Найти в Дзене
История и культура Евразии

БМД-1 - огневая поддержка советского десанта, которую создали по личному указанию Маргелова

Оглавление

Советская боевая машина десантная первая предназначена для десантирования с военно-транспортных самолётов типа Ан-12, Ан-22 и Ил-76. Используется с 1969 года.

БМД-1 106-й гв. вдд.
БМД-1 106-й гв. вдд.

Необходимость создания

Задание на создание боевой машины пехоты для Воздушно-десантных войск СССР дал командующий ВДВ В.Ф. Маргелов. В 1950-х годах десантники имели только стрелковое вооружение и гранатомёты. В 1960-х годах назрела необходимость снабдить парашютные части тяжелым вооружением. Для противотанковой обороны нужны были противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) на базе БРДМ и БРДМ-2, противотанковые САУ АСУ-57 и АСУ-85, и самодвижущаяся артиллерия. Личный состав перевозился на автомобилях повышенной проходимости ГАЗ-67, ГАЗ-69, УАЗ-469 и ГАЗ-66. Они не обеспечивали даже минимальной защиты от тактического ядерного оружия. Для Сухопутных войск уже разрабатывался БМП-1. Для ВДВ он не подходил, так как был тяжел для военно-транспортного самолёта Ан-12.

Боевая машина пехоты БМП-1
Боевая машина пехоты БМП-1

Производство

БМД-1 начали производить в 1968 году на Волгоградском тракторном заводе. Потом на Волгоградском судостроительном заводе (ВгСЗ). В его производстве приняли участие ВНИИ Стали, Институт электросварки имени Е. О. Патона и предприятия Минавиапрома.

В 1971 году начали производство командирского варианта БМД-1К. В нем установили бензиновый зарядный агрегат для работы при выключенном двигателе. Сократили боекомплект пулемётов. Экипаж - шесть человек. Базовый БМД-1 выпускали до 1979 года.

В 1978 году выпускают модернизированный БМД-1П и командирский БМД-1ПК. На нём противотанковый ракетный комплекс 9К111, гироскопический полукомпас ГПК-59. БМД-1П выпускают до 1986 года, БМД-1ПК - до 1987 года.

Советские десантники на БМД-1, Афганистан, 25 марта 1986 года
Советские десантники на БМД-1, Афганистан, 25 марта 1986 года

Компоновка БМД-1

Расчет машины состоит из 7 человек экипажа и десанта:

  • командира
  • старшего механика-водителя
  • пулемётчика
  • заместителя командира (наводчика-оператора) в башне
  • старшего стрелка
  • гранатомётчика и помощника гранатомётчика
БМД-1
БМД-1

Корпус

БМД-1 имеет дифференцированное бронирование. То есть большее там, где большая огневая нагрузка. Броня собрана при помощи сварки из прокатных листов алюминиевой брони. Днище выштампованно, что повышает жесткость. Крышка кормового люка — из магниевого сплава, а крышка люка механика-водителя — из броневой стали.

БМД-1
БМД-1

Вооружение

Главный калибр - 73-мм гладкоствольная полуавтоматическая пушка 2А28 «Гром». Использует унитарные выстрелы с активно-реактивными снарядами, боекомплект из 40 выстрелов. Бронепробивемость орудия 400 мм. В боекомплекте есть осколочные гранаты.

Наведение на цель осуществляется при помощи комбинированного перископического прицела 1ПН22М1 «Щит». При прицеле прибор ночного видения.

Учебные 73-мм выстрелы в транспортёре орудия 2А28
Учебные 73-мм выстрелы в транспортёре орудия 2А28

Также оснащена противотанковым ракетным комплексом (ПТРК) 9К11 «Малютка». Это открытая пусковая установка рельсового типа на крыше башни над стволом пушки. Бронепробиваемость кумулятивной боевой части - до 520 мм.

На БМД-1П установили ПТРК 9К111, рассчитанный на поражение ДОТов и зависших вертолётов. В боекомплекте БМД-1П ракеты двух типов: две 9М113 «Конкурс» и одна 9М111-2 или 9М111М «Фагот». В 1986 году на вооружение приняли модернизированный вариант 9М113М с бронепробиваемостью 800 мм.

Ракета 9М14 на пусковой установке
Ракета 9М14 на пусковой установке

Связь

На БМД-1 устанавливали радиостанцию Р-123. С 1973 года — её модернизированный вариант Р-123М «Магнолия». Это коротковолновая радиостанция. Работа радиостанции осуществляется на 4-метровую штыревую антенну.

БМД-1К оборудованы второй радиостанцией Р-123 или Р-123М. С антенным фильтром для работы двух радиостанций, а также выносной радиостанцией Р-105М. Р-105М это ранцевая носимая ультракоротковолновая ламповая радиостанция. Для обеспечения работы аппаратуры связи при выключенном двигателе, БМД-1К снабжена бензоэлектрическим агрегатом АБ-0,5-П/30.

С 1984 года устанавливают комплекс средств связи «Абзац» с приёмником Р-173П «Абзац-П». Это ультракоротковолновая полупроводниковая аналогово-цифровая радиостанция.

Для внутренней связи БДМ-1 оборудовали танковым переговорным устройством (ТПУ) Р-124.

Двигатель

На БМД-1 V-образный 6-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения. Двигатель имеет рабочий объём 15 900 см³. Пуск двигателя с помощью электростартера. Для облегчения пуска при низких температурах, двигатель снабжён подогревателем с электроприводом.

Двигатель на дизельном топливе марок. Топливная система из трёх баков общей ёмкостью 280 литров.

Машины на базе БМД-1

Это БТР-Д бронетранспортёр, принятый в 1974 году в воздушно-десантных войсках. Его характерный элемент - отсутствие башни. На базе БТР-Д создали носитель ПТУР, машину для перевозки расчётов ПЗРК, командно-штабную машину, машину разведки и управления огнём 1В119.

БТР-Д с комплектом оборудования для десантирования. Форум Армия-2016.
БТР-Д с комплектом оборудования для десантирования. Форум Армия-2016.

На базе БМД-1 в 1960-х годах пытались создать САУ. Но только в конце 1970-х годов на базе БТР-Д создали 120-мм САО 2С9 «Нона-С», серийное производство которого началось в 1981 году.

2С9 «Нона-С» — советская 120-мм дивизионно-полковая авиадесантная самоходная артиллерийско-миномётная установка.
2С9 «Нона-С» — советская 120-мм дивизионно-полковая авиадесантная самоходная артиллерийско-миномётная установка.

В 1984 году БМД-1 стали заменять новой БМД-2. О ней расскажу попозже. Если будет интересно!