Найти в Дзене
Вячеслав Звягинцев

Еще раз – о воинском учете и уклонениях от призыва и мобилизации

16 января 1942 года Государственный комитет обороны (ГКО) принял секретное постановление. На своем канале нередко использую исторические аналогии (сравнение известных исторических событий с аналогичными событиями и явлениями, которые происходят сегодня или могут произойти в будущем). Ранее уже не раз писал на тему, связанную с уклонениями от призыва и мобилизации. Можно, например, прочесть ЗДЕСЬ: Сегодня, когда снова в числе наиболее актуальных - вопрос о наведении порядка в воинском учете, - самое время вспомнить о секретном постановлении ГКО от 16 января 1942 года. 25 ноября 2022 года Президент России В.В. Путин издал Указ, которым предписал до 1 апреля 2024 года сформировать государственный информационный ресурс с данными, необходимыми для актуализации документов воинского учета. То есть, на проведение этой работы министерствам и ведомствам дано почти полтора года. А теперь обратимся к постановлению ГКО, подписанному И.В. Сталиным 16 января 1942 года, которое называлось "О порядк

16 января 1942 года Государственный комитет обороны (ГКО) принял секретное постановление.

На своем канале нередко использую исторические аналогии (сравнение известных исторических событий с аналогичными событиями и явлениями, которые происходят сегодня или могут произойти в будущем).

Ранее уже не раз писал на тему, связанную с уклонениями от призыва и мобилизации. Можно, например, прочесть ЗДЕСЬ:

Сегодня, когда снова в числе наиболее актуальных - вопрос о наведении порядка в воинском учете, - самое время вспомнить о секретном постановлении ГКО от 16 января 1942 года.

25 ноября 2022 года Президент России В.В. Путин издал Указ, которым предписал до 1 апреля 2024 года сформировать государственный информационный ресурс с данными, необходимыми для актуализации документов воинского учета. То есть, на проведение этой работы министерствам и ведомствам дано почти полтора года.

А теперь обратимся к постановлению ГКО, подписанному И.В. Сталиным 16 января 1942 года, которое называлось "О порядке передвижения военнообязанных в военное время и ответственности за уклонение от воинского учета". Оно небольшое по объему, всего 6 пунктов:

«1. Запретить военнообязанным и призывникам выезд из своего постоянного места жительства без разрешения военного комиссариата того района или города, на территории которого они проживают и состоят на воинском учете. Выдача разрешений производится лично военными комиссарами...

2. Все военнообязанные и призывники, выезжающие за пределы своего места жительства на срок, превышающий 10 дней, обязаны сняться с воинского учета. Военнообязанные, прибывающие на новое место жительства на срок более 10 дней, обязаны не позднее 48 часов по прибытии стать на воинский учет…

4. Обязать НКВД и НКО СССР организовать систематическую проверку документов, устанавливающих отношение граждан к воинской обязанности, во всех населенных пунктах и на путях сообщения…

6. Установить, что за уклонение от воинского учета в военное время и содействие этому виновные несут ответственность, как за уклонение (пособничество уклонению) от призыва по мобилизации по ст. 193 п. 10-а УК РСФСР и соответствующим ст. ст. УК других союзных республик.

Лиц, уклоняющихся от воинского учета, призыва и мобилизации, предавать суду Военного Трибунала».

Детализация конкретных мер, направленных на реализацию постановления ГКО, содержалась в приказе заместителя наркома обороны - начальника Главного управления формирования и укомплектования войск Красной армии Е.А. Щаденко от 24 января 1942 года.

Е.А. Щаденко
Е.А. Щаденко

В этом приказе подробно излагалось, как себя вести военнообязанным и призывникам, чтобы не попасть под суд военного трибунала. Например, были перечислены все случаи, при которых они имели право на выезд: перевод по службе, выезд на учебу, выезд на работу по приглашению предприятий и учреждений, перемена места жительства по болезни, выезд к родным в связи с несчастными случаями[1].

Еще в одном приказе от 15 марта того же года (не прошло и двух месяцев!) говорилось:

"Военной прокуратурой и комендантом г. Москвы установлено, что брони и отсрочки иногда предоставляются по явно непроверенным, порою фиктивным документам, по знакомству.

Например, некто Братухин В.С., состоя на службе в магазине № 19 "Гастроном" (г. Москва) заместителем директора, в декабре 1941 г. был забронирован в качестве электротехника завода № 478. Никто не проверял фактического места работы Братухина.

...Только путем выборочной проверки в течение нескольких дней штаб Московского военного округа и комендант г. Москвы выявили 3298 человек, незаконно забронированных".

А еще через месяц, 14 апреля 1942 года, Е.А. Щаденко издал новый приказ:

"В результате бездеятельности и оторванности военкоматов от военно-учетных столов, многие военкоматы не имеют точных сведений об оставшихся на учете людских ресурсах и вместо тщательной их поверки доносят о невыполнимости получаемых нарядов...

Имеют место такие позорные явления, как освобождение от призыва за взятки. Так, Сталинский райвоенком г. Свердловска старший политрук Алексеенок за освобождение от призыва 9 человек райпромкомбината потребовал и получил кожаное пальто и хромовые сапоги; таким же мошенническим путем этот политрук освободил еще 60 человек. Гавриловский райвоенком Чкаловской области майор Ибрагимов освободил от призыва двух военнообязанных за взятки. В военных комиссариатах Алтайского края взяточничество и подлоги свили прочное гнездо.

Все виновники этих злоупотреблений преданы суду и понесут заслуженное наказание».

Заседание военного трибунала под председательством генерал-майора юстиции Н.М. Кедрова. 1946 г.
Заседание военного трибунала под председательством генерал-майора юстиции Н.М. Кедрова. 1946 г.

Комментарии, думаю, излишни. Тем, кто сегодня занимается воинским учетом и комплектованием войск есть чему поучиться у своих предшественников!

[1]Здесь и далее цит. по – Русский архив: Великая Отечественная. Т. 13(2-2). Приказы народного комиссара обороны СССР. М. ТЕРРА, 1997.