📆 24.04.2022
📖 Гал 2:14-21
👤 Петлин Сергей
Христиане никогда не осознают радость и счастье в своей жизни, пока не отведут должного места главному вопросу евангельской вести. В чем суть этого вопроса? Главный вопрос евангельской вести заключается в следующем: Как дело и заслуга Христа соотносятся с теми, кто считает себя Его учениками? Чтобы вам было более понятно, о чем идет речь, я постараюсь выразить суть этого вопроса по-другому: «Верите ли вы, что Иисус умер за грехи грешников?» Думаю, что ответ многих, сидящих в этом зале, – «Конечно, да». Тогда я спрошу прямо: «Можешь ли ты быть уверенным, что Иисус умер лично за тебя?» Вот здесь возникает внутреннее переживание. И мой список вопросов к тебе продолжается: «Иисус воскрес из мертвых, но почему ты уверен, что и ты будешь воскрешен?», «Иисус вошёл во «…внутреннейшее за завесу» (Евр.6:19), но откуда тебе знать, что Он приведет к Себе и тебя?», «Иисус ходатайствует за тех, кого Он искупил, но уверен ли ты, что Он искупил и тебя?» Сегодня проповедники в своих церквях будут задавать и уже задают вопрос: «А воскрес ли Христос в твоем сердце?», какой ты дашь на него ответ?
Когда вы отвечаете на эти вопросы, вы испытываете определенную степень неуверенности. Прибавьте еще к вашим сомнениям совершённые вами греховные поступки, которые судят вашу совесть, и в сумме вы получите еще большую неуверенность в своем спасении. Мы все время от времени находимся в этом положении, поэтому испытываем нужду найти покой душе в том, что искупительное дело Христа совершено лично за нас. Таким образом, возникает необходимость иметь что-то, что помогало бы всегда иметь уверенность, что Христос искупил и нас. Вот здесь таится опасность, потому что во время нашей духовной слабости нам хочется иметь что-то видимое, что убеждало бы нас в том, что мы по-прежнему в союзе со Христом, и Его дело искупления применяется лично и к нам.
Для иудействующих христиан, о которых мы подробно говорили в прошлое воскресение, таким средством было обрезание. Обрезание, по их утверждениям, делало человека частью Израиля, а значит – наследником обещаний, данных этому народу. Кому Бог обещал Царя из рода Давидова? – Израилю. Кому Бог обещал Того, Кто спасет народ Свой от его грехов? – Израилю. Кому принадлежат заветы и законоположение? – Израилю. Кому Бог говорил: «касающийся вас касается зеницы ока Моего»? – Израилю. Вывод из всего этого иудействующие делали очень простой: «чтобы все обещания работали в твоей жизни, тебе нужно стать частью Израиля». А как стать частью народа Израиля? – «Вступить в завет с Богом через обрезание. Нет обрезания – нет и уверенности, что обещания Бога принадлежат так же и тебе», – говорили иудействующие. «В тоже время, обрезание – это только дверь к уверенности в принадлежности к Богу!», - продолжали развивать свою мысль они.
Окончательную уверенность в спасении, по мнению иудействующих, в конечном итоге давал Закон. По их заверениям, только соблюдающий Закон человек мог не сомневаться, что он точно принадлежит ко всем обещаниям, данным Израилю, в том числе и к делу спасения, которое совершил Христос. Поэтому, когда иудействующие христиане пришли в Антиохию, Петр, узнав об этом, стал таиться от них и скрывать, что он ест с язычниками. Петр понимал, что, если они увидят его за одним столом с ними, это приведет к большим волнениям и многим вопросам со стороны ревнующих по закону. Ведь они были уверены, что Закон запрещает есть с язычниками, несмотря на то, что в нем прямо не говорится о том, что еврею запрещено сообщаться с иноплеменниками. В законе было сказано: «3По делам земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по делам земли Ханаанской, в которую Я веду вас, не поступайте, и по установлениям их не ходите: 4Мои законы исполняйте и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним. Я Господь, Бог ваш» (Лев.18:3-4), однако иудействующие трактовали эти слова по-своему.
Но, под влиянием фарисейства, ревность о «праведности от закона» у евреев развилась до такой щепетильности, что они были уверены в том, что закон возбраняет им есть с язычниками. Благодаря влиянию фарисейских воззрений на народ, Петр, как мы знаем, когда-то был сам уверен, что закон запрещает даже заходить в дом язычника, не то, что есть с ним: «И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником...» (Деян.10:28). А теперь, когда пришли иудействующие, он, конечно понимал, что они убеждены, что нельзя есть с необрезанными, пусть даже и верующими во Христа. И, как мы говорили в прошлый раз, он начал таиться, руководствуясь несомненно благими намерениями, но при этом не думая, как его действия влияют на Евангелие. А также он не постарался вникнуть, что стоит за желанием иудействующих обрезывать уверовавших во Христа язычников. Поэтому Павел, видя лицемерие Петра, противостал ему.
И вот, мы подошли к реакции третьей группы на Евангелие, к которой относился и Павел, о которой читаем в Гал.2:14-21:
ТРЕТЬЯ ГРУППА:
Павел и его спутники.
Откройте Послание к Галатам, где во 2-й главе с 11-го по 21-й стихи читаем:
«11Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. 12Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. 13Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. 14Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски? 15Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; 16однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. 17Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. 18Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. 19Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, 20и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. 21Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер».
Реакцию Павла на поведение Петра (связанную с Евангелием) можно разложить на три части, которые определяются местоимениями. В первой части своей реакции Павел использует местоимение второго лица единственного числа: «ты», чтобы показать, что он обращается лично к Петру (Посмотрите 14-й стих – это обличение). В 15-17 стихах он использует местоимение первого лица множественного числа: «мы» для того, чтобы изложить доктрину Евангелия. А в третьей части он использует местоимение первого лица, единственного числа: «я» (18-21 ст.), чтобы показать, каким должно быть применение доктрины Евангелия.
Делая практическое применение евангельской истины, Павел не только защищает Евангелие, но и исправляет Петра.
Первая часть защиты Евангелия: обличение.
В 14-м стихе читаем: «Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?»
Павел в 14-м стихе пишет, что он «увидел» в Антиохии. Когда для него стало ясно, что Петр своим поведением нападает на Евангелие, он вынужден был противостать ему. Нам всем хотелось бы иметь такое розовое христианство, в котором не было бы места для каких-либо конфликтов. Но это иллюзия. Дело в том, что в церкви время от времени происходят нападения на Евангелие. Ради сохранения (формального) мира внутри церкви проявляют себя новые Петры, которые искренне уверены, что их лицемерие оправдано обстоятельствами. Поэтому церковь нуждается в том, чтобы появлялись новые Павлы, которые были бы способны видеть, когда происходит нападение на Евангелие даже от хороших и честных христиан, которые, подобно Петру, находятся на виду у других.
Павел выступает против Петра «при всех», то есть в присутствии всей антиохийской церкви. Это было открытое противостояние публичных среди христиан людей. Как правило, разногласия среди таких людей стараются не придавать огласке, чтобы не смутить простых верующих. Но Павел не только противостоит Петру в Антиохии, он пишет об этом еще и в послании, зная, что об этой истории узнают все христиане во всех городах.
Согласитесь, действия Павла не поднимают репутацию Петра в глазах христиан. Павел понимает, что авторитет Петра может пострадать, но, тем не менее, он идет на это. Почему? Потому что он уверен, что на кону не его личное мнение, а авторитет Евангелия. Если кто-то, даже какой-либо апостол, имеет право изменять Евангелие, подстраивая его под ситуацию, то эта весть не обладает божественным авторитетом. То есть Евангелие, которое проповедовал Павел, становится лишь его личным мнением, его субъективным пониманием того, как Бог спасает грешника.
В рассматриваемом нами случае в Антиохии Евангелие больше подвергалось нападению со стороны Петра, а не со стороны иудействующих. Поэтому Павел не мог не обличить его публично. Надеюсь, вам понятно, почему поступок Петра, Варнавы и других христиан из иудеев был так опасен для проповеди Евангелия Благодати Божьей? И почему понадобилось публичное обличение?
Павел видел, что Петр и его последователи «…не прямо поступают по истине Евангельской…» (14 ст.). В исповедании Петра на тот момент не было целостности. Он верил в одно, а поступал иначе. А ведь именно этого и добивались иудействующие. Для них было не важно, во что верил Петр, главное, чтобы он исполнял их обряды. Опасность такого положения в том, что участие в иудейских обрядах делает человека в глазах людейсоучастником в лжеевангелии, даже если он точен в своих доктринальных позициях.
Для лжеучителей не важно, какой доктрины ты придерживаешься, главное, чтобы ты исполнял их обряды, на которых они строят уверенность в спасении (что этот обряд, по их мнению, соединяет их с искупительным делом Христа). Но, если в своей религии человек будет исповедовать, что он верит в Евангелие, а придерживаться древних обрядов, то по сути он останется верным своей прежней религии. Когда Петр таился от иудействующих, он тем самым доказывал, что для спасения необходим закон, даже несмотря на то, что он верил правильно и проповедовал, не искажая истины. Однако, несмотря на верное богословие, Петр поступал не по истине Евангельской. По этой причине Павел и обличил Петра.
Почему проблему, созданную поведением Петра, важно понимать нам, – живущим во времена, когда обрезание в церкви не практикуется уже больше двух тысяч лет? Мы не должны впадать в заблуждение, что Евангелие благодати Божьей победило в церкви во времена Павла раз и навсегда. Новые поколения христиан, читая и изучая Послание к Галатам, говорят: «нельзя к вере во Христа прилагать обрезание и церемониальный закон Моисея, потому что Павел предал это анафеме. Но ведь Павел ничего не говорил о том, что для спасения не нужно креститься». Или они говорят, что «апостолы не учили, что для спасения не нужно исполнять моральный закон Моисея», или «Павел в Послании к Галатам не утверждает, что на мессу не нужно приносить бескровную Жертву Христа и есть Его тело, чтобы иметь союз с Ним». Знаете, на что это все похоже? Это похоже на то, что я принесу на служение протухшую селедку и положу посреди зала, а брат Максим напишет мне обличение о том, что нельзя на служение приносить селедку в таком виде. Я соглашусь с ним, и на следующее воскресенье принесу протухшую скумбрию и скажу при этом: «…но ведь Максим ничего не говорил о протухшей скумбрии». Поэтому неудивительно, что в церкви время от времени возникают с новой силой старые ереси иудействующих времен Павла, но уже в новом обличии.
Так, например, в 1250 г. на Вьенском соборе утверждалось следующее: «...мы, принимая во внимание общую действенность смерти Христа, которая, через крещение сходным образом прилагается ко всем крещенным…». Вы скажете: «Ну это когда было? Тем более, это католики. Благодарим тебя, Боже, что мы не такие...». Вот цитата из документа современных кальвинистов: «Но как ты узнаешь, что обетование действительно предназначено для тебя, а не просто для других людей в церкви, для людей, продвинувшихся дальше в своем освящении или имевших какой-то особый опыт, убедивший их в Божьей любви. Ответ состоит в том, что у тебя был такой особый опыт. Ты был крещен» (Джон Барак).
Как во времена Павла обрезание нападало на Евангелие, так сегодняшние учения, например, о завете через крещение, о союзе со Христом через евхаристию, о возрождении через крещение, о говорении на иных языках, как знаке возрождения и принятия Духа и т.п., так же нападают на Евангелие, с той лишь разницей, что одно ложное средство соединения со Христом заменяется другим.
Чтобы мы были способны различать нападения на Евангелие и не оказаться в положении Петра, давайте посмотрим на доктрину, которую дает Павел, указывающую на одно единственное средство, соединяющее нас со Христом и Его искупительным делом:
Доктрина:
«15Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; 16однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. 17Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак»
В 15-16 стихах мы читали: «Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; однако же, узнав, что человек оправдывается…». Этими словами Павел возвращает Петра (и всех нас ) на место его нужды. Он как бы говорит Петру: «Дорогой брат, Петр, тебе надо забыть, что ты был иудеем до того, как уверовал во Христа. Тебе надо помнить, что ты был грешником». Поэтому Павел начинает изложение доктрины с того момента, в котором сейчас находится Петр в своем заблуждении, и возвращает его туда, где его нашел Иисус. Павел как бы встает на уровень мышления Петра в настоящем и направляет его обратно к верному образу мыслей. Предложение Павла в 16-м стихе можно перефразировать так: «Петр, мы действительно с тобой родились среди народа, которому вверено Божье Слово, а не среди язычников, которые кроме греха ничего не знали. Однако, мы так же, как язычники, нуждались в оправдании. Почему? Потому что мы были такими же грешниками, как они».
Напоминая об оправдании Петру, Павел как бы задает ему ряд вопросов: «Когда Иисус был на земле, разве Он не учил: «Не праведные имеют нужду в покаянии, а грешные» и «Я пришел призвать не праведников, но грешников»? Вспомни, Петр, разве не ты, упав на колени, умолял Христа: «Выйди от меня, ибо я человек грешный»? Разве в то время ты не был обрезан? Убеждал ли тебя в тот момент этот обряд в принадлежности к народу Божьему? Что свидетельствовало тебе, что ты невиновен за свой грех пред Богом? Что случилось с тобой? Почему ты забыл о том, в каком положении ты находился пред Богом? Ты свидетельствуешь о том, что никогда не ел ничего нечистого, почему же, тогда в лодке, ты не сказал: «Иисус, ты зашел в правильную лодку, так как ничего нечистого никогда не входило на нее?», а вместо этого ты понимал, что даже ее дно осквернено твоим грехом, поэтому просил Христа выйти из нее? Павел приводит Петра на место, с которого начинается всякое исцеление, где происходит осознание собственного греха, перед Богом – к Евангелию.
До сегодняшнего дня основная причина того, почему Евангелие остается бездейственным, заключается в отсутствии осознания греха. Одни люди не принимают Евангелие, потому что они противятся тому, чтобы видеть себя грешниками перед Святым Богом. Другие, получив спасение, начинают лицемерить по отношению к Евангелию, потому что забыли, что Христос возлюбил их, когда они были еще грешниками (Рим.5:8).
Почему главная нужда человека – стать праведным перед Богом? Потому что все согрешили (Рим.3:23). В тоже время необходимо понимать, что наша греховность определяется прежде всего не тем, что мы делаем или не делаем. Наши дела могут усугублять нашу греховность, но не определять ее. Поэтому хорошо и правильно с детства удаляться от дурных компаний, влекущих в различные грехи, которые оставят неизгладимый отпечаток на вашей жизни. Но скольким из вас удалось избежать влияния этих компаний? В то же время, если вы не пускались «во все тяжкие», это еще не значит, что вы менее нуждаетесь в оправдании, чем люди, пившие грех полною чашею. Ваша греховность определяется вашим отношением к Богу, а не вашими поступками.
Давайте вместе подумаем, кто более восстал против отца в притче о Блудном сыне (см. Лук.15:11-32): сын, который потребовал у отца причитающуюся ему часть имения, или тот, кто всю жизнь роптал на отца, что он не догадался отдать ему его часть? Тот, кто промотал свою часть наследства, или тот, кто всегда желал прокутить имущество с друзьями, живя рядом с отцом? Тот, кто ушел в далекую страну от отца, или тот, кто жил рядом, но искал радость в развлечениях, а не в общении с отцом?
Некоторые люди, находясь в церкви с детства, так и не могут увидеть себя грешниками, потому что мерят себя по делам, сравнивая свою жизнь с теми, кто не был в церкви. Но разве вы любите Бога больше всего остального? Разве вы находите в Нем полное удовольствие для своей души? Разве вы не уподобляете Бога идолу, который должен удовлетворять ваши прихоти и исполнять ваши желания? Разве вы относитесь к ближнему так, как хотели бы, чтобы относились к вам? Разве вы не любили себя, отворачиваясь от нужд людей? И дело не в том, что вы думаете о себе. Дело в том, что говорит о вас Бог. А Его вердикт максимально ясен: «Все согрешили!» (см. Рим.3:23). Вы не можете принять Евангелие не потому, что вы не имеете достаточно знаний о Христе, а потому, что вы не принимаете слов Бога о вас: что вы грешник, лишенный праведности. Ваша великая нужда – быть оправданным. Евангелие – это весть о том, как грешнику оправдаться перед Святым Богом, чтобы обрести мир с Ним.
В 16-м стихе мы читаем следующие слова Павла: «…человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона…». Теперь Павел напоминает Петру о том, как тот получил оправдание. Павел как бы увещевает его: «Помнишь ты давал обещание Христу: "С Тобой я готов и в темницу, и на смерть идти"? Ты давал обещание Христу, что не подведешь Его, даже если все отрекутся: "…если и все соблазнятся, но не я… хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя". Скажи, Петр, Иисус принял тебя и сделал Своим сопастырем, потому что ты исполнил свои обещания? Когда ты встретил Его, спросил ли Он тебя: "Исполнил ли ты Мои заповеди и свои обещания?". Разве Иисус не молился, чтобы не оскудела вера твоя? Помнишь ли ты, Петр, хоть одного человека, которому Иисус сказал при встрече: "Пришло спасение в дом твой, потому что ты исполнил дела закона?". Разве не слышал ты, Петр, раз за разом, как Господь говорил то одному грешнику, то другому: "Вера твоя спасла тебя"? Петр, и я – такой же грешник, и я старался законом угодить Богу, но делался еще большим преступником пред Ним. Теперь же, я почитаю за сор всю ту праведность, к которой я стремился, соблюдая закон, потому что вся моя праведность от закона – как испачканная одежда. Я даже не мечтаю предстать пред Богом со своей праведностью, которая от закона, а только с той, которая от Бога по вере. И я, и ты узнали не только интеллектуально, но и из своего религиозного опыта, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа. Бог оправдал нас через веру в Иисуса, и только через веру! Вера соединяет нас с искупительным делом Христа. Если мы к вере что-то добавляем, то тем самым аннулируем веру».
Здесь я хотел бы остановиться и сделать одно замечание к тексту. Вы видите в нашем переводе 16-го стиха: «…человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа…», слово «только». На самом деле, в греческом тексте нет этого слова «только». Но, почему-то, даже православные переводчики вставили это слово, хотя сами не верят, что человек оправдывается только верой. Вообще слово «только» – это главное слово Реформации, потому что оно так же главное слово Евангелия благодати, поскольку мы спасены: Только по благодати; Только Иисусом Христом; Только верой; Только по Писанию; Только во славу Божью.
И все же, откуда слово «только» появилось в нашем переводе? Это важно понимать. Потому что те, кто отвергают оправдание только верой, указывают на то, что слова "только" нет в греческом тексте. Кальвин писал: «Апостол не имеет в виду, что одни лишь обряды или любые другие дела не достаточны, если на помощь им не придет вера. Он отрицательному утверждению противопоставляет утверждение исключающее… Ибо лжеапостолы не отрицали ни Христа, ни веры в Него, но требовали помимо этого соблюдать и обряды». Кальвин как бы говорит, что Павел выстраивает мысль так, что вера исключает все остальное. Также любой человек, чтобы выразить мысль Павла, обязан сказать: «Только верой». Поэтому в нашем переводе слово «только» не выделено курсивом, как вставленное переводчиком, так как оно в точности передает вложенную Павлом мысль в этом тексте. Таким образом Павел напоминает главную доктрину Евангелия Петру и нам, что есть единственное средство, которое соединяет нас со Христом, – вера. Праведность Христа становится нашей праведностью только благодаря вере.
Для меня в этой истории больший пример в защите Евангелия даже не Павел, а Петр. Как Петр стал тем человеком, через которого произошло нападение на Евангелие, так он стал тем, через кого Евангелие утвердилось для нас. Петр принял обличение ради Евангелия. Он поставил Евангелие выше своих амбиций, так как кому, как не ему, были даны ключи Царства небесного (Мт.16:18-19). Он со смирением принял обличение и проповедь Павла, в которой тот возвращал его к Евангелию. Откуда мы это знаем? После обличения Петр возвращается в Иерусалим, а иудействующие остаются в Антиохии и продолжают спорить с Павлом. Из-за этих споров Павел с Варнавой решают идти в Иерусалим, чтобы защищать Евангелие. В Иерусалиме сначала дали высказаться Павлу и иудействующим, потом взял слово Петр. И он уже без какого-либо смущения перед иудействующими сказал поразительные слова: «10Что же вы ныне искушаете Бога, [желая] возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? 11Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они» (Деян.15:10-11). То есть Петр говорит: «Мы, то есть обрезанные, спасемся, как и они – необрезанные – благодатью Иисуса Христа».
Чтобы Евангелие произвело в вас такое же неизгладимое действие, что и в Петре, вам необходимо осознать три истины:
- Во-первых, вы должны понимать: как бы тяжело вам ни было сейчас в вашей жизни, вы – не жертва, вы – преступник, заслуживающий намного худшего, чем все ваши трудности вместе взятые;
- Во-вторых, у вас нет абсолютно ничего, что вы могли бы предъявить Богу, как оправдание за ваши преступления пред Ним;
- В-третьих, единственное, как вы можете угодить Богу,– это получить праведность Христа верою в Его искупительное дело ради вас.
Евангелие - это Весть, в которой открывается праведность Божья через веру. Если вы принимаете оправдание верой, то ваша жизнь будет преображаться в образ Христа.