Покупая мотобуксировщик, нужно осознавать, что часть его деталей является расходниками - к таким расходникам относится и приводная цепь, которая со временем вытягивается и теряет ролики.
На моем буксе Мужик М500 стоит ижевская цепь 520 с шагом 15,875 мм. В цепи 56 звеньев (звенья считаются по количеству роликов).
Я купил мотобуксировщик Мужик М500 в ноябре 2021 года и зиму отъездил не зная горя и проблем, только сменил масло и один раз прихватило тросик газа. Но надо сказать, что прошлая зима была малоснежной, и не было оттепелей. Нынешней зимой я столкнулся с глубоким мокрым снегом, преодоление которого даже с толкачом требует от мотобуксировщика больших усилий. После того, как я уперся в пенек, а потом час разгребался - услышал, что при движении появился посторонний шум. Почти доехав до места, букс снова закопался, и при попытке выехать, порвалась приводная цепь по замку. При осмотре цепи выяснилось, что части роликов на цепи просто нет, я ездил на втулках - отсюда и посторонний шум.
Пришло время найти цепь на замену и про запас, а заодно прикупить замков для цепи. В процессе погружения в тему я выяснил следующее:
- на мотобуксировщики, как правило, устанавливают роликовую цепь ПР-15.875-23-1;
- такие мелкие цепи предприятия России не делают, а закупают из Китая. "Китай" есть хороший и есть плохой;
- цены на мотоцепи в мотомагазинах, в том числе и в интернет-магазинах, в разы завышены - выгоднее заказать цепь непосредственно на предприятиях, производящих цепи, например в Акмаш-Холдинге или на Барнаульском цепном заводе (БЦЗ), при этом необходимо учитывать, что цепи тяжелые и их доставка ТК не будет дешевой. Но даже с доставкой вы значительно сэкономите! Например, замок на цепь в магазине стоит 200-400 рублей, а на заводе - 20-30 рублей! Ижевская цепь (104 звена) в магазине стоит 1000-2000 рублей, а на заводе - 300!
Можно заказать цельный отрезок цепи в несколько метров и от него отсоединять куски нужной длины, но если в наличии только отрезки по 104 звена (для мотоцикла) - ничего страшного. Я приобрел на БЦЗ три цепи по 104 звена, из них у меня получилось три цельных отрезка по 56 звеньев и два таких же отрезка, состыкованных из двух кусков.
Чтобы отделить необходимый отрезок цепи, болгаркой стачивается расклепанный торец валика заподлицо с пластиной наружного звена. Между наружной и внутренней пластинами вставляется прямая отвертка и ударом молотка по отвёртке звено разбирается.
Чтобы снять цепь со звёздочек, надо найти на цепи замок, отвёрткой сдвинуть пружинный зажим и разобрать замок. Собираем цепь на звездочки в обратной последовательности, устанавливая зажим замка неразъёмной частью вперёд по ходу вращения звёзд.