Любовные раны Маяковского
Я ж навек любовью ранен -
Еле-еле волочусь...
Да, Маяковский едва успевал залечивать свои любовные раны. Ещё не сходила одна любовная короста ("страсти корь сойдёт коростой..."), как в другом месте появлялась новая.
Так было и на этот раз. Когда Владимир Маяковский в 1928 году поехал во Францию, чтобы встретиться со своей американской возлюбленной и их дочерью, Эльза Триоле по просьбе своей сестры Лили Брик свела поэта с русской эмигранткой, красавицей Татьяной Яковлевой. В этот раз Лили немножко просчиталась: она опасалась, что Маяковский уедет в Америку с Элли Джонс, а он не на шутку влюбился в Яковлеву. Да так сильно, что посвящал девушке свои стихи. До этого все посвящения были только ей - Лили!
Есть мнение, что Лили Брик был невыгоден отъезд Маяковского в Америку из-за того, что они с Осипом жили за его счет, да и утрата статуса единственной музы известного пролетарского поэта тоже её не радовала.
Маяковский у ног прекрасной манекенщицы.
После покупки машины для Лили, Владимир должен был уехать в Москву, но задержался в Париже, охваченный страстью к Т. Яковлевой. "Это была замечательная пара. Маяковский очень красивый, большой. Таня тоже красавица — высокая, стройная, под стать ему. Маяковский производил впечатление тихого, влюблённого. Она восхищалась и явно любовалась им, гордилась его талантом", - вспоминал их общий парижский знакомый, художник В. И. Шухаев.
В 1928 году Татьяне Яковлевой было всего лишь 22 года. Но к этому времени ею было уже многое пережито. Революция, страх за свою жизнь, эмиграция, тяжелая болезнь... Оказавшись в Париже и вылечившись от чахотки, Татьяна устроилась работать манекенщицей в Доме моды Кристиана Диора. Не без помощи своего дяди, известного художника, она быстро освоилась в высшем парижском свете. Татьяна знала цену себе и своей красоте. Среди её поклонников были Вертинский, Прокофьев, Шаляпин
...и Маяковский. Поэт сделал Т. Яковлевой предложение. Но девушка, скорее всего, ответила, что ей надо подумать.
...Не хочешь? Оставайся и зимуй.
И это оскорбление на общий счет нанижем.
Я все равно тебя когда-нибудь возьму-
Одну или вдвоем с Парижем!
Поэт уехал в Москву один.
Перед отъездом из Парижа Владимир Владимирович оставил все свои деньги в одной из оранжерей, с просьбой каждую неделю доставлять букет цветов по адресу Т. Яковлевой. "Я получаю каждый день телеграммы и каждую неделю цветы. Он распорядился, чтобы каждое воскресенье утром мне посылали розы", – говорила Татьяна. Она получала цветы даже какое-то время после смерти Маяковского.
Первое время Яковлева и Маяковский переписывались. Последнее письмо поэта датировано 5 октября 1929 года. После чего погрузился в сильнейшую депрессию.
Разбитое сердце поэта.
Лили Брик видела и понимала, что теряет возлюбленного, и потому пошла на хитрость. За столом в присутствии многих гостей 29 октября 1929 г. она зачитала письмо от сестры из Парижа, где якобы говорилось о том, что Т. Яковлева на днях выходит замуж за виконта дю Плесси. Маяковский сделался мрачным, резко встал и, ничего не говоря, вышел из-за стола, натыкаясь на мебель.
К этому времени Маяковского уже не выпускали за границу. Возможно, об этом тоже позаботилась Лили Брик...
"Одно ясно - Таня явилась одним из слагаемых общей суммы назревшей трагедии. Это мне известно от Володи: он долго не хотел верить в её замужество. Полонская особой роли не играла", - писал В. Каменский в письме к матери Т. Яковлевой.
Есть запись в дневнике М. Презента о том, что Маяковский рано утром 14 апреля 1930 года, за три часа до самоубийства, отправил Т. Яковлевой телеграмму: "Маяковский застрелился". Но других документов, подтверждающих этот факт, нет.
Первое замужество Т. Яковлевой было несчастливым. С мужем они жили плохо. От этого брака родилась дочь. Потом Татьяна пережила тяжелейшую аварию, после которой её собирали по частям.
После гибели мужа, Татьяна вышла замуж за молодого художника А. Либермана. Супруги переехали в Америку и жили очень счастливо. Татьяна Яковлева не дожила до своего 85-летия несколько дней...
Уже второй. Должно быть, ты легла.
В ночи Млечпуть серебряной Окою.
Я не спешу, и молниями телеграмм
Мне незачем тебя будить и беспокоить.
Как говорят, инцидент исперчен.
Любовная лодка разбилась о быт.
С тобой мы в расчете. И не к чему перечень
Взаимных болей, бед и обид.
Ты посмотри, какая в мире тишь.
Ночь обложила небо звездной данью.
В такие вот часы встаешь и говоришь
Векам, истории и мирозданью.
(В. Маяковский. Из неоконченного.)
Всем любви и счастья!