Советская боевая машина десантная первая предназначена для десантирования с военно-транспортных самолётов типа Ан-12, Ан-22 и Ил-76. Используется с 1969 года.
Необходимость создания
Задание на создание боевой машины пехоты для Воздушно-десантных войск СССР дал командующий ВДВ В.Ф. Маргелов. В 1950-х годах десантники имели только стрелковое вооружение и гранатомёты. В 1960-х годах назрела необходимость снабдить парашютные части тяжелым вооружением. Для противотанковой обороны нужны были противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) на базе БРДМ и БРДМ-2, противотанковые САУ АСУ-57 и АСУ-85, и самодвижущаяся артиллерия. Личный состав перевозился на автомобилях повышенной проходимости ГАЗ-67, ГАЗ-69, УАЗ-469 и ГАЗ-66. Они не обеспечивали даже минимальной защиты от тактического ядерного оружия. Для Сухопутных войск уже разрабатывался БМП-1. Для ВДВ он не подходил, так как был тяжел для военно-транспортного самолёта Ан-12.
Производство
БМД-1 начали производить в 1968 году на Волгоградском тракторном заводе. Потом на Волгоградском судостроительном заводе (ВгСЗ). В его производстве приняли участие ВНИИ Стали, Институт электросварки имени Е. О. Патона и предприятия Минавиапрома.
В 1971 году начали производство командирского варианта БМД-1К. В нем установили бензиновый зарядный агрегат для работы при выключенном двигателе. Сократили боекомплект пулемётов. Экипаж - шесть человек. Базовый БМД-1 выпускали до 1979 года.
В 1978 году выпускают модернизированный БМД-1П и командирский БМД-1ПК. На нём противотанковый ракетный комплекс 9К111, гироскопический полукомпас ГПК-59. БМД-1П выпускают до 1986 года, БМД-1ПК - до 1987 года.
Компоновка БМД-1
Расчет машины состоит из 7 человек экипажа и десанта:
- командира
- старшего механика-водителя
- пулемётчика
- заместителя командира (наводчика-оператора) в башне
- старшего стрелка
- гранатомётчика и помощника гранатомётчика
Корпус
БМД-1 имеет дифференцированное бронирование. То есть большее там, где большая огневая нагрузка. Броня собрана при помощи сварки из прокатных листов алюминиевой брони. Днище выштампованно, что повышает жесткость. Крышка кормового люка — из магниевого сплава, а крышка люка механика-водителя — из броневой стали.
Вооружение
Главный калибр - 73-мм гладкоствольная полуавтоматическая пушка 2А28 «Гром». Использует унитарные выстрелы с активно-реактивными снарядами, боекомплект из 40 выстрелов. Бронепробивемость орудия 400 мм. В боекомплекте есть осколочные гранаты.
Наведение на цель осуществляется при помощи комбинированного перископического прицела 1ПН22М1 «Щит». При прицеле прибор ночного видения.
Также оснащена противотанковым ракетным комплексом (ПТРК) 9К11 «Малютка». Это открытая пусковая установка рельсового типа на крыше башни над стволом пушки. Бронепробиваемость кумулятивной боевой части - до 520 мм.
На БМД-1П установили ПТРК 9К111, рассчитанный на поражение ДОТов и зависших вертолётов. В боекомплекте БМД-1П ракеты двух типов: две 9М113 «Конкурс» и одна 9М111-2 или 9М111М «Фагот». В 1986 году на вооружение приняли модернизированный вариант 9М113М с бронепробиваемостью 800 мм.
Связь
На БМД-1 устанавливали радиостанцию Р-123. С 1973 года — её модернизированный вариант Р-123М «Магнолия». Это коротковолновая радиостанция. Работа радиостанции осуществляется на 4-метровую штыревую антенну.
БМД-1К оборудованы второй радиостанцией Р-123 или Р-123М. С антенным фильтром для работы двух радиостанций, а также выносной радиостанцией Р-105М. Р-105М это ранцевая носимая ультракоротковолновая ламповая радиостанция. Для обеспечения работы аппаратуры связи при выключенном двигателе, БМД-1К снабжена бензоэлектрическим агрегатом АБ-0,5-П/30.
С 1984 года устанавливают комплекс средств связи «Абзац» с приёмником Р-173П «Абзац-П». Это ультракоротковолновая полупроводниковая аналогово-цифровая радиостанция.
Для внутренней связи БДМ-1 оборудовали танковым переговорным устройством (ТПУ) Р-124.
Двигатель
На БМД-1 V-образный 6-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения. Двигатель имеет рабочий объём 15 900 см³. Пуск двигателя с помощью электростартера. Для облегчения пуска при низких температурах, двигатель снабжён подогревателем с электроприводом.
Двигатель на дизельном топливе марок. Топливная система из трёх баков общей ёмкостью 280 литров.
Машины на базе БМД-1
Это БТР-Д — бронетранспортёр, принятый в 1974 году в воздушно-десантных войсках. Его характерный элемент - отсутствие башни. На базе БТР-Д создали носитель ПТУР, машину для перевозки расчётов ПЗРК, командно-штабную машину, машину разведки и управления огнём 1В119.
На базе БМД-1 в 1960-х годах пытались создать САУ. Но только в конце 1970-х годов на базе БТР-Д создали 120-мм САО 2С9 «Нона-С», серийное производство которого началось в 1981 году.
В 1984 году БМД-1 стали заменять новой БМД-2. О ней расскажу попозже. Если будет интересно!