Найти тему
Кофе с Кандинским

Разбор шедевра: роспись египетской гробницы

Египетское искусство отличается загадочностью и парадоксальностью, но неизменно вызывает любопытство. Сегодня изучим фреску из гробницы Небамуна и выясним, кто это такой, что здесь изображено и с какой целью.

Роспись гробницы Небамуна. Ок. 1350 г. до н.э. Британский музей
Роспись гробницы Небамуна. Ок. 1350 г. до н.э. Британский музей

Эта яркая и радостная по настроению сцена охоты на птиц располагалась в темном уединенном пространстве гробницы. Перед нами изображен египтянин Небамун, а также его жена и их юная дочь - вместе они плывут в лодке по Нилу. Лодка, естественно, существенно уменьшена в размерах - ее реальный вид автора фрески мало интересовал, это скорее знак лодки, не более.

Подобные сцены охоты были довольно распространенным сюжетом в росписи египетских гробниц, однако эта уникальна в том числе и количеством пернатых - такого разнообразия птиц нигде больше не явлено. Птичья охота, как правило, сопровождалась сценой ловли рыб - но, увы, эта часть росписи гробницы Небамуна до нас не дошла, хотя несколько рыб есть и здесь.

-2

У древних египтян существовала очень подробная и разветвленная концепция загробной жизни: чтобы хорошо было по ту сторону, после смерти, необходимо тщательно к этому готовиться. Речь не только о надлежащей мумификации, то есть о сохранении плоти, но и о других ритуалах. К статуям умерших подносилась еда, а стены гробниц украшались детализированными росписями со сценами из повседневной жизни.

Иероглифы под левой рукой Небамуна свидетельствуют: что мужчина "наслаждается собой и созерцанием красоты вместо жизни, полной вечного повторения".

-3

Внимательный взгляд заметит рыжего кота среди птиц и стеблей папируса. Уже в древнем Египте кошки были домашними животными, но, вполне вероятно, что в этой росписи кот символизирует бога Солнца, охотящегося на врагов света и порядка. Его необычный позолоченный глаз намекает на религиозный смысл этой сцены. Геродот, путешествовавший по Египту примерно в 450 году до нашей эры, писал: "животные в этой стране, одомашненные или нет, все считаются священными.

-4

Однако перед нами не просто сцена охоты, она, как и все изображения у египтян, имела особый символический подтекст: плодородные болота считались местом перерождения и эротики. Охота на животных может представлять триумф Небамуна над силами природы.

Подобные сцены также наделялись и магической силой, чтобы умершему было так же хорошо в вечности, как и на земле. Создатели росписей бормотали заклинания во время работы, знание которых передавалось - вместе с ручными навыками - от отца к сыну. Откуда мы это знаем? Была расшифрована надпись некоего Ириирусена, созданная около 2040-1785 гг. до н.э. Художник явно был горд собой: "Я владыка тайны. Я использовал всю силу магии".

-5

Человеческое тело в древнеегипетских росписях и рельефах является в сочетании двух ракурсов: голова, туловище и ноги в профиль, глаза и плечи анфас. Элементы, которым египтяне придавали особое значение, должны были быть хорошо видны. Таким образом, ширина плеч, например, и символ власти, который короли обычно держали перед грудью, лучше видны спереди. Шагающие ноги, с другой стороны, не могли быть показаны спереди, потому что египтяне были незнакомы с пространственной перспективой.

Лицо в египетских росписях не имеет индивидуальных особенностей и никак не коррелирует с возрастом героя. Людей в росписях можно идентифицировать только по их написанному имени и званию. Парик, заплетенный в маленькие косички, и широкий воротник ничего не говорят о личных вкусах человека, это стандартное облачение представителя высшего сословия. Небамун был довольно высокопоставленным чиновником и управляющим королевским зернохранилищем 18-й династии.

-6

В египетском искусстве существовала особая изобразительная иерархия, согласно канонам жену писали существенно ниже чем мужа, а детей - еще меньше. Аналогичный подход был и в росписях, где фигурировал фараон - он всегда был крупнее остальных героев.

Жена Небамуна празднично одета: именно так покойный должен помнить ее и таким образом она должна сопровождать его в вечности. На ней плиссированное платье с широкими рукавами, сквозь которое видны контуры стройного тела. Женщины в египетских росписях всегда обладают идеальными фигурами.

В руках она держит цветы лотоса, а на макушке у нее парик (их носили и мужчины, и женщины) и особое приспособление: сделанный из ароматизированного анисового масла и жира, конус надевали поверх парика на светских мероприятиях, отчего волосы блестели и сладко пахли, когда жир таял.

Фиванский некрополь
Фиванский некрополь

Гробница Небамуна расположена в знаменитом некрополе близ города Фивы. Захоронение и росписи были открыты в 1820 году. Английский собиратель древностей и дипломат Генри Солт распорядился отправить самые ценные фрагменты в Великобританию, где они и обретаются поныне.