Сейчас уже как-то забывается, что III-ий Интернационал трижды закладывал дредноуты разных видов и трижды их строительство проваливал.
Дважды дредноуты закладывались до Войны – «Союзы» и «Кронштадты» одновременно и один раз после Войны – «Сталинграды». (См. Рис. 1, 2, 3)
До закладки при «красных» дошло 9 кораблей и из них ни один не то что не был построен, а даже не был спущен на воду.
При «белых» дредноутов было заложено 12, из которых все были спущены на воду, а 7 были введены в строй. (См. Рис. 4, 5)
Вопреки широко устоявшемуся в узких кругах мнению о ненужности или более острожному о «не очень то нужности» дредноутов, III-ий Интернационал, особенно в возбуждении от свалившихся приписок пятилеток, так не считал. И стремился их заполучить не мытьём, так катанием, если не чужие «Архангельски» или «Новороссийски», то свои.
Вообще даже просто попытка строительства дредноутов, говорит о том, что страна взбудоражившаяся их строить имеет в этом нужду, связанную с многочисленными соседями, данные корабли в строю имеющими или желающими их поиметь. А у III-го Интернационала таковых соседей было во множестве или точнее в большинстве.
Вопреки ещё одному широко устоявшемуся в узких кругах мнению о «принятии России с сохой и оставлении с ядерной бомбой», таковых сох не очень то имелось, за производством например в 1913 г. 739.000 более востребованных плугов,[1] а кидаться ядерными бомбами успешно стали только через полгода, после того как Джугашвили без дредноутов закопали вместе с его золотыми пуговками.
Государя Николая II-го по числу построенных дредноутов смогли опередить только более богатые на природные богатства Британская Империя с 35-ю дредноутами, II-ой Прусский Рейх с 19 кораблями и Северо-Американские Соединённыя Государства с 10 кораблями.
Японская Империя смогла построить 8 дредноутов, но с учётом двух разнобойных и разноствольных «Кавачи».
Италианское Королевство во всём его блеске смогло осилить постройкой 5 дредноутов.
Государь Николай II-ой построил 7 дредноутов.
Австро-Венгрия осилила 4 дредноута.
III-ий Интернационал, после поражения в Польском походе 1919-1921 гг., а также при провалах «красных» мятежей в Венгрии и в Веймарской республике в 1919-м, а затем и в 1923-м году, уже определённо давал себе отчёт о том, что «мировая революция», как и Гражданская война в России возможная только на штыках немецких, мадьярских, китайских, латышских, эстонских финских и т.д., и т.п. банд интернационалистов, возможна в виде штыков РККА при шинелях цвета хаки, к каковым неплохо смотрелись бы нахлобученныя чёрныя бушлаты ВМС РККА, уверенно палящие со всяких «матерь Кузьмы покажем» дредноутов.
Усилия Государя Николая II-го по закладке всяких дредноутов трёх поколений в 340.000 тонн вылились в итоги по строительству и воду в строй в течении 8 лет дредноутов двух поколений на 175.000 тонн, а также спуском на воду ещё 165.000 тонн. (См. Рис. 6)
Естественно, что III-ий Интернационал не мог позволить себе меньше и заложил кораблей сразу на оныя 340.000 тонн. И вопреки успехам пятилеток оныя закладки состоялись именно там, где со своей сохой или сохами отметился Николай II-ой.
Но перед эти предстояли всякие метания, так как провозглашаемое в 1917-го году при захвате власти «красными» власти отмирание государства вовсе не требовало существования таких признаков государства, как Вооружённыя и Военно-морския силы, было ими опровергнуто созданием уже 15 января 1918-го года РККА, частью которых были Военно-морския силы, в которых ничего сильнее дредноутов не имелось, а идти путём французов по созданию на основе дредноутов самолётоносцев не очень то и хотелось.
Зато хотелось пушек, очень больших пушек.
Обуреваемые приписками роста выплавки чугуна и стали на душу населения в стране «красные» решились не отставать от «белых» и дредноутить по полной.
Предшествовал этому угар грабежа русской деревни, вылившийся в печально знаменитое «Головокружение от успехов» Главного писаря ВКП(б) И.В.Джугашвили от 02 марта 1930 г. После того, как главари режима «подсчитали, отобрали» награбленное, 11 июля 1931 г. этот же писарь высказался о строительстве дредноутов по окончании пятилетки, что нашло отражение в Постановлении от 26 июня 1936 г., по которому объём приписок позволял построить 24(!!) дредноута, так как выплавка чугуна и стали при «красных» уже втрое опережала показатели «белых» с 12–ю дредноутами, поэтому 24 дредноута двух видов смотрелись уже достижимо, а вес выглядел совершенно подъёмным.
При 700.000 тонн среднее водоизмещение «красного» дредноута предполагалось в приемлемые 29.000 тонн, при потолке в 35.000 тонн для «большого» «английского» «красного Нельсона» и 26.000 тонн для «малого» «французского» «красного Дюнкерка».
Учитывая то, как вольно себя чувствовали внутренние органы III-го Интернационала во внешних делах во дебрях Западной Европы, стоит предполагать что подробныя чертежи оных кораблей у «красных» паханов в начале 1930-х годов были в несомненной доступности.
По моему мнению, предел в 35.000 тонн вообще был пределом возможностей III-го Интернационала что-либо построить на заводах времён Николая II-го и ранее и вооружить имевшимися в наследство от Него 14-дюймовыми орудиями.
Столь же, по моему мнению, корабли в 26.000 тонн были обязаны своим появлением не только французам, разрабатывавшим дредноуты с 12-дюймовыми орудиями, но и «белым» русским, оставившим в наследство «красным» 12 трёхорудийных башен с «Императрицы Марии», «Императрицы Екатерины Великой» и «Полтавы». Такой корабль мог смело задолбать не только «вашингтонские крейсера», но и погонять лысого с «Гебеном» или «Дойчландом», даже при наличии и носовом расположении только 2-х 3-орудийныйх башен, в часть чего оставшееся водоизмещение приятно усиливало бронирование и (или) скорость, а само расположение главных орудий по носу продолжало будоражить «красных» даже в 1950-е годы. (См. Рис. 7)
Сейчас право дело сложно найти смельчака, увеличившего водоизмещение сразу до 55.000 тонн.
Но вечно гадящая англичанка не постеснялась слить тайную часть Англо-большевицкого морского соглашения от 1937 г., в которой некий «красвоенмор» Владимир Митрофанович Орлов выступил сливным бачком для дредноута в 41.500 тонн с 380 мм. бронированием, в котором угадывались «Георги V-ые».
При этом ещё ранее в 1935-м году из фашиствующей чёрнорубашечной социалистической Италии красноштанному и не менее социалистическому III-му Интернационалу одно из самых передовых предприятий мира «Gio. Ansaldo & C. (S.A.S.)» предлагала взяться за 43.000 тонный дредноут с 9-ю 16-дюймовыми орудиями и 350 мм. бронированием, в котором явно угадывался возмужавший красавчик «Littorio» с чертами дедушки италианского дреднотуостроения «Leonardo da Vinci». Но это предложение не прошло.
Зато кто знает коричневый немецкий, тот поймёт - «заботливый» Ричард Зорге вполне мог послужить сливным бачком для 55.000 тонного 36(!!!) узлового дредноута с 9-ю 18-дюймовыми (!!) орудиями, прожект которого был выдан на гора 21 февраля 1936-го года, невероятность которого могла послужить причиной недовольства таким «заботливым» подельником и сливом его в 1941-м году.
Но Джугашвили такой прожект кстати очень даже понравился.
Судьба 41.500 дредноута Орлова была решена в 1937-м году вместе с Орловым.
Было предложение взяться за дредноут в 47000 тонн, но в 1937-м году «вдруг стало не до него».
Услужливо подшаманеный «кабы чего не вышло» до 59.000 тонн, а затем и до 65.000 тонн дредноут получил путёвку в жизнь и был заложен 15 июля 1938 г. даже ранее письменного одобрения, которое вышло только 13 июля 1939 г.
Эта почти годичная разница даёт примерно представление об уровне приписок при Джугашвили, когда целый год целое судостроительное предприятие изображало бурную деятельность и к началу 1939-го года доложило о готовности корабля на 0,16%.[2] А ведь были ещё четыре дредноута, средства на строительство которых подлежали распилу.
Но до распила и шутки с заклёпками дошли только три.
Казалось бы, что такое вызывающее если не уважение взятым весом, или подходом ко взятию веса, должно вызывать если не оторопь или там гордость, то настраивать предельную трезвость невозможностью выполнения или исполнения строительства корабля, к которому не было ни брони, ни орудий, особенно главных 406 мм., да и вспомогательных 152 мм. и 100 мм. орудий в установках. Но «глаза боятся, руки шаловливо что-то делают».
Итого: 4 корабля «Советский Союз» (С-299), «Советская Украина» (С-352), «Советская Россия» (С-101) и «Советская Белоруссия» (С-102) на 260.000 тонн.
…
Однако предвоенное «головокружение от успехов» настолько обуяло «красных» и оторвало их от действительности, что вылилось ещё и в упражнения с малыми дредноутами, чьё водоизмещение от разумных и исполнимых 26.000 тонн рвануло к 40.000 тонн, но «не пошедшим в прок коню корм», при измерениях «Вашингтонов» с 305 мм. бортовым бронированием и «Георгов V» с 380 мм., у «красных» получился ну очень большой «Дюнкерк» с 230-мм бортовым бронированием, способным уверенно защитить разве что от «вашингтонского крейсера» или 20.000 тонного их истребителя с 240-254 мм. орудиями, но точно не способного противостоять огню американских «Алясок», японских «В-65» и даже немецким карманным догонялкам греков «Дойчландов» с 11-дюймовыми орудиями, не исключая прусского «Гебена» уже турецкого «Явуза», не говоря уже о печальности встречи с любым линкором, не исключая итальянских «Цезарей».
Тем не менее, в данной попытке «красными» были заложены также без главных 305 мм. и вспомогательных 152 мм. и 100 мм. орудий.
Итого: 2 корабля «Кронштадт» и «Севастополь» на 80.000 тонн.
…
Особенно частыми являются разговоры об устаревании дредноутов по итогам Второй мировой войны. Однако после Второй мировой войны англичане ввели в строй «Авангард», а французы «Жан Бар», названного в честь морского разбойника, не говоря уже «Ришелье», названного в честь человека, создавшего само нынешнее понятие Франции. И надо ведь уверенно сказать, что разбойник «Жан Бар» отметился в Суэцкой войне 1956 г., а наследники «Вашингтонов» USS «Missouri» (BB-63)» и USS «Wisconsin» (BB-64) пулялись не только во время «Бури в пустыне» уже в самом конце XX-го века.
Таким образом, к середине XX-го века дредноуты вовсе не были устаревшим орудием и оставались очень даже «Ultima ratio regis» - «Последним доводом королей», против которых никто их паханов не возражал, не исключая главного на то время писаря ВКП(б).
При этом стоит отметить, что получил второе дыханием «малый линкор», образец которого к 1950-му году очень даже разсматривался к закладке. Огневая мощь 5-ти 16-дюймовых орудий была сравнима с мощью 8-ми 380 мм. орудий «Жана Бара» или такого же количества 15-дюймовок «Авангарда». (См. Рис. 8, 9)
Не меньше внимания уделялось «просто» «линкору пр. 24» с 9-ю 16-дюймовыми орудиями и 6-ю двухорудийными 130-мм установками БЛ-110 и увеличением МЗА с 45 мм. установок СМ-20-ЗиФ до 57 мм. (См. Рис. 10)
Лишь быстро вернувшееся отрезвление полным отсутствием возможности производить 16-дюймовые орудия вернула «красных» к относительно трезвому взгляду на хотелки и возможности, итогом чего стала переработка «линкора пр.24» в «линейный крейсер» с уменьшением главных орудий до 12-дюймовых, которые оказались предельно возможными для хотелок вологодского любимчика Джугашвили Николя Кузнецова, который после опалы 1947-го года принялся закидывать любимого вождя и учителя хотелками крейсеров сначала с 8-дюймовыми орудиями, затем с 210-230 мм., и окончательно упёршись о предел возможностей в 305 мм. всё-таки удовлетворил хотелки писаря всех времён и народов второй трети XX-го века.
При этом стоит отметить, что на скорость строительства не оказывало никакого влияния то, заложены ли были эти корабли до Войны или после неё. Корабль №406 заложенный 31 декабря 1951-го года к 6 ноября 1953-го года был «готов к спуску на воду на 70%», что при необходимой готовности в 42,9% означало 30% готовности и спуск на воду не ранее 1 мая 1954-го года. На «Москву» и «Кронштадт» сил не оставалось вовсе. Поэтому при всей кажущейся возможности построить такие корабли они построены не были. Хотя для «красных» с грядущим Карибским кризисом и Корейской войной с многочисленными обстрелами берегов ну очень большими пушками они точно не были лишними.
Итого: 3 корабля «Сталинград» (№400), «Москва» (№406) и «Кронштадт» (№401) на 127.000 тонн.
…
Всего: 9 кораблей на 467.000 тонн. хотелок.
…
Таким образом, вопреки устоявшемуся в узких кругах мнению о недредноутности III-го Интернационала это было совершенно не так. Дредноутность была и осталась мечтой III-го Интернационала, даже после его кончины…
Ч.т.д.
[1] Справочник «Российская Империя», 1914 г., Часть Вторая «Промышленность и сельское хозяйство», Таблица 2 «Динамика роста физического объема производства важнейших видов промышленной продукции», Продолжение «Производство сельскохозяйственных машин».
[2] Краснов В. Линкоры типа «Советский Союз». «Морской Сборник», 5.1990, стр.62.