72K подписчиков

Инна Чурикова. Начало до "Начала"

1,9K прочитали

Инна Михайловна Чурикова оставила нас. Для русского народа это большая утрата. Её любили все. Она была неповторимая и единственная. Слова излишни...

Инна Михайловна сумела сломать сложившиеся представления о красоте. Перемолола все стереотипы своего времени и ворвалась в мир искусства верхом на своём космическом таланте. Более того, она подарила надежду огромному числу сомневающихся в своей яркости людей идти подобной дорогой. После её успеха многие не самые красивые молодые люди стали пробиваться в мир кино и театра.

"Тучи над Борском". Райка. 1960 год.
"Тучи над Борском". Райка. 1960 год.

Удивительно, что она поступила в театральный вуз в первый же год. Сразу же после окончания школы. Но для этого она прошла унижения почти во всех московских заведениях куда подавала документы. Злые театральные дяди и тёти не стесняясь ей говорили: "Вы знаете, кто такая Афродита? А теперь взгляните на себя в зеркало". Но будущая звезда не сдавалась. Она, с детства мечтавшая стать только актрисой, утирала слёзы и шла дальше. А дальше было тоже самое. Семнадцатилетняя Инна отвечала, что у неё такое своеобразное лицо, и что не каждому дано его оценить, что она безумно любит театр, что она ещё в 15 лет выходила на сцену Театра имени Станиславского в постановках молодёжной студии. Но экзаменаторы были непреклонны.

И всё же ей повезло! Последним в списке заведений было щепкинское училище. Известный педагог, лауреат 2 сталинских премий, Вениамин Иванович Цыганков, стал за Инну горой, произнеся при этом коллегам: "Она или дура, или гений! А значит нам подходит". Он рискнул взять необычную абитуриентку на свой курс, и не прогадал. Инна была самой старательной ученицей курса, и окончила "Щепку" с красным дипломом в 1965 году, была распределена в московский ТЮЗ играть разных белочек, зайчиков и бабок Ёжек.

Почему-то у нас считается, что первой работой в кино у Инны Михайловны был короткий бессловесный эпизод в "Я шагаю по Москве", где она рисует лошадь. Но на самом деле первым эпизодом в кино у великой актрисы стала роль Райки в фильме "Тучи над Борском" ещё за три года до рисования лошади. И роль-то была со словами. Героиня семнадцатилетней Инны произносит короткий, но сильный монолог на собрании, и ещё несколько раз мелькает в кадрах со школьниками.

Вообще фильм Василия Ордынского "Тучи над Борском" получился талантливым, но страшным. Второй раз его смотреть не хочется. В фильме кроме Инны Чуриковой дебютировали Роман Хомятов, Игорь Охлупин, другая Инна - Гулая, Владимир Ивашов и сам Никита Сергеевич Михалков. Фильм был госзаказом Никиты Сергеевича, но другого - Хрущева. Дюжина кинофильмов в период с 1959 по 1962 должна была развенчать религиозные чувства советских граждан. "Тучи над Борском" приковывали к позорному столбу секту пятидесятников.

Второе появление актрисы в кино было в данелиевском фильме, опять же вместе с Михалковым. Третьим фильмом у Инны Михайловны был "Где ты теперь, Максим?". И роль Анжелики была вполне полновесная и интересная. Эту работу уж мало кто упомнит, хоть картину и снимал сам Эдмонд Кеосаян.

Работу Инны Михайловны у Кеосаяна полностью замил четвёртый фильм актрисы - "Морозко". Душенька-Марфушенька получилась великой ролью. Её и через 100 лет будут помнить. Такой фантастически удачный образ слепила нам 21-летняя актриса. Тогда ещё студентка "Щепки". Уж сто баек сочинили про то как она лук на морозе ела и ломала зубы об орехи.

И вот вскоре подоспел пятый кинофильм студентки - "Стряпуха". Тут уже Э. Кеосаян дал Инне главную роль буфетчицы Варвары. Фильм запомнился публике. Прокат был большой (30 млн. зрителей). И все насладились и игрой Чуриковой и красотой Светличной и поющим необычным для себя оперным тенором Высоцким, да ещё и перекрашенным в блондина.

"Стряпуха". Варвара
"Стряпуха". Варвара

Синхронно со "Стряпухой" Инна Михайловна снималась у Г. Данелия в шикарной комедии "Тридцать три". Чурикова великолепно сыграла сексапильную Розочку влюбившуюся без памяти в уникального Ивана Сергеевича Травкина.

"Тридцать три". Розочка Любашкина и И.С. Травкин
"Тридцать три". Розочка Любашкина и И.С. Травкин

Вот так совсем неплохо получился заход в кино у студентки Чуриковой: 6 киноролей за пять лет! И ведь никто её не выгнал из вуза за нарушение традиций: не сниматься - не получив диплома. Тогда актёров-студентов жёстко песочили по комсомольской линии за самовольные съёмки, а наиболее ретивых даже выгоняли.

Получив свой красный диплом и играя третьесортные роли зверушек в ТЮЗе Инна Михайловна только в 1966 году снялась в 4 фильмах! Она сыграла белокурую Жози в "Неуловимых мстителях" Кеосаяна, колдунью Нелли в "Старшей сестре" Г. Натансона, а также увесистые роли в телеспектаклях "Тебе, юность" и "Декабрь, 1941". Ну и как довесочек ко всему была смешная роль в "Фитиле", где она сыграла молодую мать.

"Старшая сестра". Нелли.
"Старшая сестра". Нелли.
"Неуловимые мстители". Жози.
"Неуловимые мстители". Жози.
"Фитиль". Молодая мать
"Фитиль". Молодая мать

Только после этого произошла судьбоносная встреча актрисы и режиссёра Глеба Панфилова, которая определила в её жизни многое. Но даже если бы и не было этой важной для неё встречи, она бы всё равно стала великой. Такой талант всё равно бы не увял, и взрастал бы и полнился. Просто с Г. Панфиловым всё стало в её жизни яснее и определённей.

Да, режиссёр пошёл в ТЮЗ смотреть Чурикову, которая летала на метле по сцене изображая бабу Ягу. Всё, почти дословно как в фильме "Начало". Только Инна была не робкая и эксцентричная дебютантка, а уже сложившаяся актриса с десятью картинами за плечами.

Конечно Таня Тёткина и Паша Строганова - это высший пилотаж актёрской игры. Эти две культовые роли Инны Михайловны принесли ей настоящую славу. Эти киноработы актрисы разобрали покадрово наши критики, и положили в золотые коробочки лучшего советского киноискусства. В принципе после них можно было уже и ничего не играть. Слава уже была занебесная.

Художница и медсестра Таня тёткина. "В огне брода нет"
Художница и медсестра Таня тёткина. "В огне брода нет"

И Инна Михайловна после "Начала" приостановилась, занялась театральной карьерой в Ленкоме. И все семидесятые годы играла только в кинокартинах мужа и у М. Захарова. Потом конечно разговелась в кино по-полной выдав шедевральные роли у Тодоровского, Швейцера, Шахназарова, Кончаловского, Меньшова, Бортко.

Про феномен Инны Чуриковой уже написаны тонны строчек и ещё напишут несколько тонн. Только успевай вагонетки подкатывать. Богатство она оставила нам огромное. Нам ещё долго изучать карты лабиринтов её души, исследовать пещеры бездонные её возможностей, врастающие в небеса дворцы её таланта.

Инна Михайловна Чурикова оставила нас. Для русского народа это большая утрата. Её любили все. Она была неповторимая и единственная. Слова излишни...-8

В эту пару дней наверно миллион человек посмотрел "Морозко". Только все не смеялись, а плакали. Провожали.

Родная наша. Наша и только наша. Своя. Неповторимая... Как-то совсем пусто стало...