пленниками, должниками Закона. Чтобы нам не быть должниками закона, кто-то должен был заплатить за нас выкуп. Что можно было дать Закону в качестве выкупа? Абсолютное послушание и смерть за неисполнение. Все это сделал Иисус(!):

- Иисус показал доброту Закона для праведного человека, каким был Он Сам: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17);

- Иисус показал праведность закона, который осуждает грешника на смерть: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу» (Гал.2:19);

- Иисус показал, что Закон завершил свое действие: «потому что конец закона – Христос…» (Рим.10:4).

Иисус не просто выкупил нас из рабства Закона, Он выкупил нас с целью усыновления. Если вы смотрели фильм «Камо Грядеши», то там очень хорошо показана эта концепция, когда главный герой стал рабом, но потом его выкупил богатый римлянин и усыновил его.

Как нам узнать, что мы усыновлены Богом через Иисуса Христа? Бог послал Духа Божьего: «А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"» (Гал.4:6).

Лучшее название для Духа Святого – “другой Иисус”. Сам Иисус говорил о Духе, что Бог пошлет другого, такого же, как Он Сам, Утешителя. Посмотрите, как много объединяет Христа и Духа. Не случайно Иисус сказал ученикам о Духе Святом: «…мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает (имея ввиду Себя) и в вас будет (имея ввиду Духа Святого)» (Ин.14:17).

а. Сын Иисус Христос и Дух Святой – Оба “посланы” от Отца.

- «Бог послал Сына Своего…» говориться о Христе (Гал.4:4);

- «…Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего…» – о Святом Духе (Гал.4:6).

б. И Тот, и Другой названы “истиной”.

- Сын - «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6);

- Дух - «Духа истины…» (Ин.14:17).

в. Оба называются “параклит”.

- Сын - «…мы имеем ходатая (праклит) пред Отцем, Иисуса Христа…» (1Ин.2:1);

- Дух - «…и даст вам другого Утешителя (параклит)» (Ин.14:16).

г. Дух называется именем Иисуса

- “Дух Иисуса” (Деян.16:7 (в оригинале: «Дух Иисуса», см. пер. Кас.));

- “Дух Божий ... Дух Христа” (Рим.8:9);

- "Господь есть Дух ...Дух Господень” (2Кор.3:17);

- “Господь, Дух” (2Кор.3:18);

- “Дух Его Сына” (Гал.4:6);

- “Дух Иисуса Христа” (Фил.1:19);

- “Дух Христов” (1Пет.1:11).

д. Оба пребывают в верующих

- Сын - «А если Христос в вас…» (Рим.8:10);

- Дух - «….Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас…» (Рим. 8:11).

Итак, что все это значит для нас? Христос, который искупил нас от рабства Закона, живет в нас Духом Святым. Какое это имеет для нас практическое значение? Благодаря Христу мы имеем оправдание перед Богом. Благодаря Христу мы имеем искупление от рабства Закона. Благодаря Христу мы имеем усыновление. Но только это усыновление мы можем прочувствовать в своей душе, потому что Дух Святой свидетельствует нашей душе, что мы дети Божьи. Благодаря Духу Святому, живущему в нас, мы можем взывать к Богу: «Авва Отче» (см. Гал.4:6, ср. Рим.8:14-15).

Оправдание – это доктрина, которую мы должны знать и верить в нее. Искупление – это доктрина, которую мы должны знать и верить в нее. Без этих доктрин вы не имеете Евангелия. Но истину об «усыновлении» нам не только необходимо знать, как доктрину, и верить в нее, но еще ее необходимо пережить в своей душе. И речь не идет о чувственных переживаниях. Те, кто ищет чувственных переживаний присутствия Духа, ведут себя так, как будто они не были усыновлены, а были от рождения детьми Божьими. Они считают себя детьми Божьими не по праву усыновления через Христа, а по праву рождения. Действительно, Бог возрождает грешника, но ни духовное рождение, ни тем более физическое рождение не дает право считать себя дитем Божьим, а именно усыновлениечерез Христа. Но зачастую люди, будучи уверенны в том, что рождены Богом, считают себя законнорожденными детьми Божьими. Это крайнее заблуждение. У Бога только один Сын, и это ни один из нас. Никто из христиан не может быть единородным сыном Божьим. Все христиане – усыновленные дети. Это благодать. Те, кто принимает доктрину усыновления, понимая, что сделал Отец, чтобы усыновить верующих в Сына, с особой любовью и теплотой называют Его «Авва Отче». Это происходит, потому что Дух Святой свидетельствует их духу, что они дети Божии, только лишь потому что Отец решил усыновить их в Сыне.

Теперь давайте посмотрим на вывод, который делает апостол.

3.Верующие во Христа не должны жить как рабы, потому что они – наследники Божьи.

В 7-м стихе читаем: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа».

На группе «Благовестие» мы пытаемся осмыслить, когда и по каким признакам человека можно считать спасенным. И мы говорим так: «того, кто говорит, что Иисус его Господь и Спаситель, мы не имеем право считать погибшим, как, например, мы точно можем считать идущим в ад буддиста или мусульманина, или ортодоксального иудея. В тоже время, если наш собеседник не знает или не понимает доктрину оправдания верой, у нас нет основания для того, чтобы с уверенностью называть его спасенным человеком. При этом мы все понимаем, что учение о оправдании можно просто выучить, но не верить в него.

Остается вопрос: «Как вера, которая принимает Евангелие, должна проявляться в жизни?», и самый частый ответ на него: «Вера без дел мертва» (чаще всего так говорят, ссылаясь на Иакова (Иак.2:20,26)).

Джон Уэсли с отличием закончил Оксфордский университет, был рукоположенным англиканским священником и придерживался ортодоксальных богословских взглядов. Он принимал активное участие в практических добрых делах, регулярно посещал заключенных в тюрьмах и обитателей работных домов в Лондоне, помогал в распределении пищи и одежды среди детей в трущобах и сирот. Он усердно изучал Библию, регулярно посещал воскресные службы и различные другие службы в течение недели. Он щедро жертвовал церкви и раздавал милостыню нищим. Он молился, постился и вел достойный подражания нравственный образ жизни. Он даже провел несколько лет у американских индейцев в тогдашней британской колонии Джорджии, чтобы обратить их ко Христу. Но по возвращении в Англию он записал в дневнике: «Я ездил в Америку, чтобы обращать других людей, но сам так и не обратился к Богу». Позднее, размышляя о своем состоянии до обращения, он сказал: «Тогда у меня была вера раба, а не сына». Если уточнить его слова, то он сказал буквально следующее: «Моя вера в Иисуса Христабыла верой раба, а не сына».

Почему Уэсли говорил о себе, что у него была вера раба? Разве на тот момент он не верил в Иисуса Христа? Потому что он на самом деле не пережил усыновления, а потому и старался всеми силами заслужить расположение Бога к себе делами. Он жил по вышеобозначенному принципу: «Вера без дел мертва».

Можно спросить: разве в Англиканской церкви проповедовали спасение делами? Нет. Во времена жизни Уэсли в Агликанской церкви очень ясно проповедовали спасение через веру во Христа по благодати. Уэсли – не исключение. С детства он слышал учение об оправдании по вере во Христа. Так почему же он сам говорит, что у него была вера не сына, а раба? Вера раба – это вера в обретение Божьего расположения по закону или по делам. Я не сомневаюсь, что если бы в то время, когда Уэсли имел веру раба, мы спросили бы его: «Как человек обретает спасение перед Богом?», он не раздумывая бы ответил: «По благодати, оправданием через веру во Христа». Но, несмотря на это, он имел веру раба. Что с нимбыло не так? Вот как Уэсли записал разговор с одним из моравских братьев во время шторма на корабле:

«Он сказал: "Брат мой, сначала я должен задать тебе один или два вопроса. Есть ли у тебя свидетельство в самом себе? Свидетельствует ли твоему духу Дух Божий, что ты есть чадо Божье?"Я удивился и не знал, что ответить. Он заметил это и спросил: "Знаешь ли ты Иисуса Христа?" Я помедлил и ответил: "Я знаю, что Он – Спаситель мира". "Правильно, – сказал он, – но знаешь ли ты, что Он спас тебя?" Я ответил: "Надеюсь, что Он умер ради моего спасения". От себя молодой англиканский пастор добавил: "Но боюсь, что это были пустые слова"».

Уэсли понял, что он жил по закону, как раб. И потом, когда он пережил в своем сердце свидетельство Духа Святого, взывающего «Авва Отче», он понял, что жил по Закону, а теперь он живет по вере.

Каждый человек – узник какого-то закона. Даже когда он уже знает и согласился с Евангелием Иисуса Христа, он по-прежнему может оставаться в плену закона, пока не получит свидетельство Духа Святого, что он больше не раб, а сын, и пока не начнет жить, как наследник, а не как сирота. Поэтому, если вы знаете и верите в доктрину оправдания по вере, не успокаивайте себя этим, пока ваш дух не успокоится в удивительной истине об усыновлении, и пока ваше сердце с внутренним трепетом не скажет «Авва Отче».

В 7-м стихе сказано: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа», потому вот какой должна быть наша молитва, когда мы видим в себе проявления жизни по Закону «7 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, 18и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых» (Еф.1:17-18). Аминь.