Найти в Дзене

Основы знаний о государстве «Основные теории происхождения государства (часть 1)»

Государство и право появились не с самого начала возникновения человеческого общества, а лишь на определенном его этапе. Существует довольно много теорий (объяснений) появления государства. Они возникали в разные периоды времени, в разных странах. Вот некоторые их них.

Теологическая теория. Одной из первых теорий происхождения государства была теологическая, объясняющая возникновение государства божественной волей. Этой теории придерживались многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский — XIII в.), идеологи ислама и современной католической церкви. Если государство божественной природы, оно является вечным, а люди должны подчиняться государственной власти (от Бога). Вопрос о истинности этой теории решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума и т. п., т. е. это в конечном итоге, вопрос веры.

Патриархальная теория. Эта теория также возникла в древности: ее основателем был Аристотель (III в. до н. э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Р. Фильмер, Н. Михайловский и др.).

Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства — монархом. Таким образом, монарх является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти и ее законам. Но на сегодняшний день нет исторического свидетельств подобного способа возникновения государства.

Материалистическая (классовая) теория. Материалистическая (классовая) теория происхождения государства исходит из того, что государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.

В.И.Ленин категорически выступал против тех, кто утверждал, что государство выступает органом примирения классов. Он писал: «По Марксу государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконяет и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов».

Определяя свое собственное отношение к сущности и предназначению государства, Ленин неоднократно подчеркивал, что государство есть машина для поддержания господства одного класса над другим.

Суть материалистической теории состоит в том, что государство возникает в результате раскола общества на классы. Отсюда делается непреложный вывод: государство есть исторически преходящее, временное явление — оно возникло вместе с возникновением классов и также неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов. Данная теория господствовала в период существования советского общества с 1917 по 1991 год.

Представители других концепций и теорий происхождения государства считают положения материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают психологических, биологических, нравственных, этнических и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение государства.

Научная мысль прошлого и настоящего времени выдвинула целый ряд теорий происхождения государства. Основными из них являются естественно-правовая (договорная), органическая, психологическая, теория насилия, экономическая теория, о которой уже говорилось выше.

Естественно-правовая теория. Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало некое естественное состояние человека. Причем выглядело это естественное состояние по мнению ученых по-разному. Томас Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех»; Ж.-Ж. Руссо считал, что это есть мирное идиллическое первобытное царство свободы;

Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта — общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением. Государство здесь выступает как искусственное произведение сознательной воли людей, согласившихся объединиться ради лучшего обеспечения свободы и порядка.

Классическое обоснование договорная теория получила в трудах Руссо. Исходя из исторического опыта он пришел к выводу, что правители стали смотреть на государство как на свою собственность, а на граждан как на своих рабов. Они стали деспотами, угнетателями народа. Появившееся неравенство людей становится причиной нового отрицательного равенства: перед деспотом все равны, ибо каждый равен нулю. Но это уже не старое естественное равенство первобытных людей, а равенство как искажение природы.

Руссо считал, что в интересах создания правомерного государственного устройства и восстановления истинного равенства и свободы надо заключить свободный общественный договор, который защищал бы и охранял общей совокупной силой личность и имущество каждого участника.

Теория общественного договора подвергается критике по различным причинам. Так, Н.М.Коркунов полагал, что договорные начала в образовании общества и государства приводят к крайне индивидуалистическому пониманию общественной жизни. Личность признавалась над всеми господствующей и все определяющей. Общественный порядок объявлялся всецело определяемым произволом отдельных личностей.

Некоторые аспекты данной концепции нашли свое реальное воплощение в практике государственного строительства. Примером этого могут служить Соединенные Штаты Америки, которые в своей конституции юридически закрепили договор между народами, входящими в их состав, и определили цели этого договора. Союз Советских Социалистических Республик был образован также на основе договора между республиками.

Таким образом, элементы договорной теории имеют под собой реальную историческую почву.

Основы знаний о государстве. "Основные теории происхождения государства (часть 2)"
Семья, государство, право24 января 2023