Найти тему
Sola Gratia

Оправдание возможно только верой

📆 24.07.2022

📖 Гал 2:17-21

👤 Петлин Сергей

Кто-то сказал: «Прожить на земле, не примирившись с Богом, как-то можно, а вот умереть, не примирившись с Ним,– страшно». Но как грешному человеку примириться с праведным Богом? Бог не примиряется с грешником путем сентиментальной жалости, из-за того, что он начал плакать в молитве. Слезы в молитве, конечно, трогательная картина, но они не имеют никакого отношения к Евангелию. Евангелие говорит о том, что примирение грешника со святым Богом происходит путем правосудия.

Библия говорит очень ясно о суде Божьем, как о наказании, но так же есть немало текстов, которые говорят о суде, как о судебном процессе:

- Пс.74:3 «Когда изберу время, Я произведу суд по правде»;

- Пс.96:2 «Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его»;

- Екк.12:14 «ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо»;

- Мих.6:2 «Слушайте, горы, суд Господень, и вы, твердые основы земли: ибо у Господа суд с народом Своим, и с Израилем Он состязуется»;

- Ин.5:22 Ибо «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну»;

- Деян.17:31 «ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых»;

- Евр.9:27 «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд»;

- Откр.20:11-12 «11И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. 12И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими»;

Более того, Бог в Библии говорит о Себе, как о Судье праведном:

- Быт.18:25 «…Судия всей земли поступит ли неправосудно?»;

- Пс.7:12 «Бог - судия праведный…»;

- Пс.9:5 «…Ты воссел на престоле, Судия праведный!»;

- Ис.33:22 «Ибо Господь - судия наш, Господь - законодатель наш…»;

- Иер.11:20 «Но, Господи Саваоф, Судия праведный, испытующий сердца и утробы!...»;

- Иак.4:12 «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить…».

Библия так же говорит, что ни один человек не сможет устоять на суде Божьем:

- Пс.75:8-9 «8Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего? 9С небес Ты возвестил суд; земля убоялась и утихла»;

- Пс.129:2-3 «2Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих. 3Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, - Господи! кто устоит?»;

- Наум.1:5-6 «5Горы трясутся пред Ним, и холмы тают, и земля колеблется пред лицем Его, и вселенная и все живущие в ней. 6Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним»;

- Рим.3:4 «…Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем».

Каждый человек, чтобы не быть осужденным на суде Божьем, должен задаться главным вопросом в своей жизни: «Как человек оправдается пред Богом?» (ср. Иов.9:2). Ясно одно – грешник отчаянно нуждается в оправдании. Оправдание – это главный вопрос, возникающий из-за реальности, в которой мы живем, заключенной в следующем: есть Бог – праведный Судья, и есть человек, который грешит. Поэтому к каждому человеку со страниц Библии звучит вопрос: «Как ты оправдаешься за свои грехи перед святым Богом на суде?» И Библия же отвечает: чтобы человеку оправдаться перед праведным Богом, ему необходимо иметь совершенную праведность (Мт.5:48; 1Пет.1:16), так как мы имеем дело с праведным Судьей, от Которого невозможно скрыть ни одно наше преступление (Екк.12:14; Откр.20:12-15).

Все, называющие себя христианами, прекрасно понимают, что на небо не войдет ничто нечистое, и потому остро встает вопрос об оправдании (Откр.21:27). Никто из христиан не отвергает, что только праведные наследуют небо. Никто не отрицает, что для того, чтобы попасть на небо, грешнику необходимо быть оправданным. Никто даже не спорит о том, что без веры во Христа невозможно стать праведным. И все-таки за этими одинаковыми с первого взгляда пониманиями о праведности скрываются два непримиримых между собой взгляда на Евангелие, которые разделяет целая пропасть, первый из которых, вовсе не является Евангелием, хотя и звучит очень похоже на евангельскую весть. Эти два взгляда на Евангелие разделяют два утверждения (мы обозначим их в виде вопросов):

Первое утверждение:о какой праведности говорит Евангелие? О юридической праведности, которая может быть признана только по суду? Или обонтологической, определяющей сущность человека, которого не суд оправдал, но который по своей природе настолько праведен, что не грозит наказание, так как его не за что судить? Подобного взгляда придерживаются католическая и православная церкви. Представители этих церквей уверены, что, когда человек достигнет состояния, что его судить будет не за что, тогда он будет считаться праведным. Но, чтобы стать таким человеком, ему необходимо верой в Иисуса получить силу Духа и встать на путь оправдания, то есть находиться в процессе преображения из состояния грешника в состояние праведного.

Другой взгляд на Евангелие окончательно определен во времена Реформации, и он звучит так: «Грешник получает оправдание юридически, когда Бог-Судья объявляет его праведным». Грешник уверен в своей праведности на основании решения Судьи, а не на основании того, кто он есть или кем он стал.

Во что верите вы? Какой взгляд на Евангелие вы считаете библейским откровением, а какой – человеческим измышлением? Как вы собираетесь оправдаться перед Богом при встрече с Ним? Что убеждает вас сегодня, что вы имеете дерзновение приходить в царские чертоги Божьи и приносить Ему свои молитвы? Вы опираетесь на решение Бога-Судьи или на то, что вы стали лучше по сравнению с тем, кем вы были раньше? Что дает вам дерзновение утверждать, что вы имеете мир с Богом? Судебное решение Бога или ваша измененная жизнь?

Второе утверждение, которое разделяет два взгляда на Евангелие, вытекает из первого. Его можно сформулировать так: «Праведность достигается верой плюс что-то еще…, или праведность обретается только верой?» Если вы верите в юридическое оправдание, то вы не можете не верить в то, что праведность обретается только верой. Если вы верите в онтологическое оправдание, то вы неизбежно должны будете добавить к вере что-то еще.

Лжебратья, приходившие в Антиохию и смутившие Петра и Варнаву, тоже хорошо понимали, что будет суд и что человеку нужно иметь оправдание перед Богом. Их убеждение можно выразить так: «Если мы будем исполнятьБожий Закон, то мы можем надеяться, что заслуживаем того, чтобы Бог признал нас праведными.Мы знаем, что мы грешили, но мы искренне старались исполнить все, что Сам Бог повелел в Законе Моисея».

Возвращаясь к тому, о чем мы говорили вначале, лжебратья утверждали, что человеку необходимо иметь онтологическое оправдание. Человек должен предстать пред Богом праведным по своей сути. Для Петра их логика была убедительна. Он посчитал, что исполнение Закона будет только укреплять его уверенность в оправдании. Как следствие, мы знаем, что Петр стал устраняться от необрезанных христиан и не есть с ними, потому что есть с язычниками противоречило распространённому среди иудеев пониманию Закона. Своим поведением Петр проповедовал христианам из язычников, что им необходимо обрезаться для того, чтобы быть уверенными в оправдании. Однако, действия Петра не подразумевали, что христиане из язычников должны отказаться от веры во Христа и стать иудеями. Говоря постреформаторским языком, Петр, сам не подозревая, начал проповедовать онтологическое оправдание. Как следствие, его действия побуждали христиан из язычников к вере во Христа добавить обрезание для уверенности в оправдании. Знал ли Петр, что человек оправдывается только верой во Христа? – Конечно знал, но он не был тверд в этом учении, и потому пал.

В тесте, который мы будем сегодня изучать, апостол Павел продолжает приводить аргументы в пользу того, что оправдание грешника совершается не благодаря заслугам грешника, а благодаря заслугам Христа, и даруется только через веру во Христа. Можно сказать, что слово «только» является маркером того, в какое Евангелие вы верите. Все мы не только должны хранить учение об «оправдании только верой», но иметь твердые основания истинности этого учения, а также быть способными исправлять тех, кто заблуждается и, подобно Петру, обольщен лжеучителями.

Откройте Послания к Галатам 2-ю главу, где с 15-го по 21-й стихи читаем:

«15Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; 16однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. 17Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. 18Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. 19Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, 20и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. 21Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер».

Сегодня мы остановимся на 19-21 стихах прочитанного отрывка, в которых Павел приводит три доказательства того, что оправдание грешника перед Богом совершается только верой, где ключевое слово: «только».

Итак, первое доказательство того, что оправдание совершается только верой.

ПЕРВОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО:

Только вера соединяет грешника с Христом.

В 19-м и 20-м стихах читаем: «19Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, 20и уже не я живу, но живет во мне Христос…».

Павел пишет в начале 19-го стиха: «Законом я умер для закона». Перед тем, как мы разберемся с тем, что он хочет сказать этой фразой, нам необходимо понять, почему он, собственно, стал говорить об этом? Дело в том, что Бог дал Закон, и этот Закон вечен. Закон всю вечность будет провозглашать правосудие. Поэтому иудеи говорили: «Как можно отвергнуть Закон?Ведь он провозглашает Божью праведность». Чтобы закон перестал осуждать, его нужно исполнять. Только так можно удовлетворить требования правосудия. Закон – это настольная книга судьи, по которой он выносит приговор. «Кто соблюдает закон, - утверждали лжебратья, - тот не будет обвинен судьей». В результате, они попали под гнет Закона и остались без оправдания. И не только сами попали под проклятие Закона, но и поверивших им ввели в это же заблуждение.

Закон никогда не насытится обвинением против грешника. Сколько бы грешник ни пытался удовлетворить требования Закона, он будет продолжать его обвинять. Чтобы закон перестал обвинять, обвиняемый должен умереть, так как мертвого нельзя судить. Когда человек умирает, дело против него закрывается. Закон не может судить умершего. И Павел об этом говорит: «законом я умер для закона». Удивительно, как в такой короткой фразе помещается целый океан Божьей благодати. Давайте попробуем отрыть значение этих слов, чтобы насытить душу живительной истиной Божьей милости.

В фразе «законом я умер для закона» Павел говорит о двух законах: Законе благодати и Законе Моисея. В Послании к Римлянам апостол выражает эту же мысль следующими словами: «…закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим.8:2). Таким образом, первый Закон – это Закон духа жизни во Христе, а второй Закон – это Закон Моисея. Закон Моисея Павел еще называет законом греха и смерти, потому что он обнаруживает грех грешника и приговаривает его к смерти. И кто-то может спросить: «Но ведь я еще жив? Когда я умер? И почему я умер для закона?»Ключ к расшифровке фразы: «законом я умер для закона» находится в следующем предложении: «Я сораспят Христу» (19 ст.).

Глагол «сораспят» в 19-м стихе стоит в пассивном залоге, что говорит не о действии объекта, в данном случае – Павла, а о действии, произведенном извне над объектом. Так же, этот глагол стоит в перфекте, что говорит о том, что действие совершено ранее, но имеет значение на настоящий момент. Итак, что хочет сказать Павел? – Он говорит, что на кресте он был вместе со Христом. Закон Моисея приговорил его к смерти, но смерть по приговору Закона понес не он, а Иисус. Но смерть не смогла удержать Христа (Деян.2:24). Он воскрес! Теперь Закон не может предъявлять Павлу обвинения, так как, по его же требованиям (Рим.6:23), апостол уже был приговорен к смертной казни, и приговор был приведен в исполнение. А поскольку смерть по Закону Моисея по факту понес Иисус, то Павел называет смерть Христа вместо него – «Законом духа жизни» для себя. Именно Закон духа жизни, то есть заместительная смерть Христа, понесшего наказание по Закону Моисея, освободила Павла от обвинения.

Возможно, вы спросите: «Как Павел оказался на кресте вместе со Христом?» - Вера соединила Павла со Христом на кресте так, что он, обвинённый законом, во Христе понёс наказание. Но это еще не все. Посмотрите, что еще происходит благодаря сораспятию грешника со Христом через веру. В 20-м стихе читаем слова Павла о себе: «и уже не я живу, но живет во мне Христос…». Павел не только Законом духа жизни умер для Закона Моисея, но и стал жить благодаря этому Закону. В нем теперь живет Христос. Что это означает? - Теперь Бог смотрит на жизнь Павла и видит жизнь Христа, так же как на кресте, видя Павла, обвиненного Законом Моисея, Бог наказывал Христа. Это Евангелие. Вера соединяет грешника с Христом. Грех грешника становится на кресте грехом Христа, а праведность Христа становится праведностью грешника.

Вера – это магнит, который крепко-накрепко соединяет грешника с Христом. Вера – это, образно говоря, химический реактив, который растворяет грешника во Христе. Бог, глядя на спасаемого Им человека, видит на кресте грешника, но наказывает Своего Сына, как грешника, вместо него. После чего Бог смотрит на грешника и видит праведность Христа. Вы так верите? Но именно в этом заключена настоящая спасительная вера. Эта вера имеет коренное отличие от веры исторической (составляющая онтологического взгляда на оправдание), которая сосредоточена только на том, что Христос был распят при Понтии Пилате и воскрес в третий день. Но историческая вера не приносит в жизнь благ Христа. Спасительная вера приобретает всего Христа целиком, а вместе с Ним и все заслуги и блага для своей души: «От Него — вы во Христе Иисусе, Который стал премудростью для нас от Бога, и праведностью и освящением и искуплением» (1Кор 1:30).

Мартин Лютер говорил:

«Необходимо учить вере правильно, то есть, что ею вы так прилепляетесь ко Христу, что становитесь с Ним одним человеком, которого нельзя разделить, вы остаетесь прикрепленным к Нему навсегда и заявляете: «Я подобен Христу». И Христос, в Свою очередь, говорит: «Я подобен тому грешнику, который прикрепился ко Мне и к которому Я прикрепился».

Что делает спасительная вера? - Она соединяет вас с Христом.

Далее в Гал.2:19 читаем: «…чтобы жить для Бога». Вы можете жить для Бога только при двух условиях: 1) если вы умерли для закона и 2) если Христос живет в вас. Богу угодна только жизнь Христа. Он принимает только служение и жизнь Своего Сына. Все, что вне Христа, для Него подобно испачканной (нечистой) одежде.

Служить Богу на основании праведности от Закона – такое же безумие, как снять с себя бинт, весь пропитанный гноем, и махать им перед лицом окружающих людей, призывая их насладиться «ароматом». Бог ясно говорит о человеческой праведности через пророка Исайю: «Все мы сделались - как нечистый, и вся праведность наша - как запачканная одежда…» (Ис.64:6). Мы все в глазах Бога – как прокаженные, тела которых покрыты гнойными ранами, а вся наша праведность – как одежда прокаженных, которая вся пропитана гноем. И такими нас делает Закон.

Бог оправдывает грешника, чтобы он жил для Бога. Служить Богу мы можем, только если мы уверены, что мы умерли для Закона, а Христос живет в нас.

Давайте перейдем ко второму доказательству того, что грешник оправдывается только верой.

ВТОРОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО:

Только вера делает жизнь христианина праведной.

В 20-м стихе читаем: «…А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня». Что Павел хочет сказать словами: «А что ныне живу во плоти»? - Он как бы предвосхищает вопрос: «Ну, мы понимаем, что вера соединяет со Христом, и теперь Бог смотрит на грешника и видит праведность Христа, а на кресте наказал Христа вместо грешника. Но ведь грешник еще находится на земле, в теле, – как ему жить? По каким правилам? Должен же быть какой-то Закон, который определяет правила, что можно, а что нельзя; угодна ли моя жизнь Богу или нет??» Ответ Павла на это таков: «Я живу земной жизнью из веры в Возлюбившего меня и Предавшего Себя за меня». Другими словами, он говорит: «Все, что я ни делаю, я делаю исходя из того, что Христос возлюбил меня и Его любовь ко мне выразилась в том, что Он предал Себя вместо меня на кресте».

Неверующий человек, слыша слова Павла о жизни только верой во Христа, скажет: «Так, и что теперь? Теперь можно грешить сколько хочешь, если Христос уже заплатил за все грехи?» - Нет. Постараюсь пояснить это на примере:

Представьте себе, что ваше детство было примерно таким, как у меня. Весной вы любили бы кататься на льдинах. И вот, однажды ваша льдина уносит вас от берега, и вы падаете с нее и оказываетесь в ледяной воде. Ваша зимняя одежда намокает и тянет вас ко дну. Человек, проходивший мимо, видя это, бросается в воду и вытаскивает вас из воды. Очнувшись, вы увидели незнакомого вам человека, который вытащил вас из воды. Когда вы спросили у него, зачем он это сделал, ведь он мог утонуть, он ответил: «На тот момент я об этом не думал. Я думал только о том, что ты тонешь, и тебе нужна помощь». Позже вы узнаете, что из-за переохлаждения этот человек заработал воспаление легких. Теперь ответьте мне на вопрос: «Сколько раз у вас появится желание, чтобы этот человек снова оказался в ледяной воде?» Теперь вы понимаете, что сказать слова: «Раз Христос умер за твой грех, теперь греши сколько хочешь» может только человек, который не верит в Евангелие? Впрочем, не верит в Евангелие и тот, кто говорит, что признает, что Христос умер за Него, но продолжает жить в грехе (Он так же не верит, что Христос возлюбил именно его и предал Себя именно за него).

Вера делает жизнь человека целостной. Верующий в Евангелие все, что ни делает, делает, продолжая верить в Возлюбившего его и Предавшего Себя за него. Живя верою во Христа, верующий живет праведностью Христа.

Давайте перейдем к третьему доказательству.

ТРЕТЬЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО:

Только вера способна воспринимать благодать.

В 21-м стихе сказано: «Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер». Обратите внимание, в этом предложении Павел употребляет слово «благодать» как заменитель учения об оправдании верой. Он противопоставляет Божью благодать и оправдание законом, где под словом «благодать» подразумевается оправдание верой. Только верою мы получаем праведность, принадлежащую Христу, и оправдываемся благодаря Его праведности, а не своей. Это благодать.

Вначале мы рассмотрели два взгляда на оправдание, которые существуют среди тех, кто называет себя христианами: оправдание юридическое и оправдание онтологическое. Кто-то скажет: «Ну что плохого, если человек верит, что Иисус – Сын Божий, что Он умер и воскрес, но старается жить с помощью Христа так, чтобы Бог увидел в нем настоящую праведность и оправдал его?» Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте подумаем над следующим: «А как будет оцениваться, достиг ли человек праведности или нет? На основании чего этот подвижник будет признан праведным?» Иудей заявит: «На основании Закона»; Католик возвестит: «На основании праведных дел и покаяния»; Православный скажет: «На основании крещения и любви к ближнему». Неверующий в Евангелие протестант утвердительно произнесет: «На основании служения Христу» и др.. Павел все эти разновидности ответов сводит в одну фразу: «Оправдание Законом». Так в чем же опасность? Ведь все эти люди искренне хотят служить Богу и оказаться праведным пред Ним.

Слово Божье говорит: «Если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал.2:2). Оправдываться Законом – значит отвергать благодать. Павел же говорит, что, живя верой в Возлюбившего его и Предавшего Себя за него, он не отвергает благодать, как это делают те, кто пытается оправдаться законом. Мартин Лютер пишет по этому вопросу следующее:

«Я спрашиваю вас, что может быть более порочным и греховным, чем отвержение благодати Божьей и отказ от оправдания верой во Христа? … Поверьте мне, это богохульство просто неописуемо, оно хуже и ужаснее, чем что бы то ни было. Никакой иной грех Павел и другие Апостолы не порицают столь яростно, как пренебрежительное отношение к благодати и отвержение Христа».

Отвергать юридическое оправдание – значит заявлять: «Христос напрасно умер, поскольку мы сами можем стать праведными, нам нужно только в этом помочь. Христу не надо было умирать, Ему нужно было просто послать помощь и показать пример» Это ли не гордость и восстание против благодати Божьей? Пока человек не примет верой праведность Христа и не умрет для закона, он не верит в Евангелие.

После прошлой проповеди прямо на следующий день на почту я получил письмо следующего содержания:

«Здравствуйте. Несколько месяцев назад я смог взломать защиту ОС вашего устройства и получил полный контроль над вашей учетной записью, у меня теперь есть возможность включать/выключать камеру и микрофон, делать записи, при этом вы ни о чем не догадываетесь. Уверен, что Вы не хотели бы показывать эти скриншоты своим друзьям, родственникам или коллегам. Для выхода из данной ситуации предлагаю вам следующий вариант - Вы отправляете мне 7OO USD, я же со своей стороны удаляю все скриншоты».

На обдумывание шантажист дал мне 72 часа. В случае моего отказа на его предложение, он пообещал весь компромат на меня вылить в сеть. Моя первая реакция – волнение и мысли: «А вдруг это правда? И через 72 часа обо мне узнают то, что я не хотел бы, чтобы знали другие. Вдруг это правда, что он снимал меня на камеру, и теперь у него есть снимки, которые я не хотел бы, чтобы стали достоянием общественности?» И тогда я начал проповедовать себе: «О каких моих грехах знает этот шантажист, о которых не знает Бог? Но чего шантажист точно не знает, так это того, что теперь Христос – моя праведность. Даже если у него действительно есть что-то, что покажет меня в непристойном свете, кто обвинит меня, если Бог оправдывает меня?» Примерно также действует Закон.

Закон пытается напомнить вам, что вы согрешили, и что Бог будет судить вас. И, чтобы избежать суда, Закон говорит: «Плати» - Нет! Не нужно никакой платы! Христос умер не напрасно! Он оплатил полную цену за ваши грехи! Он возлюбил вас и предал Себя за вас! Не отвергайте благодати Божьей! Лжеучителя и сам дьявол будут всегда пытаться привести вас в чувство вины, чтобы поработить закону, но наш сегодняшний текст: Гал.2:19-21 учит нас, как отвечать: «Закон, я умер для Закона. И уже не я живу, а живет во мне Христос. Он – моя праведность!» Аминь.