Найти тему
1,1K подписчиков

Пара слов о гитарных компрессорах (54)

601 прочитал
Здесь могла бы быть фотография вашего компрессора
Здесь могла бы быть фотография вашего компрессора

Предыдущая статья

Для начала немного отвлечёмся и поговорим на тему ламповых усилителей.

Замечали, что если сделать звук очень чистым - то это немного не то?

А если накрутить прямо конкретный перегруз - то тоже не совсем тот звук, которых интересен?

Если на оба вопроса вы ответили так же как я - то добро пожаловать в данную заметку. (Если нет, то всё с вами в порядке, просто на вкус и цвет все фломастеры разные. Даже возможно что в этой заметке и для вас найдется что-то полезное).

Так вот: мне кажется что самый интересный чистый звук - он на грани чистого и подгруженного. Играешь легонько - он чистый. Дернул струну чуть сильнее - увеличилась амплитуда сигнала с гитары и комбик немного перегрузился. Прямо капельку. И вот именно на стыке этого чистого и подгруженного можно танцевать с динамикой звукоизвлечения.

Если немного подумать об технической стороне происходящего - то получается что мы как раз получаем при этом тёплую ламповую лёгкую компрессию. Когда перегрузились, но чуть-чуть. Сигнал не смог стать громче, но его форма изменилась несильно, он всё ещё не воспринимается на слух как прямо перегруз. Обычно это довольно тонкая грань и настроить усилитель под разные уровни громкости и разные объемы помещений, находясь именно на этой границе между чистым и перегрузом не так то просто.

И вот тут-то мне кажется и находится область, в которой мне хочется применять компрессор.

Компрессор - это как овердрайв, но для чистого звука.

Если настроить усилитель на простой чистый звук и перед усилителем поставить педаль компрессии на неэкстремальных настройках - то можно получить схожий эффект с тем пресловутым танцем на грани. Только при этом настроить педаль под разные внешние условия уже проще.

В большинстве случаев при описании того, что делает педаль компрессии пишут что-то типа "она уменьшает динамику, делая тихие звуки громче, а громкие - тише". Это не совсем правда. Обычно педаль компрессии всегда всё делает громче на определенный коэффициент усиления. Именно поэтому если включить компрессор и ничего не играть - то можно услышать повышение уровня шума. Ведь мы делаем всё громче, а если ничего не играть - то громче может сделаться только шум.

А вот если на входе компрессора появляется сигнал, превышающий некоторый уровень, то тогда происходит уменьшение коэффициента усиления. Так что с технической стороны "компрессор усиливает все звуки, просто громкие он усиливает меньше, чем тихие".

Попутно тут есть одно особенное свойство: с уменьшением усиления при появлении этого громкого сигнала компрессор обычно немного запаздывает. Из-за этого и появляется часто пресловутый "щелчок", подчеркивающий атаку при игре с компрессором, чем часто пользуются игроки в стиле кантри.

При этом действительно немного уменьшается динамический диапазон. Тихие звуки становятся громче и их легче услышать. Громкие не настолько усиливаются и не режут слух.

Но парадокс в том, что при этом легкая настройка подходящего компрессора позволяет нам подчеркнуть динамику нашей игры. Ведь тихие звуки остаются тихими и чистыми. А более громкие - слегка меняют форму, мимикрируя под легкие искажения лампового преампа, что повышает к ним интерес.

Для такого режима работы в принципе подходит любой компрессор, главное выбрать такие настройки, чтобы влияние включенного компрессора было почти незаметно на слух. Если вы не слышите включен ли компрессор, пока он есть, - значит вы на верном пути. Если вы выключаете компрессор и замечаете, что звук потерял в своей характерности, - значит это оно самое и есть. То, ради чего вся эта статья была написана.

Следующая статья