Греческий писатель, философ, историк. Родился в городе Херонея в Беотии. Плутарх много путешествовал, посетил Центральную Грецию, Спарту, Коринф, Сарды и Александрию, однако его постоянным местом жительства была Херонея, где он не только исполнял обязанности главного судьи, но и занимал другие руководящие должности, а также возглавлял школу с широким учебным планом, в которой преподавалась философия, а особенное внимание уделялось этике.
Литературное наследие Плутарха огромно. Только в так называемом каталоге Лампрласа содержится 227 названий его произведений.
Популярность Плутарху принесли прежде всего «Сравнительные жизнеописания». Описывая благородные свершения и характеры выдающихся личностей, автор стремился дать грекам и римлянам образцы для подражания и взаимоуважения.
Дошедшие до нас работы Плутарха по этике, религии, физике, политике и литературе сведены в сборник, известный под именем «Моралия» (или «Этика»). В нем собраны более 60 эссе, написанных в основном в форме диалогов и диатриб (обличительных речей). Трактаты, посвященные политическим вопросам, имеют особую ценность для исследователей. «Политические наставления» показывают, какое огромное значение придавалось тогда в Греции политике; в трактате «Должен ли человек заниматься полимикой, когда стар» Плутарх советует своему другу Эофану продолжать общественную деятельность в Афинах. Идеи стоицизма прослеживаются в небольшом произведении «К неграмотному правителю» и отдельными рассуждениями в «Философы беседуют только с принцами». Интерес Плутарха к истории религии и античности можно увидеть в группе восхитительных эссе: в раннем «Демон Сократа» и трех более поздних, посвященных Дельфам «Крушение оракулов», в котором он объясняет падение интереса к оракулу уменьшением населения, «Ответы Пифии», в котором он стремится возродить веру в оракула. Написанные в одно с ними время «Изида и Озирис» выдержаны в мистических тонах. «Веселые вопросы» (9 книг) и «Греческие и Римские вопросы» вобрали в себя обширные познания в античной истории. Среди наиболее ценных работ можно выделить «техи Апполона», «Жизнеописания десяти ораторов», «Судьба», «Краткие изречения царей и полководцев», «Краткие высказывания спартанцев», «Пословицы Александрийцев».
- А разве все наши внезапные, подобно молнии, озарения души и ума, не указывают на божество?
- Безрассуден и малодушен тот, кто не решается приобретать нужное из боязни потерять его.
- Бог - это надежда для храброго, а не оправдание для трусливого.
- Богачи и цари, оказывая почет философам, делают честь и им, и себе, но философы, заискивая перед богачами, им славы не прибавляют, а вот себя бесчестят.
- Более похвальным является такой душевный склад, худшие свойства которого с годами дряхлеют, а прекрасные расцветают.
- В благах, посылаемых судьбой, нам приятно приобретение и пользование, а в благах, исходящих от добродетели, нам приятны действия. Первые мы хотим получать от других, вторые предпочитаем сами уделять другим.
- Величайшая заслуга философии - укрощение в человеческих нравах первобытной жестокости.
- Война - зло; ее ведут с помощью больших несправедливостей и насилия, но для честных людей и на войне существуют определенные законы. Нельзя гнаться за победой, если выгоды, которые она дает, будут приобретены путем низости и преступления.
- Великий полководец должен вести войну, надеясь на свое мужество, а не на измену долгу со стороны других.
- Всякая демократия относится к государственным деятелям недоверчиво и предубежденно, а потому, если полезные решения приняты без споров и борьбы, возникает подозрение о предварительном сговорe.
- Всякое заблуждение пагубно, но там, где к нему примешивается страсть, оно пагубнее вдвойне.
- Гневно нападая на гневливость, мы вызываем еще больший гнев.
- Говорить мы учимся у людей, молчать - у богов.
- Деспотизм порождают сами люди: когда ноги в оковах, они не могут обойтись без того, чтобы им на шею не надели еще и цепь.
- Злорадство - наслаждение чужим горем.
- Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить, не исключение из этого правила и люди.
- Индивидуальный пример действеннее отвлеченных правил.
- Прежде чем налить в прохудившийся сосуд вино или масло, есть смысл испытать его сначала водой; так и жену свою, дабы не иметь проблем с ее болтливостью, не худо проверить на хранение тайны каким-нибудь неопасным только что придуманным слухом.
- Как разделение руки на пальцы отнюдь ее не ослабило, но, напротив, сделало ловчее и пригоднее к употреблению, так правитель, приобщающий к государственным заботам других, достигает совместностью усилий большего успеха.
- Когда живописец рисует прекрасный, полный прелести образ, мы требуем от него, если этому образу присущ какой-нибудь мелкий недостаток, чтобы он не опускал его совсем, но и не воспроизводил слишком тщательно: ведь в последнем случае теряется красота, в первом сходство. Равным образом, раз уж трудно или просто невозможно показать человеческую жизнь безупречно чистую, то, как и при передаче сходства, лишь воспроизводя прекрасное, следует держаться истины во всей ее полноте. А в ошибках и недостатках, проникающих в деяния человека под воздействием страсти или в силу государственной необходимости, должно видеть проявление скорее несовершенства в добродетели, чем порочности, и в повествовании не следует на них останавливаться чересчур охотно и подробно, но словно стыдясь за человеческую природу, раз она не создает характеров безукоризненно прекрасных и добродетельных.
- Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос.
- Кто хочет пребывать в благополучии, тот должен научиться жить в нужде.
- Мне кажется, и дерзость, и робость имеют один источник - неосведомленность.
- Мы часто задаем вопрос, не нуждаясь в ответе, а стремясь услышать голос и снискать расположение другого человека, желая втянуть его в беседу.
- Надежда есть и у тех, у кого больше ничего нет.
- Нас делает счастливыми именно излишнее, а не то, что всем необходимо.
- Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо.
- Не следует спешить с карами и санкциями.
- Немногих пороков достаточно, чтобы омрачить многие добродетели.
- Нет зверя свирепее человека, совмещающего в себе дурные страсти и власть.
- Ни одно произнесённое слово не принесло столько пользы, сколько множество несказанных.
- Правильные суждения присущи всем людям, ведь природа сама по себе указывает путь к подобающему, но философы отличаются от большинства тем, что у них эти суждения твердо противостоят неблагоприятным обстоятельствам.
- Прекрасное влечет к себе самим действием своим и тотчас вселяет в нас стремление действовать.
- Римлянин Катон говорил, что душа влюбленного живет в душе любимого. Я же сказал бы, что в душе влюбленного присутствует вся душа любимого, вся его жизнь, характер и действия. Это вопрос, аналогичный тому, где живет красота душе бедуина? Ни там и ни там, ибо красота есть не что иное, — в пустыне или в как умение объяснить себе ее воображаемое наличие. Любовь не бывает фактом, она бывает лишь тягой иметь по возможности такой факт. Из-за этого все ее коллизии и хлопоты, проблемы и неудобства, связанные с ней. Любовь, как солнечный луч: видимая, близкая, присутствующая, она не дается никому, кто попытается ее взять.
- Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах.
- Совершать дурные поступки низко, делать добрые, когда это не сопряжено с опасностью вещь обычная. Хороший человек тот, кто делает большие и благородные дела, даже если он рискует всем.
- Такова природа богатства: оно требует свидетелей, зрителей. Иное дело благомыслие, философия, познание того, что нужно знать о богах, - все это, даже оставаясь незаметным, светит собственным светом и создает в душе великое озарение и радость, близкую душе и самой по себе, ибо она стремится к добру, видит ли это кто-либо или это останется скрытым для всех богов и людей.
- Так привлекает ее добродетель, истина, красота математических наук, геометрии и астрологии: может ли с этим сравниться достояние богачей, все эти побрякушки, ожерелья, девичьи украшения?
- Там, где все прочие условия равны, победителем выходит более мужественный.
- Те, кто жадны на похвалу, бедны заслугами.
- У людей неразумных и беспамятных все случившееся с ними уплывает вместе с течением времени, и, ничего не удержав, ничего не накопив, вечно лишенные благ, но полные надежд, они смотрят в будущее, не замечая настоящего.
- Уже одно притворство в добродетели незаметно производит стремление и привычку к ней.
- Умеющие побеждать далеко не всегда умеют пользоваться победой.
- Философской душе свойственно любить мудрость и восхищаться мудрецами.
- Человек может быть только тем, что он есть.